Вкусившие солнца любви

Нина Ганьш
Чимкент. Областная газета "Южный Казахстан". Очерк поэта Владимира Творогова. 


Именно о любви мечтал писатель Александр Грин в скитальческой юности с тугими парусами своего творчества до сих пор зажигает юные глаза надеждой познать великую любовь.

Но для того, чтобы такая мечта сбылась, мало уповать на одну удачу. Великая любовь – могучее прекрасное древо. Но оно требует большой культуры обращения с собой. На голом камне оно не вырастет, не расцветёт. Для его всхода и роста нужна хорошо подготовленная почва. То есть нужен постоянный большой труд.

Любовь становится великой, когда в комнате отношений двух людей открываются окна и двери, и воздух грозы или ясного дня наполняет их грудь.
Чувство любви даёт ощущение той гармонии, той новизны, которые открывают в человеке неисчерпаемые возможности самосовершенствования.

Самоулучшение инструментом любви – самое эффективное, самое восторженное  самоулучшение. Красота, вырабатываемая при этом, выдаёт человека, как вкусившего солнца. Он светится изнутри.
 
Человек – новатор чувства. Маяковский, например, - величайший новатор «любовных дел». Его лирика - прогноз, программа на многие и многие годы.
История человечества оставила нам немало образцов великой, всепобеждающей любви.
Чувство, о котором хочется рассказать, возможно, не такое эталонное, но что оно сегодняшнее – уверяю вас.

... Они поначалу были знакомы только по письмам. Оба учились, он преподавал музыку, писал стихи. Их духовное общение всё сильнее и сильнее втягивало друг в друга.
Она была охвачена смыслом и красотой его писем, как бывает охвачено одно цветущее дерево пыльцою другого. Это ощущение хотелось усилить – встретить его, увидеть, но она боялась разочарования. И было так до той поры, пока у них не появились семьи.
И тогда они неожиданно встретились, и разочарования не последовало.
 
Конец лета. Деревня. Лесная глушь. Костры. Окружение близких, умных людей. Две души были как пение на два голоса. Каждый ощущал, испытывал то, что и другой, независимо от расстояния между ними.
Безоглядная откровенность, когда в исповедях каждый очищается, являясь друг другу святыней.

Как там у Чехова? "Влюблённость указывает человеку, каким он должен быть".
Они были совершенны хотя бы потому, узнали простую арифметику, понимали: начни они связывать свои две нити, как тут же начнут натягиваться и рваться другие. Долг всегда прежде всего... 

Потом она взяла уголёк от того последнего костра на память, как берут землю родины, отлучаясь надолго. Но любовь не стала золой. Она стала золотым запасом её души. Через неё она открыла себя, испытала.
Потом опять были письма. На этот раз - счастья и печали.

Она живёт среди нас. Растит детей. Муж, узнав о письмах, реагировал, как и положено в таких случаях, с пониманием. Человек в чувствах не волен. А письма есть - удивительные. Как пишет их автор: Человек не вмещается в слово "люблю", он больше её. В письмах много стихов. Не только о любви... Вот одно, которое ближе к предмету нашего разговора.


О, если б горы выросли до звёзд
И на пути стояли между нами –
Меня бы не смутил их рост:
Я день и ночь крушил бы этот камень;
О, если бы погасли маяки
И море билось между нами слепо,
И все созвездья погасило небо –
Я выплыл бы на взмах твоей руки.


Любовь движется вместе с жизнью, любовь настоящая вырастает из любовей, ушедших в историю. Меняется время, меняются обстоятельства, меняется уровень жизни,  образование – всё меняется. Но постоянны эволюция личности, жажда правоты в себе самом и в других людях, искренность чувств.
 
В любви всегда есть передний край, где она отстаивает себя и осваивает всё новые и новые духовные и социальные пространства.
Двое среди многих в вечности – это сложная наука. Одна из первых заповедей её: ложь в отношениях – нравственное обкрадывание, честолюбивые притязания.

Когда один хочет нравиться другому он не должен угождать, подыгрывать. Ему надо совершенствоваться, но оставаться самим собой. Получать незаслуженно чьи-то искренние чувства - преступно. Любая ложь, как ржа, съедает единение рано или поздно или делает его показным, притворным, мнимым.

Великие любови, эталонные чувства – не часты. На то они великие и эталонные. Но так уж устроен человек что он должен примеряться и стремиться к великому.

Владимир Творогов