Бутерброды из трупа лосося, слабого посола

Капитон Стручков -Хрустальный
БУТЕРБРОДЫ ИЗ ТРУПА ЛОСОСЯ, СЛАБОГО ПОСОЛА, ДЛЯ ВНУТРЕННЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И КАК ЭТО ВЛИЯЕТ НА ДРУЖБУ ВНЕШНЕ


 Была ли с моей стороны дружба чистая, как кристалл - да. С его - я не знаю...


 Незваный гость хуже татарина. Никогда не думал, что стану воплощением этого образа. А думал я, ветреный, беззаботный человек... Какое непростительное легкомыслие !

 
 Вернувшись из-за границы, я и брат пошли в гости к однокласснику, моему самому близкому другу. С нашей последней встречи прошло почти два года. Брат находился за рубежами двенадцать лет. Взяли с собой яства, пития и... Нужно объяснять с каким настроением мы отправились в гости ? Близкий друг встретил иностранное посольство прохладно, а как вы думали - декабрь месяц на дворе ! К кушаниям и напиткам почти не прикасался, а разливая желчь, топил в ней наши угощения. По отношению к нам вёл себя неприязненно. Обвинял общество Западной Европы, нас в том числе, во всех земных бедах и своих лично. Это жители далёкой Исландии и Фарерских островов, войдя в тайный сговор, мешали ему навести элементарный порядок во дворе и за двором. Вообще, вёл себя агрессивно. Я не мог понять причину такого поведения. Позже понял - чёрная зависть. Спустя время, мы снова отправились к нему в гости. Почему не позвонил и не предупредил ? Я никогда не звонил, а просто шёл к другу.

 
 Первые числа января. Вечер субботы. Подошли к воротам. Звонок. Калитку открыл неродной сын друга, мальчик тринадцати лет. Пока шли от калитки до двери, там, внутри дома, сохранялась атмосфера приподнятого настроения, хотя, неожиданный звонок уже мог заронить ощущение смутной тревоги. Почему ощущение тревоги ? Сейчас - сейчас поймёте. Расстояние до двери катастрофически сокращается. Для хозяина, его дом, пока ещё, крепость. Вот и дверь. Открываю. Входим. Прихожая. Дверь в кухню открыта. Видим: хозяин дома нарезает лососину. Её, розовую, нежную, расчленяет тонкими пластинами и жир блестит на лезвии ножа, отражённый светом лампочки. Родная семилетняя дочь находится тут же. Она восхищённо смотрит на отца и для неё, её папка, самый-самый. Как хочется в подобных ситуациях быть не ведающим, наивным ребёнком. Поприветствовали хозяина, хозяйку. И что же ? Звуковая волна нашего присутствия возмутила камертон-хозяина, отразилась от него и вернувшись, поникшая, треснувшая, врезала мне по ушам ! Камертон ! Дал ! Фальшивую ! Ноту ! Тише, спокойно, меньше эмоций, ведь бывают же дефектные камертоны. Эта нота протеста, вымазанная рыбьим жиром, задала тон настроения всему вечеру. Рыба ищет, где глубже - человек - ищет рыбу. Человек нашёл лосося - мы - нашли человека. Лосось был готов употребиться, хозяин был готов зарыдать. С нашим появлением, его весёлая улыбка, отшвартовавшись, отдав кормовые и носовые, подняла якорь. Улыбка, облокотившись левой ногой на верхнюю губу, оттолкнулась веслом от нижней и ушла в свободное плавание, потонув в пучине океана печали. Пока я и брат снимали верхнюю одежду, друг заканчивал свежевать кусок, стоя рядом с круглым обеденным столом. Прокисшая, словно щи, гримаса, судорогой свела его физиономию. Рассеянный тупой взгляд глубоко застрял в разделочной доске. Неродной сын прошёл в зал. Было очевидно, до нашего появления, вся семья находилась в помещении кухни. Хозяйка, всегда приветливая, не изменила себе и в этот раз. Однако, для хозяина дома, семейное торжество омрачилось нашим присутствием. Неприятная пауза повисла в атмосфере протухшего праздника. Я сразу почувствовал неловкость и всё сообразил. В нашем городишке лососину не купишь, значит, друг посетил областную столицу. Поехал, купил, привёз, засолил, дождался, нарезал и вот - татары - прорвались за крепостные стены ! Друг, работяга на заводе. С неба, на орденских лентах, золотых звёзд не хватал и на грудь, за шиворот они ему не падали. Анна на шее тоже не висела, а висели двор, машина, собака, дочь, жена и приёмный сын. Кажется, я верно расставил приоритеты в последовательности. Конечно, подобные, исключительно семейные, праздники, случались нечасто и посторонние англоговорящие рты, снабжённые зубами, в раскладку данного продукта, как едоки, счастливым обладателем лососины не включались. Я это понимаю и принимаю !!! Человек имеет право: купить, засолить, съесть ! Друг ! Не имеет права терять лицо перед другом, пришедшим в неудобный час, тем более перед своей семьёй ! О радушии, славянском, русском гостеприимстве я уже не говорю ! Что остаётся человеку в подобной ситуации ? Не потерять лицо ! Заплесневшая маска трагика возвестила о том, что грязь - грязь не лечебная, а грязь бытовая, мелкомещанская, звонким шлепком пощёчины пристала и украсила лицо друга. Густая, липкая, она забила дыхательно-нюхательно-сморкательные каналы - каналы дыхательно-жевательно-глотательно-плевательные и с потоками густоватой крови проникла в черепно-мозговую ткань, отравив её. Расчленённый труп рыбы всплыл и болтался между нами, нашей дружбой. Друг был не рад мне !!! Труп лосося, видимый и осязаемый в своей массе, потянул на его мелкособственнических, густо смазанных солидолом, рычажных весах больше, чем абстрактное, постное понятие дружбы которое лишено жиров, жирных кислот, фосфора, витамина Е и бог знает чего ещё, что обычно содержится в трупе морской рыбы. Я приносил и лососину, и икру, и шампанское, и лучшие французские коньяки, и литры вина, и килограммы сыра. Много приносил и угощал дома, случись ему зайти ко мне, по шкафам и холодильникам продукты не прятал, а всё лучшее ставил на стол. Он знал мой характер, в следующий раз я принесу втрое больше ! Для него, в данную минуту, это было неважно. Выходило, друг, пионер в прошлом, всегда готов !!! принимать от меня, но обмельчав, в настоящем и будущем, не всегда готов делиться со мной.


 Мы сидели за столом втроём. Хозяйка, тоже почувствовав неловкость за мужа, сразу ушла в зал. Атмосфера душила, разговор не шёл. Встать и уйти - неловко. Бутербродов никто не касался, их понемногу поедали дети. Время от времени, они забегали, брали по кусочку и уходили.


 - Ну, чё вы, берите бутерброды, - встрепенувшись, спустя час и даже с некоторой обидой в голосе, ободряюще сказал друг.


Брат деликатно взял один, съел и сказал сухо:


 - Вкусно.


 Я не прикоснулся к этому... Такому угощению. Я принимал то, что лососина, масло, хлеб, куплены на трудовую копейку для внутреннего пользования и меня не касаются, а лицо... А что, лицо ? Его можно замочить в порошке с ароматом гавайской орхидеи и вкусом фейхоа, добавить флакон надёжного отбеливателя, для выведения трудных пятен и постирать ручным способом в тазу, предварительно защитив руки от липкой грязи перчатками из латекса.


 Домой мы возвращались молча. Моё лицо горело от стыда за испорченный вечер, на душе было погано. Домой я шёл по быстро коченеющему трупу тридцатилетней дружбы.


 Была ли с моей стороны дружба чистая, как кристалл - да. С его - я не знаю...