Понтормо. Встреча Марии и Елизаветы

Алина Алексеева-Маркезин
   Якопо Понтормо Встреча Марии и Елизаветы,(Visitazione)   1528–1529, масло на панели, Parrocchia dei Santi Michele e Francesco, Carmignano.

     Якопо да Понтормо (1494–1557) был одним из самых выдающихся художников и рисовальщиков во Флоренции шестнадцатого века. К концу 1520-х годов он создал одну из своих самых трогательных и новаторских работ «Встреча Марии и Елизаветы»
    
    Картина была выполнена  для алтаря семьи Пинадори,которая владела землей и виллой в районе Карминьяно.Существует предположение,что картина сначала находилась в часовне виллы. В недавно появившемся архивном документе говорится, что 28 июня 1538 года Бартоломея Пинадори, вдова Пьетро ди Паоло ди Бонаккорсо Пинадори,  передала картину в церковь Карминьяно.
       После этого полотно  всегда оставалась в церкви, для которой оно и  была предназначено.
   
     На картине изображен евангельский эпизод встречи Марии с ее родственницей Елизаветой. Центром композиции является объятие двух женщин, все излишние детали устранены. Душевное волнение подчеркнуто здесь яркими, почти светящимися цветами и двумя удлиненными фигурами на втором плане с темными впалыми глазами. Мария беременна Иисусом, а Елизавета - Иоанном Крестителем.

   Взгляды, которым они обмениваются,как молчаливый разговор, который подчеркивает их взаимопонимание, признание себя частью одного сверхъестественного замысла, безусловное и безмятежное принятие обоими из них высшей, божественной воли.
      Атмосфера, в которой погружаются Мария и Елизавета, имеет нечто метафизическое, очень духовное, торжественное. Их встреча, кажется, происходит в  нереальном измерении, в безмолвии, вне времени и пространства.

    На Марии темно-зеленое платье и розовый платок. Елизавета одета в светло-зеленое платье и оранжевую накидку. Яркий розовый повторяется в образе девы Марии. Фигуры служанок напоминают фигуры Марии и Елизаветы.

    Согласно католической традиции, эта встреча, записана в Евангелии от Луки, считалось, что принесло божественную благодать как Елизавете, так и ее  ребенку, который признал присутствие Иисуса. На заднем плане - городской пейзаж, который изображает дверь в дом справа и здания слева. Двое торговцев ведут разговор в нижнем левом углу, а флорентийская домохозяйка вешает на окно ткань некогда заброшенного палаццо.

    До недавнего времени алтарь был доступен только при посещении церкви. Его реставрация создала беспрецедентную возможность для перемещения картины и выявила важные открытия о технике художника. Во время реставрации панель была тщательно очищена, и яркая палитра Понтормо вернулась к жизни.

       Удаление старых слоев лака и перекрашивание непокрытых деталей, которые со временем стали невидимыми, таких как две мужские фигуры и осел, появляющийся слева на заднем плане. Технический анализ также показал, что Понтормо использовал нанесение древесного угля, чтобы перенести композицию с подготовительного рисунка на бумаге на поверхность панели.
    
    Со стилистической точки зрения Visitazione di Carmignano выглядит очень близко к картинам, которые Якопо выполнил для капеллы Каппони во флорентийской церкви Санта-Феличита, здании, расположенном в нескольких шагах от Понте Веккьо, внутри которого проходит знаменитый коридор Вазари.
    
     Искаженные формы и блестящие насыщенные тона характерны для стиля Понтормо, представляющего собой прекрасный пример зрелого маньеризма.Своим экстравагантным и утонченным стилем Понтормо сформировал движение маньеризма, которое доминировало в итальянской живописи между 1520 и 1580 годами. Микеланджело предсказал, что девятнадцатилетний Понтормо «возвысит это искусство до небес».

     Итальянский искусствовед Сгарби назвал картину самым красивым "Visitazione”в мире, сокровищем которое бесценно.
      «Для тех, кто родился в Карминьяно, - сказал он, - он может представлять собой религиозный образ или тему, о которой говорят в школе, но на самом деле это абсолютный шедевр, такой же большой, как« Страшный суд »Сикстинской капеллы.

   Есть много причин, которые делают эту картину привлекательной, в дополнение к тому, что она имеет абсолютную красоту, помимо того факта, что она является одной из самых важных картин итальянского Ренессанса, помимо того, что это работа Понтормо.

     Я хотел бы отметить, что, когда некоторые из его работ появились на аукционах,было предложено 80 миллионов долларов  - отметил он, - и что такой шедевр может превышать и 150, поэтому он должен быть надлежащим образом защищен.
    
    Но, прежде всего, - добавил он, обращаясь к четырем фигурам, которые выделяются на переднем плане, художник намеревался отпраздновать триумф материнства ».

       Чрезвычайная  элегантность, утонченный  композиционный вкус делают эту картину одним из самых знаменитых шедевров Якопо да Понтормо.
   
      Это одно  из тех редких и счастливых произведений, которые представляют собой уникальное неповторимое в карьере художника, и которые предназначены оставить глубокий след в истории искусства.