Тульские пряники

Леонид Фульштинский
      Впервые я увидел тульские пряники на выставке художников-авангардистов. Искренне удивился: причём здесь это кондитерское изделие.
      - А вы всмотритесь и включите мозги.
      Всмотрелся. Включил. Что-то внутри щёлкнуло.
      Ба-а, да ведь это настоящее произведение искусства. Как я этого сразу не заметил. А потому, что первое, что приходит в голову тому, кто согласно Дарвину, произошёл от обезьяны, – это пищеварительный вопрос – пожрать, полопать, накормить ненасытное брюхо. Ах, люди, люди. То есть мы с вами, я в том числе. Сколько трудов потратил великий учёный, чтобы доказать, обосновать свою теорию происхождения человека, открыть нам глаза, откуда «есть пошла» порода гомо сапиенс, как велик и неподражаем этот «царь природы».
      Кстати, не все верят, что человек произошёл от обезьяны. В одной очень религиозной стране произвели опрос населения и большинство, большинство! высказалось за то, что не принимает теорию Дарвина, что мартышки тут не причём. А Царь Природы – человек - произошёл от Бога. То есть, именно Он создал нас с вами по образу и подобию своему, или, как поёт певица Алёна Апина, «Я его слепила из того, что было, а потом, что было, то и полюбила». Сперва Всевышний «слепил» Его - Адама. А потом уже появилась Она – Ева.  Конечно, она любила своего суженого, выбор у неё был невелик. Но – врождённое женское коварство – сработало и тут. Она подстрекала Адама сорвать запретный плод из райского сада, всё время цеплялась к нему, надоедала:
      - Хочу яблочка! Хочу яблочка!
      Женская сущность с тех пор мало в чём изменилась, только предметы обожания стали совсем другими:
      - Купи шубу! Ну, купи шубу! Хочу норковую шубку, как у Тамарки!
      - Да откуда я наберу столько долларов, евро или даже наших «деревянных».
      - А ты изыщи возможность. Тамаркин муж смог, и ты смоги.
      -  Так Тамаркин муж – олигарх. А я – простой инженер.
      -  Прежде всего, ты мужчина!
      Ах, милые, родные, прекрасные и распрекрасные! Жёны, подруги, любимые и любовницы! Ну, куда же вы нас толкаете. Вспомните про Адама и Еву. Он тоже старался угодить ей, «соответствовать», так сказать. А чем всё кончилось? Бог изгнал их из рая. И стали они жить на грешной нашей земле, где проблем у каждого выше головы – своей и чужой.
      Вот на какие мысли навело меня это кулинарное изделие – тульский пряник. У него 300-летняя история. Ремесло пекарей-пряничников возникло в Туле раньше оружейного, самоварного, гармонного. Этот пряник  пережил несколько
войн и революций, 13 императоров, множество партийных вождей.
Туляки считают печатный пряник восьмым чудом света. Издревле в Туле выпекали жамки – мелкие пряники без декора. А потом появился декор – система украшения фасадов, интерьеров, изделий. И тут мастера выпечки достигли совершенства. Чего только не увидишь на тульском прянике. Как написал Н.В. Гоголь в поэме «Мёртвые души», «И не хитрый, кажись, дорожный снаряд…». Да, рецептура его довольно проста: мука, сахар, пара яиц, ложка соды и толика сливочного масла или маргарина. Но по части декора! Или, скажем, дизайна,   фантазия тульских художников, а иначе их и не назовёшь, воспарила до заоблачных высот. На ограниченной площади они ухитрились создавать не только отдельные миниатюры: имена – Саша, Маша, Варфоломей…, поздравления по разным поводам, пасхальные приветствия, забавных зверушек и сказочных героев, но и воссоздавать картины известных мастеров: Левитана «Золотая осень», Айвазовского «Девятый вал», Репина «Не ждали». Ну, да, не ждали. Не верили.  А вот тульские «пряникоделы», не путать с «бракоделы», открыли новый вид искусства, назовём его «тульпрян», которое оставило позади всякие другие, изжившие себя направления, как-то модернизм, кубизм, импрессионизм и т.д.
      Один американский миллионер, посетив выставку, за большие деньги приобрёл несколько таких вот, с позволения сказать, пряников. И как потом сообщил, повесил их дома  в рамочке с золотой каёмочкой. Под стеклом. Чтоб не повадно было зрителям пробовать их на вкус. Для таких вот гурманов, сладкоежек, ничего не понимающих в искусстве, он привёз целый сундук   пряников   без    изящных                украшений и за умеренную плату потчевал ими всяких иждивенцев и дармоедов, потому что был настоящий капиталист, и в отличие от некоторых коммунистов и беспартийных, внимательно прочитал «Капитал» Карла Маркса, изучил его «Теорию прибавочной стоимости», и хорошо знал, что на «шармачка», дармовщину, ничего путного не выходит, от такого метода никакого навара не получишь. За всё надо платить, тем более за такой эксклюзив. Иначе не  жди никакой прибыли,- это фундамент, на котором держится вся мировая система буржуазии.  А без реальной и ощутимой прибыли, на «всю оставшуюся жизнь» ты останешься «безлошадным» пролетарием, хоть соединяйтесь, хоть разъединяйтесь.
     И хотя говорят, что на вкус и цвет товарищей нет, тульский пряник опровергает эту поговорку, потому что этот продукт не только ублажает язык, но и доставляет эстетическое наслаждение. Воспоём же ему гимн, панегирик, он  вполне этого заслуживает. Как и его создатели, чьими руками и замыслами создаётся это великолепие.