Искусственный интеллект. Пути познания

Серж Пьетро
Познание - путь к знанию,
Знание - основа научного интересного познания.
                /Серж Пьетро/

   Три пути познания Бэкона.*
   Определив главный метод познания – индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность.
   Это:
«путь паука»;
«путь муравья»;
«путь пчелы».
   «Путь паука» - получение знания из «чистого разума», то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, «ткут паутину мыслей из своего ума».
    «Путь муравья» - такой способ получения знания, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический эмпиризм (полная противоположность оторванного от жизни рационализма). Данный метод на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Таким образом, они получают внешнюю картину знания, видят проблемы «снаружи», «со стороны», но не могут понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри.
   «Путь пчелы», по Бэкону, - идеальный способ познания. Используя его, философ-исследователь берет все достоинства «пути паука» и «пути муравья» и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по «пути пчелы», необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему «снаружи») и, используя возможности разума, заглянуть «вовнутрь» проблемы, понять ее сущность.
Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.
_______
Фрэнсис Бэкон, 1561 - 1626, английский философ, историк,  политик,  основоположник  эмпиризма и английского материализма. Один из первых крупных философов Нового времени,  Бэкон был сторонником научного подхода и разработал новый, антисхоластический метод научного познания. Догматической дедукции схоластов он противопоставил индуктивный метод, основанный на рациональном анализе опытных данных. Главные произведения: «Опыты, или наставления нравственные и политические», «О достоинстве и приумножении наук», «Новый Органон», «Новая Атлантида».

Для развития  интеллекта создаются даже некоторые небезинтересные правила.
/ По мотивам интернет-информации о выступлении Якоба Нильсена – главы одной из фирм./
1. И быстрых разумом Ньютонов…
 Взаимодействие между памятью и внешним миром должно быть как можно более логичным и быстрым. Человек или комплекс (системы человека, комплекса и его мозга – распознающая, запоминающая, нервная, другие.) всегда должен ориентироваться и хорошо понимать, что происходит в его памяти и вне её.
2. Разумное общение памяти с реальным миром.
Память должна общаться на языке, понятном человеку (его интеллектуальной /распознающей/ системе мозга и нервной системе). Использование слов, фраз и понятий, знакомых человеку в реальном мире (и его реагирующей на внешние воздействия нервной системе), намного предпочтительнее, чем использование специализированных терминов, требующих обращения к внешнему миру (внешним источникам).
3. Свобода действий.
Дайте памяти возможность давать команды отмены действий нервной и тактильной системам рук, пальцев (ног, головы, туловища), а также команды возможности возврата к ранее отменённым действиям. Память может ошибаться, поэтому она всегда должна предоставлять очевидный шанс нервной системе “вернуть, как было”, приложив при этом минимум усилий.
4. Единообразие и стандарты.
Не путайте свою память /запоминающую систему/, описывая одни и те же вещи разными словами и терминами. Придерживайтесь единообразия и следуйте научно- и практически-обоснованным стандартам.
Однажды поняв принцип работы вашего ресурса (возможностей мозга), нервная (командно-устанавливающая состояние человека) система  должна быть уверена, что вне зависимости от его перемещений по внешним источникам, это понимание его не покинет. Всегда следуйте одним и тем же правилам внутри своей памяти и нервной системы, выработанным или интеллектуально приобретаемым.
5. Предотвращение негативных воздействий.
Сведите к минимуму количество внешних и внутренних условий, в которых могут быть допущены ошибки.   
Даже самые понятные сообщения об ошибках не смогут сделать деятельность и состояние нервной системы настолько дружелюбным, насколько это сделает продуманная логика работы, позволяющая их предотвращать. Например, можно давать памяти подсказки, поясняющие, какую информацию надо вводить, а какую не воспринимать или воспринимать философски (без вреда памяти и/или нервной системе).
6. На виду, а не в памяти.
Не заставляйте память запоминать большое количество объектов, действий и опций. Память не должна держать в голове информацию, перемещаясь из одной части своей запоминающей системы в другую или вне её и потом обратно.
Например, хорошим тоном является знание  информации о том, что и как (в каком алфавитном или ином ассоциативном отсеке памяти,  в долговременной памяти, например), получить.
7. Гибкость и эффективность.
Не нагружайте память лишней информацией, предоставьте ей возможность совершать часто повторяющиеся действия как можно быстрее и проще.
Упрощайте функции, которыми память пользуется чаще всего.
8. Эстетичный и минималистичный дизайн.
Память не должна содержать бесполезной или устаревшей информации. Каждое лишнее слово делает восприятие всё более трудным и лишает память возможности найти то, за чем поисковая система мозга (и нервной системы) обратилась к ней.
Сокращайте пользование старой и ненужной информацией.
9. Подумай прежде чем подумать. /Станислав Ежи Лец./
Понимание проблем и их решение.
Сообщения об ошибках должны быть выражены на языке, понятном памяти и нервной системе, как можно более точно описывайте себе проблему и предоставляйте себе возможные варианты её решения.
Не пользуйтесь  некорректными (и непредсказуемыми по результатам поиска, в негативных целях) запросами в свою память.
10. Справочные материалы и документация памяти.
Даже если память может использоваться без документации, в процессе работы ей всё же может потребоваться справочная информация. Подобные документы должны составляться в запоминающей области памяти таким образом, чтобы в них легко было найти необходимое.
Справочные материалы должны быть лаконичными и содержать только чёткие и максимально понятные руководства к действиям и оптимальные для различных ситуаций алгоритмы действий.
11. Помните о времени запоминания:
Процессы запоминания информации в мозге.
Ультракороткая память (18 секунд). Первый фильтр восприятия; мгновенная реакция; электрическая основа.
Кратковременная память (до 20 минут). Вещественное закрепление; химическая основа.
Долговременная память (более 20 минут). Ввод с ориентацией; химико-биологическая основа: синтез протеина
12. Не забывайте про усилители памяти (правильное питание и  режим дня, физическое состояние организма и окружающей среды, правильная звуковая атмосфера, др.) и уничтожители памяти (отвлекающие шумовые воздействия, нервные стремы, алкоголь, и т.п.)