А есть ли лекарство?

Анастасия Ложковая
А ЕСТЬ ЛИ ЛЕКАРСТВО?:Оригинальный сценарий короткометражного фильма/ Автор Анастасия Ложковая psytelecons@gmail.com
Сценарная мастерская А.Молчанова, 2019


1. ИНТ.КАБИНЕТ ВРАЧА. ДЕНЬ

Россия. 2003 г. Письменный стол советского образца в кабинете. Стеклянный пустой шкаф. За столом сидит врач (45) в белом халате с серыми пятнами пыли на манжетах. Лицо хмурое, брови насуплены.  Из-под воротника халата торчит серый растянутый ворот вязанного свитера. Руки в пятнах от чернил. Под ногтями чёрные полоски.

Сбоку от стола сидит хмурая,очень худая и бледная девушке Елизавета(24), одетая в серый заношенный пуховик. У нее красивое лицо с большими глазами как у оленёнка Бэмби.

ВРАЧ
(скороговоркой)
Вам поставлен официально диагноз. Синдром Чарга-Штросса. Это очень редкое заболевание. Встречаемость шесть человек на миллион жителей. Это заболевание угрожает жизни. В среднем смерть наступает через 7 лет после постановки диагноза от отказа сердца или сразу нескольких органов.

 У Елизаветы вытягивается лицо и начинают дрожать руки.

ЕЛИЗАВЕТА
Не могу поверить. Я же чувствую себя не так уж плохо. Подумаешь воспаление легких. Я привыкла. Все нормально!

ВРАЧ
(мягко, вкрадчиво)
Это может осложниться внезапно, хоть завтра. Будьте готовы.

ЕЛИЗАВЕТА
Нет, я не верю вам.Я молодая. Я жить хочу! Нормально жить! Как выздороветь? Есть лекарства?

Врач хмурит брови и дергает ногой. Он смотрит на поверхность стола. Берет ручку в руки и рисует на  на бумаге маленькие крестики. Сильно нажимает на ручку, оставляя дырки на бумаге

ВРАЧ
(сквозь зубы)
Лекарств нет! Я же вам сказал - заболевание редкое. Это вам не СПИД, не рак и не туберкулёз. Это при раке все учёные ищут причину и лекарства. При вашем редком заболевании государству наплевать на 6 человек с миллиона. Лаборатории не ищут лекарств от редких заболеваний. Официальная медицина сейчас бессильна. Лекарства есть только снимающие некоторые симптомы! Воспаление легких, инфаркты и деградацию сосудистой системы организма мы не можем остановить.
Возможна ремиссия у некоторых. Но мы не можем предсказать от чего она случается.

ЕЛИЗАВЕТА
Что такое ремиссия?

ВРАЧ
Ремиссия это когда заболевание прячется на какое-то время. Симптомы смягчаются и смерть отступает.

ЕЛИЗАВЕТА

А что делать?

ВРАЧ
(грубым тоном)
Ничего не делать! Что вы ко мне пристали! Надо ложиться регулярно, каждые полгода, для наблюдения в больницу. Вам подберут кортикостероиды и иммуннодепрессанты для угнетения иммунной системы. Лекарств нет, мы просто будем наблюдать

ЕЛИЗАВЕТА
(с отчаянием)
Какое все-таки есть лекарство?!

Врач машет рукой в сторону двери

ВРАЧ
Не у официальной медицины. Ищите где хотите. Хоть к гомеопатам ходите, хоть к целителям и гадалкам, если вам от этого легче. А лучше предупредите родственников о ...

Елизавета, не дослушав, как замороженная медленно поднимается и выходит из кабинета врача. Одевает шапку и варежки. На варежках вышиты пушистые котята.



2. ИНТ.КАБИНЕТ БУХГАЛТЕРА. ВЕЧЕР

Елизавета, согнувшись, сидит за компьютером. Унылое выражение лица. Перед ней пачка бумаг - сверху написано "Бухгалтерский баланс". За окном темно и идёт снег.

Елизавета низко наклоняет голову и смотрит на надпись "Бухгалтерский баланс".

ЕЛИЗАВЕТА
(шепчет с отчаянием)
Нет никакого баланса уже. Нет никакой надежды


3. ЭКС.УЛИЦА ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА. ВЕЧЕР

Зима. Темно. Горит один фонарь. На узкой улице с типовыми хрущевками пусто. На тротуаре глубокая каша из снега и льда. Обеспокоенная Елизавета спешно идёт, хромая.


4. ИНТ. КОРИДОР ОФФИСНОГО ЗДАНИЯ. ВЕЧЕР

Елизавета решительно резко открывает дверь. На двери написано "Психотерапевт Анастасия Медеу" Ниже скотчем прикреплена бумага с надписью: "Тихо идут расстановки"".


5. ИНТ.ЗАЛ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ. ДЕНЬ

Круг из стульев по периметру зала. Сидящие на стульях: Женщина в строгом костюме (40), молодой парень в тельняшке (25), женщина в твидовом платье (45) и  Елизавета в сером шерстяном платье. Рядом с Елизаветой сидит психотерапевт А.Медеу, по прозвищу Шаманка(35). Она в красном длинном платье-карандаш, на груди аппликация языков пламени. Шаманка поворачивается к Елизавете и внимательно смотрит ей в лицо

ШАМАНКА
Итак,  что будет лучшим результатом нашей расстановки?

ЕЛИЗАВЕТА
(со слезами)
Я хочу себя спасти себя от смерти. Мне врач сказал, что нет лекарств от моей болезни. А я жить хочу. Найти способ выздороветь.

ШАМАНКА
(спокойно)
Хорошо, мы попытаемся это сделать. Но сохраняйте контакт с врачами, чтобы мы могли следить за физическими изменениями.

Как вы узнаете, что мы достигли результата? Что изменится?

ЕЛИЗАВЕТА
Чтобы я знала что делать, чтобы спасти себя. Чтобы я почувствовала радость от жизни, а не страх. Сейчас мне тупо страшно!
(патетически, со слезами, тонким голосом)
Вы понимаете, тупо тупо страшно!
А я хочу иметь силы для борьбы за жизнь!



CUT

В центре круга стоит Юлия (18) в джинсах и чёрной кофте. Напротив неё в 50 сантиметрах стоит Влад(28) в сером свитере. У Влада очень сосредоточенное лицо, ни одна мышца не двигается. Взгляд застывший на лице Юлии. Юлия тоже смотрит на Влада застывшим взглядом. За спиной Юлии стоят парой женщина (30) в строгом костюме тройке и молодой парень (25) в тельняшке. За ними женщина одетая в цыганскую цветастую юбку и шаль (55).

Сбоку от них стоит Шаманка. В трёх метрах слева и сзади далеко от Шаманки на стуле стоит высокая девушка в чёрном (25)

ШАМАНКА
(показывает на Юлию)
Итак, Юлия замещает Елизавету.
(показывая рукой на девушку на стуле)
Это смерть.
(показывает на Влада)
Влад замещает неизвестного человека - забытого в роду.

ШАМАНКА
(Владу)
Кто ты? Что ты чувствуешь и видишь? Комфортно, дискомфортно тебе?

ВЛАД
(стонет)
Шаманка, мне очень очень плохо. Я чувствую себя убитым, мёртвым. Я мальчик примерно семи лет.

ЮЛИЯ
Мне его очень жаль. Меня тянет к нему. Я хочу встать на его место. Нет сил и надежды.

Сидящие на стульях: Женщина в строгом костюме, молодой парень в тельняшке, женщина в твидовом платье синхронно открывают широко рты и округляют глаза. Они застывают в неподвижности и в упор смотрят на фигуры в центре круга из стульев.

Елизавета переплетает пальцы рук на коленях, наклоняется вперёд и пристально смотрит на фигуры в центре круга


6. ЭКС. ФЛЭШБЕК ЕЛИЗАВЕТЫ.УЛИЦА ДЕРЕВНИ. ДЕНЬ

Осень. Деревня начала 20 века. Мальчик (7) с бледным искажённым от ужаса лицом бежит по пыльной улице. За ним гонится толстый высокий мужик (35)

МУЖИК
(кричит)
Я тебя убью сучье племя. Только попадись мне.

Жёлтые берёзы на улице двигаются от сильного ветра


7. ИНТ.ЗАЛ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ. ДЕНЬ

Шаманка подходит к Юлии и ведёт её за руку, увеличивая дистанцию с Владом. Юлия как загипнотизированная, в упор смотрит на Влада и плачет.

ЮЛИЯ И ШАМАНКА
(Шаманка начинает фразу. Юлия подхватывает её)
Я это не ты. У нас разное время и разные судьбы. Я уважаю твою судьбу, но позволь мне прожить свою и умереть когда суждено мне. В память о тебе я сделаю что-то хорошее.

Юлия вздыхает и радостно оглядывается по сторонам. Елизавета на стуле тоже громко облегчено вздыхает.

Шаманка поворачивается к Владу

ШАМАНКА
Что ты хочешь от Елизаветы?

ВЛАД
(обращаясь к Юлии)
Чтобы ты уехала в другую страну. Стань кем ты мечтаешь. Смени профессию, мужа, нарисуй картину про себя! Измени свою внешность,так чтобы смерть отступила.

ЮЛИЯ
Хорошо!
Влад ложится на пол. Его лицо спокойно. Он закрывает глаза.

Девушка на стуле, которая символизировала смерть, спускается со стула и выходит в дверь.

Елизавета на стуле громко облегчено вздыхает.

ШАМАНКА
Все, расстановка завершена! Шеринг - все садитесь в круг, будем обмениваться осмыслением. Что произошло на расстановке?

CUT

Юлия, Влад и Елизавета стоят около двери, оживлённо жестикулируют, смеются.

ЕЛИЗАВЕТА 
Здорово! А вы видели как Смерть ушла?

ВЛАД
Да! А как я перепугался когда почувствовал себя убитым. Никогда подобного не чувствовал. Мистика какая-то!

ЮЛИЯ
Ну ладно, пойдём домой! Удачи тебе Елизавета

Юлия, Влад, Елизавета улыбаясь, выходят.


8. ЭКС. УЛИЦА ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА. ВЕЧЕР

Зима. Хрущевки по сторонам. Улица освещена частями. Образуются полосы света и темноты. Навстречу проходят быстро 2 мужчин в серых пуховиках. Елизавета сильно хромая, идёт по чистому только выпавшему снегу. Рядом круглолицая пухлая Маша (20) - подруга Елизаветы. Она держит её под руку и тесно прижимается к ней. Маша идёт ёжась, дрожа и пугливо оглядываясь.

ЕЛИЗАВЕТА
(восторженно, с воодушевлением)
Представляешь! В бессознательном у некоторых людей есть с рождения глюк. Они в себе носят "призрака" - человека, который не реализовал свою жизнь, умер рано. Семья  воспринимает такого человека как похожего на "призрака". Бессознательно конечно!
Это как морок, галлюцинация, которая тянет в раннюю смерть. Человеку трудно бороться с болезнью.  Сил нет, депрессия у него. Вся семья его пихает к смерти. Не специально, конечно. Но, так получается.

Маша смотрит на лицо Елизаветы

МАША
Бред какой-то. А на расстановке то, что ты делала?

ЕЛИЗАВЕТА
(восторженно)
Представляешь! Я теперь чувствую себя по-другому совсем. Я поняла, что я не такая как была. Я это не он - не забытый убитый. Наплевать на семью. Боевой настрой теперь. Хочется всё и всех бросить. Начать новую жизнь. Рискнуть наконец. Сколько можно жить как серая мышь в этом сером городе!
 Ну, ты же знаешь, я же зациклена на живописи. Хочу танцевать, хочу рисовать что-нибудь яркое...Поеду куда-нибудь.

Елизавета смеётся и машет руками вверх и вниз.

Они проходят мимо крыльца с вывеской туристического агенства "Вокруг света". Крыльцо ярко освещено фонарём и горит разноцветная гирлянда. От крыльца к ним подходит молодой парень- промоутер (20), закутанный в большой шарф.

ПРОМОУТЕР
Девушки, возьмите рекламу!

Промоутер вкладывает Елизавете в руки рекламу. На рекламе написано: "Италия - мечты сбываются! Успей осуществить! Жизнь коротка! Мементо мори"

ЕЛИЗАВЕТА
О! Италия! Я поеду туда жить!

МАША
(саркастично)
Жить? Как ты уедешь из России в Италию? Что за странные мечты?


ЕЛИЗАВЕТА
Ты же знаешь я зациклена на рисовании с натуры. Буду там целыми днями рисовать с натуры.

МАША

Где мы и где Италия? С натуры, блин, рисовать? Неужели бросишь свои любимые годовые балансы, бухгалтерию. Это же хлебная профессия сейчас. Да как же так -   как вид на жительство получить? Это же невозможно! А жить где? А язык? Ты же не знаешь итальянский. Никто нас там не ждёт бедных и больных россиянок. По-моему ты сошла с ума. Все нереалистично! Да и муж у тебя! Забыла?!

ЕЛИЗАВЕТА
(плачет)
Может ты и права. Жалко его, как же я уеду от него - он же меня любит и я его люблю. Не могу выбрать.

Маша саркастично пожимает плечами и отворачивается с выражением презрения на лице.

Елизавета машет рукой Маше на прощание, подходит к подъезду. Она открывает железную грязную дверь. Дверь сильно скрипит. На двери подъезда хрущевки тот же рекламный плакат. На нем: фотографии пейзажей Италии и надпись "Мементо мори!"


9. ЭКС. УЛИЦА ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА. ДЕНЬ

Около здания с рекламой и вывеской "Кассы аэрофлота". Солнечно. Елизавета смеётся и весело кидает снежок в Витю -своего толстого румяного мужа (30). Они обнимаются и целуются.


10. ИНТ.КАБИНЕТ ВРАЧА. ДЕНЬ

Старая скрюченная согнутая в 45 градусов врачиха, в белом халате (воротничок ярко красной блузки виден в вороте халата) Таисия Васильевна (80), опираясь на костыль подходит к письменному столу. Садится за стол, читает бумагу. Она смеётся. Покусывает ярко накрешенные красной помадой губы. Подмгивает глазом с накрашенными ресницами.
Елизавета в сером пухивкие, бледная, губы почти синие - без губной помады.

ТАИСИЯ ВАСИЛЬЕВНА
Как у тебя с личной жизнью и сексом?

ЕЛИЗАВЕТА
(краснея и заикаясь)
Не знаю. Ну, я замужем. А какое это имеет отношение к диагнозу?

ТАИСИЯ ВАСИЛЬЕВНА
(подсмеивается)
Вот у меня был муж, высокий красавец, добрый, но стеснительный. А я была в молодости страстная. Так хотелось что-то новое в сексе попробовать. А он все в темноте и стеснялся. Я тебе такого не желаю

Елизавета краснеет и опускает глаза.

ТАИСИЯ ВАСИЛЬЕВНА
Я тебе посоветую. Раз от этой болезни нет лекарств, то лучше сексом и страстью лечиться. И возьми иностранца - они не такие стеснительные как наши. Первое лекарство страсть. Второе лекарство другой климат и другая страна. И займись чем-нибудь так чтобы забыть, что у тебя такое заболевание. В страсть погрузись.

Елизавета в удивлении округляет глаза, пожимает плечами и смотрит вниз налево, крутит головой, нервно пожимает одну руку другой.


11. ИНТ.КУХНЯ В КВАРТИРЕ ЕЛИЗАВЕТЫ. ВЕЧЕР

На кухне, толстый румяный муж Елизаветы - Витя. Он лежит на диване. На его толстом животе ноутбук. Елизавета пьёт чай за столом.

ВИТЯ
(грустно)
Я же все понимаю, Лиза. Ты и мёртвого заставишь что-то делать. Ну, ладно, я сделаю тебе анкету в службе знакомств, найду тебе иностранца. Раз, ты не знаешь английского буду вести переписку. Важнее всего рискнуть, взломать правила. Может выздоровеешь.

Он резко садится на диване, обхватывает себя руками и обречённо, очень грустно смотрит на Елизавету. Морщит нос и трёт глаза.


ЕЛИЗАВЕТА
Спасибо, что согласился мне помочь, наконец. Я сейчас только и думаю об Италии, о море, о том как буду гулять там.

Елизавета улыбается. Витя опять ложится на диван и утыкает взгляд в ноутбук.

На кухню входит крупного телосложения женщина - мать (65) Елизаветы. Подбоченившись она строго смотрит на мужа Елизаветы.

МАТЬ
Опять лежишь лежебока! Извращенец! Ты что же удумал? Спровадить мою дочь в другую страну? Ты не знаешь что-ли русской поговорки "Где родился - там и пригодился"?
(дочери)
А ты и не выдумывай! Нет у тебя никакой болезни. Сделай вид, что нет и она пройдёт! Вот я, например,никогда не болею! А если болею, то виду не подаю.
(мужу дочери)
Развратник. Извращенец. Не любишь ты её! Где это видано, чтобы живой муж сам искал своей жене нового!
(дочери)
Бросишь мать?

Витя встаёт с дивана, громко вздыхает, с выражением отвращения на лице, выходит из кухни. Елизавета молча отворачивается от матери и смотрит в окно. За окном идёт снег.


12. ИНТ. КВАРТИРА ЕЛИЗАВЕТЫ В ИТАЛИИ. ДЕНЬ

ТИТР: ПРОШЛО 2 ГОДА

Светлая комната. Стеллажи с книгами и коробками. Стоят мольберты в углах комнаты. На диване сидит радостный Витя. Заходит Елизавета.

ЕЛИЗАВЕТА
Знаешь Витя я так счастлива! Так счастлива с Лука, здесь в Италии! Так хорошо себя чувствую, такой прилив энергии. Как в детстве здоровая,  бегаю и прыгаю. Рисую целый день. Гуляю. Только...

Елизавета подносит руку ко лбу и трёт его, растерянно смотрит по сторонам.

ВИТЯ
Что? Только?

ЕЛИЗАВЕТА
Только мне кажется что мой муж как-будто маменькин сынок и такой же трусишка, как я была в России. Он боится перемен. И его мамаша так похожа на мою. Все время критикует, что занимаюсь фигней - рисую что-то, денег не зарабатываю, языка не знаю, украла её малыша и пользуюсь её квартирой. Знаешь, хорошо что я уехала - здоровье есть и счастье есть. Но...

ВИТЯ
(тихо)
Это не важно, главное ты жива здорова и мы вместе.

Заходит черноглазый брюнет Лука (50) - муж Елизаветы

ЛУКА
(говорит по-итальянски)
А, привет Витя! Опять ты здесь.
(Елизавете)
Поедешь показывать своему кузену Рим?
Мама спрашивает когда мы освободим её квартиру. Она говорит, что лишит меня наследства, если я не разведусь с тобой. Я не знаю, что и делать...Елизавета может ты бросишь своё рисование и пойдёшь на курсы сиделок? Может тогда мама оставит меня в покое?


Елизавета тревожно и задумчиво смотрит то на Витю, то на Луку. Лука смотрит нахмурившись и сжав губы на Витю. Витя делает вид, то он совершенно спокоен - лицо его притворно безмятежно и расслаблено. Но он отворачивается от Луки, криво улыбается и смотрит в пол.
Неожиданно она закрывает рот рукой

ЕЛИЗАВЕТА
Ой, тошнит..

Выбегает из комнаты

ЛУКА
(на итальянском, тревожно)
Витя, что случилось? Она случайно не беременна?

Витя пожимает плечами с притворным равнодушием на лице.


13. ИНТ. ИТАЛИЯ.КАБИНЕТ ХУДОЖНИЦЫ.ДЕНЬ

ТИТР: ПРОШЛО 27 ЛЕТ

Лето. На стенах картины с пейзажами Италии. Одна стена стеклянная. Она выходит на виноградник. Худая Елизавета (70) в инвалидной коляске за мольбертом. У нее румяное счастливое лицо. Она одета в яркое красное платье. На платье аппликация языков пламени. Суставы рук раздуты. Она с восхищением смотрит на мольберт и тянет к нему руку с кистью.
Заходит мальчик (7), внук Елизаветы с чёрными глазами светло-русыми волосами

ВНУК
Что рисуешь бабушка?

ЕЛИЗАВЕТА
Я рисую страшную дракониху в пещере. Дракониха это как моя болезнь - она спряталась и не выходит до поры до времени. Ты видишь - её страшная голова торчит из пещеры. Дракониха охраняет принцессу

Мальчик подходит к мольберту и заглядывает с интересом.

ЕЛИЗАВЕТА

К пещере крадётся настоящий герой - рыцарь, а в руке у него меч, а в кармане склянка с лекарством для принцессы. Рыцарь хочет рискнуть и убить дракониху.
Другой рыцарь развалился рядом с пещерой - он боится и ничего не хочет менять. Не хочет убивать дракониху.

ВНУК
(любопытно)
До какого времени Дракониха спряталась?

ЕЛИЗАВЕТА
Не знаю, может пока я живу и сильно-сильно люблю! Пока я вижу то, что хочу и рисуют то, что хочу. Всю красоту и радость!

ВНУК
Бабушка, а где рыцарь берет меч? Я тоже такой хочу. И что за лекарство?

ЕЛИЗАВЕТА
Не знаю, что за лекарство.
(задумчиво)
А есть ли меч? Есть ли лекарство? И кто победит дракониху? Это сказка, но в ней есть и про жизнь.

Елизавета смотрит на мальчика. Они улыбаются друг другу.