Искусственный интеллект. Критерии

Серж Пьетро
   Для того, чтобы создать искусственный интеллект,
Надо создать в себе интеллектуальный проспект!

  Критерий — признак, на основе которого производится оценка, определение или классификация чего-либо.
Интеллект - это совокупность умственных способностей, обеспечивающих успех познания.
Поведение и деятельность человека связаны с мышлением, поэтому можно определить  понятие «ум»:
ум (умственные способности) - процесс мышления и его особенности,  совокупность способностей к мышлению, познанию, пониманию, восприятию, запоминанию, обобщению, оценке и принятию решения.
Ум – славянский перевод древнегреческого понятия нус – интеллект; способность мышления и понимания; в истории философии – то же, что разум, дух. Разум –творчество нового знания. Рассудок (по Г. Гегелю)  – способность оперировать новым знанием, низшая способность к абстрактно-аналитическому расчленению, которая является предварительным условием высшего, «разумного», конкретно-диалектического понимания.
Интеллект - мыслительная способность, умственное начало у человека, определяющее деятельность его. Интеллект связан с мышлением, которое обрабатывает информацию.
    Интеллект (от лат. intellectus «восприятие»; «разумение», «понимание»; «понятие», «рассудок») или ум - качество психики, состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций, и использованию своих знаний для управления окружающей человека средой. Общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет все познавательные способности: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение, а также внимание, волю и рефлексию.
    Мышление - познавательный процесс, представляющий собой деятельность мозга, направленную на решение интеллектуальных задач. Мышление формирует понятия, понимание их взаимосвязей, анализирует их, а это, в свою очередь - основа поведения, а значит - адаптации.   
        Существенные критерии мышления (признаки, на основе которого производится оценка интеллекта):
- проблемность (способность заранее обнаруживать трудности и находить пути их преодоления);
- системность (умение учитывать все, что влияет на результат);
- опережение (способность предвидеть последствия принимаемых решений);
- профессионализм (умение активно применять свои специальные познания);
- гибкость (способность использовать предложения, противоположные собственным);
- аналитичность (умение отличать мнения от фактов);
- безинерционность (способность принимать оригинальные решения независимо от имеющегося опыта и знаний);
- оперативность (умение быстро реагировать на изменение обстановки);
- методичность (умение последовательно, не отклоняясь от цели, осмысливать ситуацию).
- правильность мышления (обладание научными знаниями и умениями и умение вырабатывать правильное решение в действующем информационном пространстве).

Критерии мышления и развития интеллекта определяют из умственных операций, используемых при мышлении. Основные виды умственных операций:
   сравнение;
анализ;
синтез;
абстракция;
конкретизация;
индукция;
дедукция;
классификация;
обобщение.

          Основные формы (критерии) мышления:
    Понятие - отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам; (психология позволяет подойти к изучению понятий эмпирически, исследуя существующие в сознании отношения между понятиями (семантические кластеры, группы, сети), в том числе с помощью математических методов (кластерного и факторного анализа); процессы формирования понятий, в том числе с помощью метода формирования искусственных понятий; возрастное развитие понятий и т. п.)
     Суждение -  форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами. Виды суждений и отношения между ними изучаются в философской логике; (Суждение — мысль, в которой утверждается наличие или отсутствие каких-либо положений дел. Виды суждений и отношения между ними изучаются в философской логике. В математической логике суждениям соответствуют высказывания.)
      Умозаключение -  вывод, шаг логического вывода, непосредственное выведение высказывания-заключения из одного или более высказываний («посылок»), простейшее рассуждение.   
Умозаключения (отдельные шаги вывода) разделяют:
   по направлению логического следования -
дедуктивные (от общего к частному),
индуктивные (от частного к общему),
трансдуктивные (от одной степени общности к такой же степени общности);
    по достоверности вывода:
демонстративные (достоверные), где истинность посылок напрямую связана с истинностью заключения (информация в заключении является частью информации в посылках). Такие умозаключения обычно встречаются в точных науках, особенно в математике, чаще в форме дедуктивных умозаключений (где правильность гарантируется самой формой логического следования), но также и в виде математической индукции, полной индукции, строгой аналогии, где на истинность влияют, кроме формы, и значения входящих в рассуждение терминов.
недемонстративные, где в процессе рассуждения добавляется информация, и потому истинность вывода не гарантирована даже в случае истинности посылок. К числу таких правдоподобных рассуждений относятся обратная дедукция, неполная индукция, нестрогая аналогия, выводы статистики. Правдоподобные умозаключения используются при выдвижении гипотез и постулировании законоподобных утверждений в эмпирических науках;
   по числу посылок:
непосредственные,
опосредственные.)