На крови далеко не уедешь

Айша Курбанова 3
                Днем полет птиц всегда кажется бесцельным, но
                к вечеру движения их становятся целенаправленными.
                Они летят к чему-то. Так же, может быть, с людьми,
                достигшими вечера жизни... 

                Альберт Камю

           Меджид всю жизнь работал мелким торговцем, ездил на базар на велосипеде. Ничего лишнего ни себе, ни жене, ни сыновьям не позволял, так как ничего лишнего не имел. Однако был доволен жизнью оттого, что не жил впроголодь, как соседи, был рад тому, что на самые необходимые семейные затраты деньги всегда находились.
           Сыновья его посмеивались над ним:
           – У папы каждая копейка на счету…
           – Так оно и есть. Зачем сорить деньгами? Копейка рубль бережёт.
           Однажды сыновья Меджида, Шакир и Шарип, решили преподать отцу урок:
           – Знаешь, папа, с 90-х годов 20 века многие молодые крепкие ребята в нашей стране занимались рэкетом, грабили чиновников и руководителей предприятий, совершали экономические преступления и подделки документов. У таких людей были свои законы: «Хочешь жить, умей вертеться». Бесцеремонные и наглые, они нажили громадные особняки, собственные самолёты, у них счета за рубежом.
           Почему же мы не можем позволить себе ни особняки, ни самолёты, ни счета за кордоном? Слушая твою философию, мы занимаемся мелким бизнесом, и ничего не имеем.  Чем мы хуже тех, кто имеет особняки?
           – Сыновья мои, вы лучше многих, вы – честнее них. Ну и что, что у кого-то есть машины, есть роскошь? И у вас есть, что поесть, что попить, живёте без страха за собственную жизнь. К тому же и у меня, и у вашей матери на душе спокойно оттого, что вы не уличены ни в чём постыдном.
           – Вы воспитали нас в своём духе, что мы не можем свернуть с тропы, указанной вами. Да, у вас на душе спокойно. Но каково нам, когда перед нами на джипах проезжают бывшие неучи-одноклассники, когда они с ухмылкой глядят на нас, копошащихся в стареньких жигулях?
           – Сыновья мои, не завидуйте им, разбогатевшим на злодеяниях: на крови и на обмане далеко не уедешь.
           Уважающие себя родители не могут спокойно смотреть на богатство, добытое заказными убийствами. Не могут входить дома, построенные на обмане доверчивых людей. Где гарантия, что те, кому вы сегодня завидуете, завтра не сложат свои буйные молодые головы за свои кровавые злодеяния?
           Где уверенность, что они не пострадают от рук соперников или мстителей? Где надежда, что правосудие до них не доберётся?
           – Пока правосудие до них добралось, они живут красиво. А нам до старости лет придётся мучиться из-за лишений.
           – Много ли красоты в их жизни, если руки в крови? Я ничего восхитительного в их существовании не вижу. Люди, обобранные этими негодяями, проклинают их, а родственники бывших их друзей, которых они погубили, как соперников, ненавидят их. Если сегодня вина этих неучей ещё не доказана, это вовсе не значит, что не будет доказана никогда. Всё тайное, в конце концов, становится явным. Мне интуиция подсказывает, что недалёк тот час, когда им придётся ответить за всё перед судом.
            – Наивный ты человек, папа: веришь в чудеса…   
            – Может быть, я наивен. Но каково родителям ваших «кумиров», переживающих за здоровье и жизнь своих чад? Каково осиротевшим детям тех, кого они «убрали» со своей дороги? Вы об этом подумали?
            – Нет. Не подумали, – запнулись Шакир и Шарип.
            – Вот так-то. Мы, ваши родители, не для того вас растили, чтобы горевать из-за вас на старости лет или стыдиться за ваше воспитание.