Ошибка ювелира

Татьяна Анферова
Я спешила домой. Опавшие листья стайками разлетались из-под ног. В лицо дул прохладный  ветер, но щеки мои пылали. Хоть бы она согласилась! Без него образ будет незавершенным... У бабушки этим добром забиты все шкатулки, но меня интересует одна единственная вещица. Она так скрытно хранит ее, что та лишь раз попалась мне на глаза. А вообще, там целая сокровищница – дедово наследство. Мой дед обучался ювелирному мастерству и уже в юности творил такие шедевры, что у ценителей захватывало дух. Всегда задаривал бабушку украшениями самой изысканной работы. Только вот уйти из жизни ему пришлось слишком рано. Мама рассказывала мне эту трагическую историю. Во время уличного нападения он отстоял честь своей супруги, но не смог избежать смертельного ранения. В нашей семье его считают не только талантливым ювелиром, но и настоящим героем.  А сейчас память о деле всей его жизни хранится где-то в недрах старых шкафов... Обидно! Но, кажется, мне представился случай явить миру хотя бы одно его творение. Осталось убедить в этом бабулю.

Торопливо забежав домой, я побросала вещи в коридоре и направилась прямиком в комнату к бабушке. Та отложила книгу и оценивающе взглянула на меня поверх очков:
- Катюша? Ты прямо с корабля на бал! Чем обязана? Случилось что-то?
Только сейчас я заметила, что на шее остался висеть полосатый шарф, да и растрепанные ветром волосы красноречиво говорили о спешке.

– Прости. – Нервно хохотнула я, стянула шарф и приземлилась на соседнее кресло. – Случилось, бабуль. Ты, как всегда, до ужаса проницательна. Случился как раз-таки бал. Точнее случится, совсем скоро. И мне очень хочется на него попасть. Я надеялась, ты сможешь мне кое в чем помочь…

– Так, очень интересно – позабавленная моей сбивчивой речью, она, улыбаясь, ждала продолжения.

– Понимаешь, тут такое дело, – начала издалека, – я собираюсь принять участие в Пушкинском балу. Он проводится каждую осень в нашем университете. Уже несколько недель я хожу на репетиции, разучиваю классические танцы. А сегодня, наконец-то, занялась нарядом. Платье раздобыла просто потрясающее – кремовое с изумрудным шитьем! К нему – перчатки и туфли в тон. Только вот с украшениями беда, ничего не подходит.  Я подумала, может, ты одолжишь мне свое колье с изумрудом…?

Смущенная, я опустила глаза. Пальцы нервно теребили шарф. Пауза затягивалась. Подняв, наконец, взгляд, я поразилась, как поменялось выражение бабушкиного лица. На нем не осталось и следа веселой доброжелательности, только напряженность. А глаза, отведенные в сторону, как будто заволокло воспоминаниями. Через мгновение она вышла из оцепенения:

– Катерина, это плохая затея. – Голос прозвучал сдавленно и резко.

– Ты боишься, что я его потеряю? Ни за что! Поверь, я буду очень аккуратна. Верну его в целости и сохранности, обещаю! – я готова была сказать что угодно, лишь бы уговорить ее. Но, похоже, у бабушки была другая установка – прекратить этот неприятный для нее разговор любой ценой.

– Потеряешь?! Я умоляю тебя... Да я сама его давно потеряла. Столько лет уже не видела, наверное, сгинуло куда-то. Да и Бог с ним! – припечатала она, а потом раздраженно всплеснула руками – Катюш, тут любая бижутерия подойдет. Сдалось тебе это старье! Поищи что-нибудь другое, пожалуйста, – отмахнулась от меня.

По всему было понятно, что добиться благосклонности не удалось. Расстроенная и злая, я вышла из комнаты. Почему же она так не хочет мне его дать?! В голове начал зреть коварный план… Бабушка хитрит – это очевидно. «Потеряно» –  полная ерунда. Колье точно находится в квартире. И она отлично знает, где. Что ж, не она одна знает…  Найду его сама! Вряд ли кому-то навредит, если я одолжу украшение на один вечер.

На следующий день план был приведен в исполнение. Дождавшись, пока бабушка удалится на ежедневную прогулку, я пробралась в ее комнату. Заветная шкатулка обнаружилась в самом дальнем углу антресоли: слой пыли на ней был впечатляющим. Такая красота – и в таком забытье! Торопливо сунув в карман добытое сокровище, я оставила шкатулку на месте, для отвода глаз. Надену украшение в такси, по дороге на бал, и никто нечего не узнает. Покидая «место преступления», я подмигнула своему довольному отражению в зеркале – вот теперь готовность стопроцентная!

                * * *

Бал прошел на ура. Я буквально блистала на зависть дамам и на радость кавалерам. Несколько часов безудержных танцев с полным погружением в атмосферу XIX века держали меня в невероятном тонусе. Но после окончания праздника я осталась буквально без сил. Эйфория улеглась и в такси по дороге домой я задремала. В действительность вернул голос водителя:

– Барышня, просыпайтесь, мы на месте. Во двор не могу заехать – у вас тут перекопано все.

Эх, будь они не ладны, эти дорожные работы! Расплатившись с водителем, я вышла из машины. Ноги бы не переломать, добираясь до подъезда. Улица освещена хорошо, а вот двор старенькой пятиэтажки утопает в темноте. С деревьев только начали облетать листья и пока еще их густые кроны почти не пропускают свет фонарей.
Уже у самого подъезда я вспомнила, что конспирацию нужно довести до конца.
Несмотря на поздний час, дома могут встретить родители или бабушка. «Потерянному» колье лучше убраться с глаз долой в сумочку. Я долго возилась с застежкой на шее и лишь в последний момент уловила краем глаза движение за спиной. Темный силуэт бесшумно отделился от стены, и в следующую минуту я вскрикнула, ощутив на ребрах давление острого предмета. Рот крепко зажала рука, а над ухом прозвучал хриплый голос:

– Начнешь орать – загоню перо меж ребер. Хочешь жить – отдавай все, что есть. Ишь, молодец, одно уже сняла…

Все конечности онемели. Я судорожно сжала в руке бабушкино колье. Мысли метались так, что стучало в висках: «только не его… я же обещала вернуть…». Зубы отстукивали барабанную дробь. Он убрал руку и я начала невнятно бормотать:

– Пожалуйста, забирайте сумку. Там есть деньги, телефон! А это вообще не мое, – пальцы сильнее сжали украшение, – я должна его вернуть, понимаете? Пожалуйста… Это же просто дешевка! – мои слова звучали отвратительно наивно и фальшиво. Конечно, глупо, но я не могла заставить себя разжать руку и расстаться с драгоценностью. Давление в бок усилилось, причиняя резкую боль.

–  Сам разберусь! Торговаться будешь, сучка?! Или отдашь по-хорошему? – угрозу выплюнули мне в лицо. Я дернулась, как от шлепка, и начала медленно разжимать дрожащие пальцы. Не веря собственным глазам, я смотрела, как драгоценная реликвия лежит на раскрытой ладони, готовая перейти в распоряжение похитителя…

– Эй! – крик раздался совсем близко. Похоже – с дороги. Шаги быстро приближались. Грабитель ловко выхватил добычу из моей руки, с силой отшвырнул меня с дороги и пустился бежать. Не прошло и нескольких секунд, как рядом возник мужчина:

– Нужна помощь? С вами все в порядке?

Опираясь на него, я кое-как поднялась и затараторила:

- Да, да, со мной все в порядке. Он украл ужасно ценную для меня вещь! Пожалуйста, сделайте что-нибудь! Это очень важно... – я умоляюще смотрела в глаза спасителя. Это был довольно крепкий молодой парень. Убедившись, что я стою на ногах без посторонней помощи, он бросился в погоню за грабителем. А мне лишь осталось наблюдать две удаляющиеся в темноту фигуры и отчаянно надеяться, что еще не все потеряно…

                * * *

Сейчас уже можно с уверенностью сказать, что той ночью я приобрела намного больше, чем готова была отдать. Молодой человек нашел меня на том же самом месте спустя несколько минут. С ним были украденные у меня вещи, в том числе и бабушкино колье… Так началось наше знакомство.

Все последствия ночного происшествия мне удалось скрыть. Я ничего не сказала родителям, а изумрудное колье вернула на законное место. Через два года Саша сделал мне предложение. Все складывалось прекрасно, но временами просыпалась совесть и не давала покоя. Нередко, возвращаясь к тем воспоминаниям, я холодела от мысли, что все могло сложиться намного печальнее. Моя своенравность подставила под удар две жизни и сохранность фамильной ценности.

Накануне свадьбы, готовясь сделать шаг в новую жизнь, я окончательно решила во всем признаться. Старые ошибки и страхи хотелось оставить позади и никогда больше к ним не возвращаться.

Я постучалась в бабушкину дверь, вошла и, набрав воздуха в легкие, решительно заговорила:

– Бабуль, мне очень нужно кое-что тебе рассказать. Пожалуйста, ничего не говори, просто слушай. Но сначала, с твоего разрешения, я достану ту вещь, о которой пойдет речь. – Бабушка недоуменно кивнула. Я нашла знакомую шкатулку, протянула ей, и приступила к рассказу. Начала с моей кражи, поведала о нападении во дворе, спасении и возвращении драгоценности, знакомстве с Сашей… И по ходу моей «исповеди» негодование на лице бабушки сменялось страхом, потом удивлением, а в конце моего рассказа в ее глазах стояли слезы. Когда я замолчала, она взяла меня за руку и усадила рядом с собой:

– А теперь послушай меня, девочка. Раз ты нашла в себе смелость признаться, то и мне есть, что тебе рассказать. Неспроста я сопротивлялась твоей просьбе. Это колье – часть еще одной истории, на этот раз моей.
 
Она провела дрожащими пальцами по сверкающим граням украшения.

– Его подарил мне твоей дед к нашей помолвке. Искуснейшее творение – наверное, лучшее в его жизни. И столь же роковое… Именно оно было на мне в день смерти мужа. Мы поздно возвращались с ювелирной выставки, были нарядно одеты. И это привлекло внимание не тех людей. Плечи бабушки поникли, по щеке прокатилась слеза. Она хотела сдержаться, но не смогла. Всхлипнула и сокрушенно взмахнула руками:

– Каким же глупцом он был, что ринулся из-за него в драку! Ведь я могла это остановить, но ничего не сделала…

– Пожалуйста, только не вини себя! - поспешила я утешить старушку – Это был несчастный случай. Дед же тебя защищал – поступил как настоящий мужчина! При чем здесь колье?

- Ах, милая моя! Все любят драматические рассказы об отважных героях и спасении невинных. И по сей день я поддерживаю эти иллюзии во имя светлой памяти мужа.

–  Какие иллюзии? Что ты имеешь в виду? – я растерянно взглянула в глаза бабушке.

– Этим бандитам не нужна была ни моя честь, ни моя жизнь. В темном переулке они всего лишь хотели завладеть моими драгоценностями. Это было обычное ограбление, Катюша! Но эти побрякушки так много значили тогда для меня и для твоего деда… В критический момент мы не смогли найти в себе здравомыслия и спокойно расстаться с ними. Он вступился за колье, как за свое детище. И, вышло так, что в итоге мой муж пожертвовал своей жизнью ради блестящего металла, да осколка камня…

Бабушка уже взяла себя в руки, глубоко вздохнула и продолжила:

– Непреднамеренное убийство спугнуло негодяев. Мне осталось это несчастное колье, но я потеряла любимого мужчину. Простившись с мужем на кладбище, в тот же день я похоронила его подарок в шкатулке и больше никогда не брала в руки. И, тем не менее, полжизни меня терзал вопрос: «Что было бы, отдай я им сразу проклятое украшение? Спасло бы это моего супруга в тот вечер?» И вот я слышу твой рассказ. Не знаю, дорогая, можно ли считать это ответом на мой вопрос, но я слушала его со слезами радости и облегчения. Нет ничего ценнее знания, что внуки не повторили наших ошибок. Теперь на счету у этой драгоценности появилась как минимум одна спасенная жизнь. И это многое меняет!

Подарок твоего деда, сделанный его руками, был для нас обоих бесценным символом начала супружеской жизни. Но те трагические события необратимо запятнали украшение в моих глазах. Я считала его причиной смерти мужа и моих рухнувших надежд на счастливую жизнь. Но, посмотри, что случилось сейчас, спустя много лет? Почти в тех же обстоятельствах колье, отданное грабителю добровольно, сыграло совсем иную роль. Сохранило твою жизнь, вернулось обратно и привело с собой мужчину, который завтра поведет тебя под венец. Ты очистила эту вещь в моих глазах, наделила новым смыслом.

Бабушка смущенно улыбнулась, сжала мои пальцы и проговорила вполголоса:

– Я, наверное, совсем из ума выжила. Будешь смеяться, но вот как получается: создавая это украшение, твой дед вложил в него душу, а в попытке уберечь его – отдал жизнь. То, что произошло с тобой и Сашей той ночью, может значить для меня лишь одно – сам дед на небесах благословил ваш союз. Уверена, ты будешь счастлива с этим человеком, дорогая. Теперь я по-настоящему спокойна за тебя. И спасибо, что все мне рассказала. Я поздно поняла, как надо было поступить. Ты же сделала все правильно. И теперь это украшение снова символизирует то, ради чего было создано.

Потрясенная всем услышанным, я долго держала в руках шкатулку из полированного дерева. Силилась осознать, какой длинный и таинственный шлейф тянется за винтажным украшением. Оно так и осталось у меня, в наследство от бабушки. Но вновь одеть его на шею я рискнула всего еще один раз. До сих пор, глядя на наши свадебные фотографии, я с немым восхищением рассматриваю наряд счастливой невесты, который в тот день так изысканно и гармонично дополняло изящное изумрудное колье!