Газетная проза. Не подводи товарища

Борис Ильич Комиссаров
НЕ ПОДВОДИ ТОВАРИЩА
Человек в коллективе

"Уважаемая редакция! Я работаю машинистом шагающего экскаватора ЭШ-4-40 на Западно-Черновском угольном разрезе пять лет. До недавнего времени наш экипаж жил дружно. Всегда помогали друг другу и словом, и делом.

Изменилось все с октября прошлого года, когда старшим машинистом был назначен тов. Газинский. Собственно говоря, сам он работает неплохо. Но это только одна сторона медали. Я же хочу поговорить о другом. При сдаче смены он иногда старается скрыть отдельные поломки, которые случились во время работы, не сообщает о них сменщику и не записывает в журнал, как это положено.
10 декабря прошлого года в смене Газинского вышла из строя арка ковша экскаватора. Своему сменщику, машинисту А. Михайлову, Газинский не сообщил о происшедшем. Тот занялся ремонтом других узлов машины. И утром, когда я стал его сменять, заверил меня – все в порядке. Только я приступил к работе, как обнаружил неисправную арку.

Пришлось снова машину ставить на ремонт. Простой – десять часов. А ведь поломку можно было устранить еще в смену Михайлова, когда экскаватор стоял без работы. Конечно, если бы Газинский не скрыл ее.

19 декабря старший машинист опять вывел из строя арку ковша, никому не сообщив об этом. Простой экскаватора на этот раз составил 16 часов. Был и такой случай, когда Газинский по неосторожности повредил блок для троса. И вновь - никому ни слова. Неисправность случайно обнаружил помощник машиниста тов. Непомнящих.

Так работать нельзя.

К. ЛОБАНОВ,
машинист экскаватора".
---------------------------------------------

ЗАИНТЕРЕСОВАЛО меня письмо экскаваторщика. Чувствуется в нем забота рабочего человека об улучшении взаимоотношений в коллективе. Честный разговор о товарищеской чести, взаимовыручке всегда на пользу делу. Причем речь идет о руководителе бригады, который должен не только хорошо работать, но и быть примером честности, добропорядочности, цементирующим началом, скрепляющим коллектив. А тут бригадир подводит своих товарищей…

Есть много разных инструкций и положений, которые следует неукоснительно выполнять. Они и созданы ради этого. Небольшое отклонение, небрежность вызывает порой серьезные последствия. Существует и порядок сдачи-приема экскаватора от смены смене. Его должен выполнять каждый, непременно осматривая основные узлы экскаватора. Но ведь зло изобретательно и зачастую находит лазейку в инструкциях или идет в обход их. Значит, на мой взгляд, необходимо нечто большее для успешной работы коллектива – атмосфера доверия друг другу и взаимовыручки, заботы не только о себе, но и о товарищах.

Если бы Лобанов, ничего не зная о поломке, начал работать, ковш экскаватора мог бы надолго выйти из строя. И тогда трудно установить виновного. В убытке остались бы и бригада, и предприятие. Почему же Газинский скрыл поломку? За серьезные аварии по вине машиниста его переводят в помощники, в некоторых случаях заставляют покрывать материальный ущерб. Газинский это знал, и тем не менее подставил под удар товарища.

О Газинском я разговаривал с разными людьми. Горный мастер Михаил Илларионович Савченко, 43 года отдавший своему делу, родившийся и выросший в Черновских, характеризует его как хорошего машиниста, бойкого в работе.

- Там, где другой провозится с ремонтом смену, Газинский управится за полсмены.

Начальник разреза А.С. Сибиряков заметил:

- Газинский еще молодой бригадир. Три месяца возглавляет бригаду. Научится.

Хорошо, что у старшего машиниста есть положительные качества. Однако авторитет руководителя зависит и от личных качеств, от отношения к работе и к людям. На разрезе много бригадиров , у которых можно поучиться. А.С.Сибиряков с гордостью показал мне диплом, который свидетельствует о присвоении звания имени 50-летия Советской власти бригаде экскаваторщиков Степана Федоровича Клочко, который вырос на разрезе от слесаря до руководителя экипажа мощного ЭШ-6-60. Высок авторитет и другого бригадира – Василия Клепчи.

Газинскому, видимо, нужно помочь подняться до их уровня. И здесь многое зависит от руководителей разреза, от их принципиальной позиции.

В связи с этим мне как-то странным показалось то спокойствие, с которым отнеслись они к проступку Газинского – первому сигналу о том, что молодой бригадир пошел по неправильному пути. Свидетелями случившего были механик участка тов. Пляскин и заведующий механическими мастерскими тов. Жарников. Они осмотрели сломанную арку и пообещали собрать машинистов, чтобы обсудить случай.

Не собрали. Хотя прошло с тех пор больше месяца.

Объяснительная записка Лобанова, написанная им по просьбе Жарникова, так и лежит у старшего механика тов. Савченко без последствий. В ней говорится примерно то же, о чем написано Лобановым в редакцию. Больше того, Лобанов объяснил мне появление своего письма именно тем, что руководители разреза пытались почему-то замолчать о случившемся.

И еще один вопрос интересовал меня. Как другие члены экипажа отнеслись к проступку машиниста? К сожалению, промолчали. Может быть потому, что все вместе они собираются редко, лишь во время планово-предупредительного ремонта. А в другие дни, в пересменку успевают перекинуться разве что несколькими фразами.

Возможно, не хватило и духу вести разговор на эту острую тему. Как бы там ни было, оценки случай не получил.

Напрасно! Болезнь осталась, пустив корни вглубь, испортив взаимоотношения в бригаде. И лучшее лекарство здесь – принципиальность.

Б. КОМИССАРОВ,
наш внештатный
корреспондент.
(Газ. «Забайкальский рабочий»
за 28 января 1970 года).