Дух человеческий, бесовский, Святой? Кто в нас?

Славен Любомиров
                Во всём есть жизнь - в пылинке и дожде,
                но не в самой материи, её постигнет тление,
                жизнь – в духе, что присутствует везде
                и наполняет жизнью всё Творение.


Размышление о духах.


1.  Духи – это невидимые личностные разумные существа. Они – деятельная сила, начало и причина всякого движения, развития, изменения. Святой Дух пронизывает всё и знает всякую сущность.

Духами всё приводится в движение  - запускаются, активируются и поддерживаются все процессы. Они - носители энергии жизни, знаний, преобразования, развития, мышления.  Дух – сеятель семени (логоса – образа, программы, информации и энергии) и активатор программы его развития. Он – придаёт импульс и задаёт направление движения.

Исхождение духа из сотворённой структурированной системы ведёт к остановке процесса, движения, жизни и, как следствие, к распаду и смерти структур и систем.

Дух определяет важнейшие характеристики личности человека:
1) положительные – смелость, мужество, бесстрашие, сильную волю, осознанное смирение своих страстей, решимость, готовность к подвигу, жертвенность, достоинство, честь, веру и верность, стремление к Истине и Свободе, совершенству и единению с БОГОМ.

2) отрицательные – трусость, предательство, эгоизм, стремление к низменным целям, гордыня, тщеславие и др.

2. Человек имеет сложную 7- частную иерархическую структуру,  у каждой из 7 частей существует свой дух. Преобладающий дух определяет поведение человека. Бесконечное количество духов в человеке на более низких уровнях иерархии, включая духов  всех систем, в том числе, духов атомов и элементарных частиц невозможно себе представить из-за их разнообразия и многочисленности.
.
Духи существуют везде в неисчислимом количестве и наполняют всё материальное пространство и небесные сферы. В Божественной и небесной сферах и в Церкви на земле, также в душах святых царствует Дух Святой.

3. Основные духи человека как разумные личностные сущности отличаются друг от друга.

Среди них есть только один Дух - истинный, несотворённый  Божественный  Святой. Это  Святой Дух– БОГ, исходящий от БОГА Отца, Второе Лицо  Святой ТРОИЦЫ. Но и вся Святая ТРОИЦА (БОГ) есть Дух вечно существующий вне времени, материи и пространства. (1)

Между НИМ и всеми остальными  духами – непреодолимое сущностное отличие, как между ТВОРЦОМ и созданной им тварью. Удивительно,  что тварный человеческий дух способен соединятся, принимать в себя Святого Духа.

Святой Дух (Дух Истины) - источник Истины и Свободы. «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). "Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода". (2Кор.3:17)
*Духовным* можно назвать только человека, имеющего в себе Духа Святого и пребывающего под его Божественным водительством.

Обретение (стяжание) Святого Духа – цель всякого человека, стремящегося к духовности (4). Духовные люди имеют ум и силу ХРИСТА.
 "... духовный (человек) судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его?"(1Кор.2,15-16)

Святой Дух всегда ведёт к БОГУ, в радость и блаженство Вечной Жизни, к святости, оБОжению человека и становлению его Богом в БОГЕ. (5)

4. Сотворённые духи, которые кардинально отличаются друг от друга -  это духи ангельские и духи падшие, демонические.

Духи ангельские  – это, во-первых, Ангелы – образы и подобие Святого Духа,  тварные тонкоматериальные невидимые сущности, Хранители и Защитники Божьего Творения и каждого человека, Божьи посланники, всегда предстоящие перед БОГОМ.  (6)

Во-вторых, образ ангельского духа в человеке - человеческий дух, стремящийся к БОГУ, готовый и жаждущий принять  Святого Духа, соединиться с Ним. И это соединение начинается в Таинстве Святого Крещения и происходит каждый раз в Таинстве Святого Причащения.

«Ангелами во плоти» называют монашествующих, отказавшихся от обычных человеческих радостей и посвятивших свою жизнь и всего себя служению БОГУ.

5. Дух имеет решающее значение в спасении или гибели человека, в зависимости от того, какого духа в себя принял человек и под воздействием какого духа находится – ведущего в вечную жизнь (Святого Духа) или в погибель (демонического духа).

Демонические, нечистые духи служат тварной падшей сущности – диаволу (сатане, отцу лжи и т.п.), отпавшему по своей гордыне от БОГА и ставшим противником БОГА, ангелов, людей, и всего Мироздания.

Диавол – злой дух, лжец, клеветник и соблазнитель, человекоубийца от начала, желающий и прилагающий немалые усилия, хитрость и коварство, чтобы увести людей от БОГА и погубить их. (2)

Дух человека подвержен влиянию  злых духов через многочисленные и ежедневные соблазны и искушения.  Если человек не придёт к вере в истинного БОГА, не встанет под его защиту, то неизбежно окажется в сетях диавола, нечистые духи проникнут в него, и как хозяева поселятся в его душе.  Тогда  Ангелы и Святой Дух покидают человека.
 
Духи тьмы и энергии зла - ненависть, гордыня, зависть, эгоизм, грехи и страсти истощают энергию жизни, вытесняют энергию благодати и ведут несчастного в бездны ада и вечную погибель.
Они подменяют волю и мысли человека своей волей и своим злыми помыслами, человек кощунствует, творит зло и преступления как зомби, понятия добра и зла, лжи и правды для него не существуют.

Нечистые духи (бесы, демоны, диавол и пр.) хитры, умны и коварны. Они – лжецы и человекоубийцы и не брезгуют ничем, чтоб только погубить человека, а через него и других.
Если несчастный соблазнится посулами падших духов – мнимой властью, славой, богатством, удовольствиями, продав диаволу душу, то участь его трагична. Человек наполняется духами и энергией зла, ненавистью и злобой, и сам уподобляется диаволу, которому вечно гореть  в озере огненном.

Несчастный будет сеять, распространять, как заразу, зло, но и сам от него погибнет, впав в безумие, беснование, осатанелость, совершая злодейства  и преступления, закончив свою погубленную жизнь суицидом.

В каждом человеке есть бесчисленное число духов, но преобладает один дух. (3)

6. Дух человеческий  - это тварный неопределившийся дух, который мечется в поисках пути и смысла жизни.  В человеке чаще всего преобладает либо дух души, либо дух плоти.

 Когда в человеке преобладает дух души, он живёт чувствами, эмоциями, это - человек душевный. В лучшем случае он обретает праведность и живёт благочестиво, но это не спасает для Вечной Жизни его как дичность, если он не обретёт веру и не соединится со Святым Духом.

Нельзя обрести духовность, не имея нравственного основания, но и останавливаться   в развитии на уровне душевного состояния - опасно. Рано ли поздно начинается деградация, и тогда «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1Кор.2,14).

В худшем случае дух души вольно или невольно попадает во власть падших, злых духов, и человек погибает в водовороте страстей, грехов и преступлений.

7. Когда властвует дух плоти, то человек живёт эгоистично, угождая своей плоти, он корыстолюбив, комфорт для него, обеспеченность и личное благополучие – главное в жизни, он чёрств, равнодушен к окружающим.

Человек плотский, в лучшем случае – любящий, заботливый родитель, но часто любовь у него  неразумная, животная, и заботится он о плотском, телесном, а не о душе ребёнка, чем воспитывает  духовно-нравственных уродов и никчёмных несчастных людей. Они  сластолюбивы, похотливы, подвержены пьянству и наркомании.

Плотские люди – бездушны, черствы, равнодушны ко всему и ко всем, кроме своего благополучия. Это - отпетые самовлюблённые эгоисты, предатели,  изменники. Спасая свою шкуру или ради удовольствия не пожалеют никого и ничего. Для них не существует ничего святого. Нет никаких сомнений, что они находятся под влиянием нечистых духов.

8. Какого принять в себя духа и с каким духом соединиться - зависит только от человека, от его свободной воли.

Человек, принявший в себя  Духа Святого – называется духовным, принявший духа ангельского – называется «ангелом во плоти»,
духа души – душевным,
духа плоти – плотским,
 а в ком нечистые духи свили своё гнездо и хозяйничают в нём, думают, действуют  за него, творят преступления – это бесноватые, одержимые бесами, демонами;

те же, кто сознательно принял в себя духа сатаны и умышленно распространяет сатанинские идеи, соблазняет и заражает грехом и злом, творит зло и преступления, это  сатанисты, одержимые диаволом.

9. Если человек принимает Святого Духа (БОГА) – Духа Истины, то всё в нём начинает очищаться,  светлеть, оживать. В нём расцветает радость, благодать, любовь к людям и БОГУ. Разум очищается от пут греха и тьмы, перед ним открывается Истина, вдохновение и озарение. Человек обретает лёгкость и свободу. Постепенно он становится Богоподобным.

Так Святые на земле, как и Богочеловек ХРИСТОС, могут творить удивительные чудеса – не видя человека, знают о нём всё, исцеляют, воскрешают мертвых. Они при жизни живут в двух мирах – на Земле и в Раю на Небе.
Святые реально помогают людям в духовном возрастании и преодолении жизненных трудностей.

10. Евангелие предупреждает: Не всякому духу верьте! Различайте духов! (7)
Это жизненно важно. Полезно знать - какой дух действует в нас, в тех, с кем нам приходится общаться, в тех, кого, к сожалению, многие считают идолами и кумирами и подражают им, и  часто, сами того не ведая, идут за бесноватыми в сатанинские бездны ада.

В различении духов, а значит, в различении добра и зла, истины и лжи  помогает чтение Евангелия с толкованием святых, их ценнейшие духовные откровения, и, конечно же,  приобщенность человека к Церкви – Телу Христову, в которой Святой Дух соединяется с духом верующего человека в Святых Таинствах – Исповеди и Причащении.


Примечание
(1) Бог есть дух (Иоан.4:24)
(2) Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи." (от Иоанна 8:44).
(3) «В каждом человеке есть дух – высшая сторона человеческой жизни, сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временного к вечному, от твари к Творцу, характеризующая человека и отличающая его от всех других живых тварей наземных. Можно сию силу ослаблять в разных степенях, можно криво истолковывать ее требования, но совсем ее заглушить или истребить нельзя. Она неотъемлемая принадлежность нашего человеческого естества» (св. Феофан Затворник) (Азбука веры. Дух.)
(4) Истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего. Пост же, и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божьего. (Преподобный Серафим Саровский)

(5) Образ "богов в БОГЕ" дан в Евангелии: так ветви (люди, будущие боги) на виноградной лозе (БОГ) питаются живительными соками Вечной Жизни (благодатью Святого Духа)  и участвуют в Жизни БОГА как боги - дети ЕГО
Говорит ХРИТОС: «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.» (Ин.15,4-7).
(6)     ангел (Пс.103:4)
(7)     Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.  Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога. (1Ин.4:1-2).