На Гора Посте. Продолжение

Наталия Ланковская 2
     Я не понимала разговоры, которые велись за столом, потому что приезжие не всегда хорошо говорили по-русски. Хотя при мне, из вежливости, старались по-русски, но не всегда понятно. Акцент сильный, и синтаксис для меня странный. И много армянских слов. Но один гость, двоюродный брат тёти Аси, Говорил по-русски очень даже хорошо, почти как тётя Ася. Звали его Симон (для меня, конечно, дядя Симон).
      Тётя Ася спросила его, поступил ли этим летом его сын Гамлет. Представляете? Гамлет!.. Впрочем, у них часто встречались такие вот литературные имена.
     Симон нахмурился.
- Нет, ахчик, не поступил. Конечно, не поступил!.. Я его уговаривал: не надо ему в Баку поступать. Что, в Тбилиси (он говорил "в Табилиси") физмата нет? Так вот упёрся - не переспорить. Там в Баку какой-то профессор - забыл его имя - вот мальчик только у него учиться хочет. Других профессоров на свете для него нет!.. Не приняли, конечно.
-Э-э-э, - жалостно протянула тётя Ася. - Какой упрямый мальчик, ах-чи...
- Очень упрямый. Я ему говорю: ты и сто раз поступать будешь, и сто раз не поступишь! Если бы у тебя фамилия оканчивалась на -оглы, ты бы давно там учился. А у тебя фамилия на -ян оканчивается.Не надо тебе в Баку поступать!.. Не понимает! 
     Они заговорили по-армянски, и я ничего не могла разобрать. но потом посмотрели на меня - и снова по-русски. и опять непонятно. Про какую-то демонстрацию у них в Карабахе по поводу назначения куда-то какого-то начальник. И там - представляете? - люди несли такие лозунги: "Не хотим азербайджанское правительство, хотим наше, армянское!"   Мне показалось смешно. Разве у нас, в Советском Союзе такие дурацкие демонстрации бывают? Разве такие глупые лозунги кто-нибудь носит? Что это вам, заграница какая-нибудь капиталистическая? Я спросила:
- Извините, что вмешиваюсь, но мне непонятно - какая разница? Армения - Советская республика, и Азербайджан тоже. И Карабах советский. Так какая разница? Одна же страна! Вон 26 бакинских комиссаров - там ведь и армяне были, и азербайджанцы, и русские... Так не всё ли равно, откуда вам секретаря прислали - из Еревана, из Баку или из Москвы? Всё ведь это наши, советские, города! Мы же все интернационалисты!
- Интернационалисты, ахчик, разные бывают, - ответил дядя Симон. - Бывают и такие, что без первых букв.
- Без каких первых букв?
- Без "интер".
- Не знаю, - сказала я, - У нас в институте кто только не учится. И все со всеми буквами интернационалисты. Хоть из того же Баку... Мне вон про армян тоже всякое говорили, а я не поверила. И правильно сделала!
   Я разгорячилась, я хотела спорить. Хоть со всем светом!.. Потому что мне было обидно за наших советских людей. Дядя Симон, как теперь бы сказали, оскорбил мои религиозные чувства!.. Но Марат разлил вино и предложил выпить за дружбу народов. Все выпили, закусили, никто не возражал. Тётя Ася стала говорить, что она кладёт в банку, когда маринует огурчики, и расспрашивать, что добавляет жена Симона, отчего они у неё такие хрустящие. И всем это показалось ужасно интересно... Замяли разговор, одним словом. Вот какие хитрые! А я только-только во вкус вошла...
      А то вот ещё про гостей... Приехали отдыхать в один Кисловодский санаторий мои тёти Шуры из Геленджика. По путёвке приехали. Тётя Шура Устименко и тётя Шура Ширинянц. Мы в Геленджике дружили семьями. У тёти Шуры Устименко её Генка был моложе нашей Тани на год, а дочка Лара на четыре года моложе меня. Вовка тёти Шуры Ширинянц учился в одном классе с Ларкой, и я в этом классе была пионервожатой, когда сама ещё в школу ходила. Старшая же дочка Ширинянцев, Валя, была меня на два года моложе и вполне годилась мне в подружки. Таким образом, не только тёти Шуры с моими родителями, но и я с их детьми дружила, и мы были, можно сказать, как бы родственниками. И, разумеется, когда они приехали в Кисловодск, то тут же бросились в Пятигорск узнавать про моё житьё-бытьё.
     Тётя Ася в те дни сама гостила в Кисловодске у Тамары, так что застолье на веранде устроил Сашка. Незадолго перед тем как раз приезжали родственники из Карабаха, так что у нас были и маринады всякие, и овечий сыр (а может быть, козий, я их не различаю), и карабахские фрукты, и домашнее вино.
    Тётя Шура Ширинянц считала себя почти армянкой, хотя ни слова не знала по-армянски и в Армении никогда не была. Но её муж, Георгий Иванович, который умер три года назад, а до этого работал вторым секретарём горкома в Геленджике, - он-то был чистокровный армянин, хотя сам тоже не бывал в Армении. Он и войну-то начинал под Ленинградом... Да, так вот тётя Шура считала себя почти армянкой. Потому что у них с Георгием Ивановичем было всё общее, и даже про фронтовых друзей Георгия Ивановича она говорила: "наши однополчане"... И считая себя почти армянкой, тётя Шура купила где-то настоящий армянский коньяк, пять звёздочек. А поскольку они с тётей Шурой Устименко были на самом деле украинки, то к столу добавили ещё роскошное сало с розоватым отливом и домашнюю колбасу.И стол у нас получился очень богатый.
     Но свою Лиду Сашка почему-то к застолью не позвал. Вместо этого он, выпив коньяку и охмелев, стал ухаживать за обеими тётями Шурами; а они тоже захмелели и не возмущались. Наоборот, ещё и кокетничали с ним! Послали его раздобыть гитару: тётя Шура Устименко любила петь под собственный акомпонимент,а свою гитару с собой не привезла... Мне всё это очень не нравилось, мне было неловко то за моих тёть Шур, то за Сашку; но я терпела и виду не подавала.
     Потом Сашка пошёл провожать гостий на электричку, а я легла спать.
     Наутро я спрашиваю Сашку:
- Ты почему Лиду не позвал? Даже не познакомил!
- А зачем?.. Да и некогда ей, она там с детьми...
- Это, чтобы за моими тётками ухаживать, да? Думаешь, я не понимаю?
- Да тебе-то что?
- А то!.. Как тебе не стыдно, у тебя такая хорошая жена, а ты...
- А что я такого делал?
- Ничего!.. Жена за стеной, а он за чужими женщинами увивается! Это хорошо?
     Сашка засмеялся:
- Хорошо, ещё как хорошо!.. У меня вчера как будто отпуск был!.. Ты говоришь: жена. Жена у меня хорошая. Когда я говорил, что плохая? Очень даже хорошая. Только, понимаешь ли... Жена - это борщ! Борщ-то хорошо, да ведь иногда и пирожных захочется... - И грустно добавил: - Жаль, ни одного пирожного так и не попробовал... Только посмотрел да облизнулся...
     Меня, конечно, возмутило такое отношение к женщинам. Но Женька, когда я ей всё рассказала, только рассмеялась:
- А что тут такого? - говорит. - Женщины в отпуске; конечно, им хочется от дома отдохнуть... Что, так и сказал: "борщ хорошо, а пирожных хочется"?
- Не понимаю, а что тут хорошего? А если бы твой Сурен?..
- Я б его гармошку на щепочки разобрала! Я б его самого в гармошку сложила бы!
- А как Сашка - так хорошо?.. Интересно получается!
- А это другое дело. Сашка - брат, а Сурен - муж.
- А принцип? Принцип-то? У тебя что, совсем никаких принципов нет?
- Никаких! Брат есть, муж есть, а принципов нет. Может, к старости появятся. Тогда я тебе первой скажу.
     Вот вам и Женька. Вот она такая...

              (Продолжение следует)