Хроника 53-го и 42-го ДБАП в Зимней кампании

Владимир Мутин 2
Хроника боевой работы 53-го и 42-го ДБАП в Зимней кампании.

По моей просьбе Олег Киселев, известный авторитет по финской истории, поделился на страницах своего Живого журнала боевой хроникой 53-го и 42-го ДБАП. Было бы грехом не воспользоваться этими данными, коли сам и сподвигнул его на это.  Но пришла в голову одна идея. Мне представляется, что боевые вылеты, сделанные 53 и 42 ДБАП в Зимнюю кампанию, так и останутся локальными событиями, вырванными из контекста процесса всемирного катаклизма – глобального передела мира, если не представить их на фоне разворачивающихся по всему миру военных действий начавшейся Второй мировой войны, да и случайно выбранных событий из текущего многообразия, происходящих как в Стране Советов, так и за пределами его, но через взор обычного советского человека с петлицами на мундире. Я не знаю, о чем он думал этот обычный советский человек в летной военной форме образца зимы 1939-40 годов, но я знаю точно то, что будет представлено читателю по этому поводу в дальнейшем, у него в «голове» тем или иным образом отразилось! А иначе и быть не могло – газета «Красная звезда» атрибут неотъемлемый в процессе морально-политического воспитания каждого советского военнослужащего того времени, как потенциального защитника завоеваний Великой Октябрьской Революции.   

К чему столько пафоса? - спросит читатель. Друзья мои, цель простая: не судить о былом с колокольни грядущего дня, а перенестись в то время, о котором идет речь и постараться пережить его, дабы былое стало нашим неотъемлемым и предки наши еще родней, а не сторонними безмолвными наблюдателями с архивных полок, да с фотографий, сохранившихся лишь по случаю... и то в альбоме, засунутого куда подальше… А пафос этот, совсем не пафос – а неотъемлемая составляющая реальности того времени… Да и цитируемый материал из «Красной звезды» - это сухие сводки от штаба ЛВО и ТАСС, да малость из обыденной советской действительности, да чуток из мимолетных мировых событий, что на глаза попались. И это лишь фон, на котором разворачиваются события, связанные с этими полками.

В дальнейшем повествовании хроники боевых действий 53 и 42 ДБАП я по возможности для контраста буду представлять данные из книги «ВВС РККА на финской войне» К.-Ф. Геуста, цитировать из которой строго на строго запрещено издательством, но о копирайтинге – рерайтинге, а попросту, типа «школьного» изложения, что в начальных классах в моей школьной бытности было неотъемлемым учебным процессом, там ни слово не сказано, чем и воспользуемся во благо всем нам. И само собой будут представлены данные из архивной тетради историка Сергиенко А.М., который только этому будет рад, т.к. предоставил свой архив именно для этой цели, да данными, полученными по случаю от добробовольных помошников по ходу сбора материала и работой над данной «рукописью».

А начну я с того, что процитирую в слово в слово Сообщение Штаба Ленинградскою Военною Округа из «Красной звезды» в момент совершения первых боевых вылетов 53 ДБАП.

«Трехнедельный итог боевых действий в Финляндии
Сообщение Штаба Ленинградскою Военною Округа

Подводя итог военных действиях в Финляндии за истекшие три недели, следует признать, что наши войска имели за этот период серьезные успехи.

На севере Финляндии наши войска, заняв 1 декабря порт Петсамо, продвинулись на 130 километров в глубь Финляндии, считая от берегов Баренцева хоря у Петсамского залива, что составляет в средней 6 километров в день.

На Улеаборгском направлении наши части продвинулись на 150 километров, что составляет в средней 7,5 километров в день.

На Сердобольском направлении наши части продвинулись на 80 километров, что составляет в среднем 4 километра в день.

На Выборгском направлении наши войска продвинулись на 64 килояметра от госграницы, что дает в средней 3,2 километра в день.

Взято в плен по всем направлениям за истекший период 18 офицеров, 105 унтер-офицеров, 1.302 рядовых, 35 орудий, 300 пулеметов, 3.000 винтовок, 21 миномет, 220 гранатометов, 7 бронемашин.

Наши потери — 1.823 убитых, 7.000 раненых.

Потеря финнов — 2.200 убитых, подобранных на занятой нами территории, не считая убитых на территории противника огнем нашей артиллерии и пулеметов, подобранных и увезенных в тыл финскими войсками. Раненых у финнов, по приблизительным данным Штаба, свыше десяти тысяч. Заграничная печать, особенно французская и английская, считает, что такие темпы продвижения советских войск слишком малы, и пытается объяснить это «пониженной боеспособностью» Красной армии. Некоторые из военных обозревателей идут еще дальше, уверяя, что наступление советских войск «провалилось», так как молниеносного удара не получилось и советские войска не сумели покончить с финскими войсками в одну неделю.

Не может быть сомнения, что подобные нарекания на Красную армию могут быть объяснены либо прямой и грубой клеветой на Красную армию, либо невежеством их авторов в вопросах военного дела.

Финляндская территория представляет серьезнейшие трудности для продвижения войск. Бездорожье, пересеченный рельеф местности, непроходимые леса, бесчисленное количество озер с таким же количеством перешейков между ними, перехваченных несколькими оборонительными линиями из бетонированных артиллерийских и пулеметных сооружений с бетонированными убежищами для войск, — таковы условия, затрудняющие быстрое продвижение войск на финляндской территории. Четыре года строила Финляндия эти укрепления, пользуясь помощью 3 иностранных государств, боровшихся между собою за влияние на Финляндию, как плацдарм для нападения на Ленинград, а затея и на Москву. По своей оборонной силе эта система искусственных укреплений, например, на Карельском перешейке, усиленная природными условиями Финляндии, ничем не уступает оборонной силе укрепленной «линии Зигфрида» на западной границе Германии, против которой вот уже четыре месяца ковыряются англо-французские войска, не имея ни малейшего продвижения вперед. Красная армия знала об этих трудностях в Финляндии и поэтому она никогда не думала одних молниеносным ударом покончить с финскими войсками. Только невежество или открытая враждебность против Красной армии могла приписать руководителям Красной армии желание — в одну неделю покончить с финскими войсками.

Карельский перешеек является самым трудным районом, усеянным богатой сетью искусственных укреплений, перехватывающих пространство от Ладожского озера до Финского залива под Выборгом. В этом районе продвижение советских войск дает 3,2 километра в день в среднем, причем в целом ряде пунктов главная оборонительная линия финнов, так называемая «линия Маннергейма», уже прорвана нашими войсками. Если сравнить этот темп продвижения Красной армии в районе «линии Маннергейма» с тем, что делают англо-французские войска в районе «лилия Зигфрида», то придется признать, что советские войска имеют серьезный успех, тогда как англо-французские войска топчутся на месте я находятся в состояния полного провала. Почему в самом деле иностранная печать не интересуется тем, сколько километров в день прошли в продолжение 4 месяцев англо-французские войска, стоящие против «линии Зигфрида» и имеющие своей задачей разбить Германию? Не потому ли, что продвижение англо-французских войск пришлось бы считать в среднем в день не километрами и даже не метрами, а сантиметрами, если вообще имеет здесь место какое-либо продвижение».

Наступило, наконец-то, 19 декабря 1939 года – день первого боевого вылета 53 ДБАП.
 

*****
Первый боевой вылет 53 ДБАП. 19.12.39 г. Крестцы.
-------------------------------------------------
А в это время в районе дрейфа «Седова», как сообщает ТАСС, 19 декабря продолжая дрейфовать на юг, ледокол «Седов» за последние сутки отклонился на юго-запад. Сегодня утром он достиг 82 градусов 31 минуты северной широты н 5 градусов 52 минут восточной долготы. В районе дрейфа дует ветер северо-западного направления силой в 3 балла. Температура — минус 32 градуса, подвижек льда нет, небо облачное. На судне все в порядке, все здоровы.

А боевые подруги командиров Закавказского военного округа с большим воодушевлением готовились к шестидесятилетию со дня рождения товарища Сталина. «Организуются экскурсии по историческим местам, связанным с жизнью и революционной деятельностью великого вождя. С глубоким волнением осматривали экскурсанты Авлабарскую подпольную типографию, организованную товарищем Сталиным. Группа жен командиров отправляется в экскурсию на родину товарища Сталина в город Гори. 21 декабря, в ознаменование шестидесятилетия со дня рождения вождя, организуются стрелковые соревнования жен начальствующего состава».

А вчера в Москве открылся X пленум ЦК ВЛКСМ. На утреннем заседании с докладом «О работе комсомола в школе» выступил секретарь ЦК ВЛКСМ тов. Михайлов:

«В нашей стране происходит невиданный подъем культурной революции. У нас введено всеобщее начальное обучение на языках народов СССР. Число учащихся начальных, неполных средних и средних школ составляет 29,4 млн. человек. Число учащихся 5—7 классов за последние годы удвоилось. Число учащихся 8—10 классов увеличилось в 15 раз. В высших учебных заведениях учится 550 тыс. чел…

Главной фигурой доверенным лицом партии и правительства в школе является учитель. Заботой партии и правительства учитель в нашей стране поднят на такую высоту, о которой он раньше не мог и мечтать. За выдающиеся успехи в деле народного образования более 4 тысяч сельских учителей награждены орденами и медалями Союза. Многие учителя избраны депутатами Верховного Совета СССР и Верховных Советов союзных республик. Тысячи учителей выдвинуты кандидатами в депутаты местных Советов… 

…наша большевистская партия смотрит на подрастающее поколение, как на резерв великой армии борцов за дело коммунизма. Партия требует воспитать это поколение так, чтобы оно не знало страха в борьбе и было готово преодолеть любое препятствие на нашем пути, чтобы оно крепко держало в руках знамя коммунизма и шло вперед и только вперед! Мы должны понять весь глубокий смысл этой задачи и по-большевистски взяться за ее проведение. Этим мы обеспечим успешное осуществление великих идей Ленина—Сталина…»

А команда линкора «Адмирал граф Шпее» у берегов Уругвая взорвала и затопила свой корабль. Как сообщает ТАСС газеты опубликовали следующее сообщение Германского информационного бюро: Уругвайское правительство не предоставило линкору «Адмирал граф Шпее» необходимого времени для ремонта. Ввиду этого Гитлер дал приказ капитану Лангсдорфу самому уничтожить корабль путем взрыва. Исполнение приказа было произведено вне уругвайских территориальных вод. Линкор «Адмирал граф Шпее» являлся новейшим из трех германских карманных линкоров (два другие — «Дейчланд» и «Адмирал Шеер»). Он закончен постройкой в январе 1936 года. Его скорость — 26 узлов, водоизмещение —10 тыс. тонн, команда — 926 чел. На вооружении линкора было шесть 11-дюймовых орудий, восемь 5.9-дюймовых орудий, 14 зенитных пушек. На борту его находились 2 самолета. Постройка линкора обошлась в 3 млн. 750 тыс. фунтов стерлингов.

По этому поводу из Парижа сообщает агентство Гавас: вчера в 23 часа 07 минут германский линкор «Адмирал граф Шпее» был потоплен своей командой в 5 километрах от берега, вблизи Монтевидео.

Что же случилось в этот день на полях сражений Второй Мировой войны?

Война в Западной Европе

БЕРЛИН, 19 декабря. (ТАСС). Германское информационное бюро сообщает, что в многочисленных пунктах передовой оборонительной полосы в районе Перля отмечался усиленный артиллерийский огонь противника. После семи часов начался артиллерийский обстрел Гаммельсберга, района, что южнее Бельмаха, и Мершвейлера, а также дороги Китцинг—Мершвейлер. Южнее Пирмазенса отмечался беспокоящий огонь артиллерии противника. Германская разведка установила, что на передовых позициях фронта совершенно нет англичан. Противник находится в возбужденном состоянии, в связи с активной деятельностью германской разведки. На восточном берегу реки Мозеля противник усиленно обстреливал германский разведывательный отряд. Во второй половине дня произошла двухчасовая оживленная пулеметная перестрелка в районе к северо-западу от Фрейштета. Английская авиация совершила вчера воздушный налет на германское побережье. Несколько английских самолетов между 17 час. 40 мин. и 21 час. 30 мин. пытались совершить налет также и на Фризские острова. Англичане сбросили бомбы, упавшие большей частью в море. В результате бомбардировки не имеются ни человеческих жертв, ни материальных убытков. Зенитная артиллерия отогнала самолеты противника. Германская авиация совершила вчера глубокую разведку северо-восточных районов Франции.

О вчерашнем большой воздушной бое поступают все новые сведении. Считают, что в результате воздушного боя было сбито гораздо больше самолетов противника, чем это сообщалось раньше. Еще не закончен точный подсчет потерь противника. Поступают сообщении о захвате в плен английских летчиков, об обнаружении трупов экипажей самолетов и о большом количестве всякого рода обломков разбитых бомбардировщиков. Свидетели и участники воздушного боя рассказывают о том, что девять бомбардировщиков противника падали, объятые пламенем. 12 других самолетов упали в воду, окутанные дымом. Сторожевые суда были всецело заняты спасением экипажей, которым удалось в момент катастрофы спрыгнуть, воспользовавшись парашютами, с сбитых английских бомбардировщиков. Один самолет противника, охваченный огнем, произвел посадку на германскую воздушную базу Боркум.

БЕРЛИН. 19 декабря. (ТАСС). Германское информационное бюро передает следующую сводку верховного командования германской армии:

«На Западном фронте — незначительная местная деятельность разведывательных отрядов и артиллерия. Наша авиация произвела разведывательные полеты на море, к востоку от Шотландии. Здесь германские разведывательные самолеты атаковали четыре английских сторожевых корабля, которые были потоплены.

В полдень 52 английских самолета пытались атаковать Вильгельмсгафен. Германская воздушная разведка своевременно обнаружила противника. Севернее Гельголанда самолеты противника были задержаны германскими истребителями. Во время ожесточенных воздушных боев было сбито 34 английских самолета. С германской стороны потеряно 2 самолета. Несколько неприятельских самолетов, которым удалось уйти от германских истребителей, попали в сферу сосредоточенного огня зенитной артиллерии, открытого с германских островов и с побережья.

Самолет была вынуждены повернуть обратно, не успев сбросить бомбы.

ПАРИЖ. 19 декабря. (ТАСС). Агентство Гавас сообщает, что английский премьер-министр, прибывший на днях на самолете во Францию, посетил часть английского экспедиционного корпуса и осматривал английский сектор фронта в Лотарингии. Вчера утром Чемберлен приехал на линяю Мажино, где Гамелен показывал ему укрепления. Затем Чемберлен произвел осмотр английского пехотного батальона и батареи французской артиллерии.

Военные действия в Китае, без которых Вторая мировая война – не война…

В Центральном Китае китайские войска продолжают вести наступление в ряде районов, расположенных южнее реки Янцзы. Наступление китайских частей проходит успешно на севере провинции Хунань, в южной части провинции Хубэй, провинциях Цзянси, Аньхуэй и Чжэцзян.

Китайские части добились также успеха в секторе Суйчжоу—Иншань (северо-западнее Ханькоу), где они выбили японцев из нескольких пунктов. В районе Иньшань — Аньлу японцы сосредоточили около 10.000 солдат.

На юге провинции Хэнань кровопролитные бои происходят в районе станции Чан-тайгуань, в 30 км севернее Синьяна. В район южнее Синьяна японское командованне перебрасывает подкрепление, готовясь к контрнаступлению.

В северной части провинции Хунань передовые китайские части прорвали линию японской обороны севернее Иочжоу.

В провинции Цзянси бои происходят в районе Наньчана и Унина.

В Северном Китае 17 декабря китайские войска двумя колоннами атаковали Кайфын (провинция Хэнань). Бой длился всю ночь, часто переходя в рукопашные схватки. К утру китайцы заняли южные и западные ворота города. В бою было убито 200 японцев и разоружен 1-й смешанный батальон 1-й японской дивизии. В последние два дня китайские части заняли Туйсюй (юго-восточнее Кайфына).

На юге провинции Шаньси японские войска возобновили атаки на китайские позиции вдоль Датун-Пучжоуской железной дороги. 16 декабря японцы перебросим туда для подкрепления 2.000 человек. В то же время другой японский отряд, насчитывающий 1.000 человек, начал наступление восточнее Ичэна.

15 декабря 3.000-й отряд марионеточного правительства, расположенный в восточной части провинции Хэнань, восстал и перешел на сторону центрального правительства. После этого отряд немедленно принял участие в боевых операциях китайских войск. (ТАСС).

А вот Оперсводка Штаба Ленинградского Военного Округа, наш Северный фронт:

В течение 18 декабря наши войска на Мурманском направлении заняли местечко Питкаярви — 85 километров южнее Петсамо (по дороге). На других направлениях мелкие стычки разведывательных частей, а на Карельском перешейке интенсивная артиллерийская перестрелка.

В ряде районов имели место боевые действия нашей авиации.

Группа кораблей Балтфлота вела обстрел береговых батарей в районе Биорке.

В течение 19 декабря боевые действия выразились главным образом в поисках разведчиков, мелких стычках и кое-где в артиллерийской перестрелке.

В ряде районов имели место разведывательные и отчасти боевые действия нашей авиации. В завязавшихся воздушных боях нашей авиацией было сбито 12 самолетов противника. Из нашей авиации не вернулся на базу один самолет.

Группа кораблей Балтфлота успешно бомбардировала береговые батареи в районе Биорке.

Аэродром Крестцы. 19.12.39 г.

Олег Киселев: Первый вылет полка. Для выполнения боевого задания совместно с 33 ДБ-3 6 ДБАП вылетали шесть бомбардировщиков полка во главе с командиром полковником С.С. Александровым. По цели – станции Пюхяярви отбомбились два ДБ-3 (Н=5000 м, сброшено 20 ФАБ-50), остальные вернулись с бомбами.

По данным финской стороны, представленной К.-Ф. Геустом, события развивались так (в моем изложении): 19 декабря 1939 года двадцать семь ДБ-3 были готовы к взлету, но в воздух поднялись лишь шесть бомбардировщиков из 1-й эскадрильи. По маршруту к цели шестерка попала в зону с малой видимостью. Отбомбилось только три ДБ-3, сбросив 20 бомб, остальные Дб-3 вернулись с бомбами на свой аэродром, в т.ч. и бомбардировщик командира полка полковника С. С. Александрова.

Из архивной тетради историка Сергиенко А.М.: Из итогов боевой работы 27 АБ. 53 АП следует, что 1-ый боевой вылет 53 ДБАП был выполнен 19.12.1939 года.

27 экипажей было готово с 7-00 до 9-30 к взлету на боевое задание разрушить ж.-д. станции Хитола, Симола, Антриа и уничтожить матчасть и сооружения аэродрома Сурмириоки.   В 10:30 получен приказ о вылете. В 10:33 взлетело 2-е звено капитана Серегина. Дальнейшие взлеты были прекращены из-за плохих метеоусловий (облачность 10 баллов, высота 50-100 м, видимость 1-2 км) по телефонному распоряжению командира 27 авиабригады. Серегин, дав предварительную команду, пошел на посадку. Два экипажа и капитан Лебединский, сигнал не заметили, продолжили полет по заданному маршруту.  Отбомбилось два экипажа по запасной цели ж.-д. станции Пюхяярви.

Как-то так все обыденно… но это лишь начало… «и опыт, он сын ошибок трудных…»

*****
Второй боевой вылет 53 ДБАП. 21.12.39 г.
----------------------------------------
Это был особый день в календаре Страны Советов – советский народ и все прогрессивное человечество праздновали 60-тилетие своего вождя. Практически весь номер «Красной звезды» от 21.12.1939 г. был посвящен этому событию. Я приведу лишь небольшую заключительную выдержку из статьи «Наш Сталин», размещенной на первой странице за поздравительной статьей «Великому продолжателю дела Ленина – товарищу Сталину» от ЦК ВКП(б). Этой цитатой практически будет все сказано. Каждый прочитавший ее воспримет ее на свой лад, но… это было и с этим жили советские люди: «…Рабоче-Крестьянская Красная армия, пламенно приветствуя сегодня своего вождя, провозглашает ему сердечную здравицу: веди же нас и дальше вперед, наш мудрый Сталин, к манящим далям коммунизма. Сплоченные вокруг твоего имени народы мира, со знаменем Маркса—Энгельса—Ленина—Сталина в руках, руководимые твоим гением, победоносно пройдут все испытания классовых битв с капитализмом!

Да здравствует на благо и счастье всего трудового человечества великий продолжатель дела Ленина, вдохновитель и организатор бессмертных побед социализма, непобедимый маршал мировой социалистической революции, наш отец, учитель и друг — Сталин!»

Но… именины именинами, а война войной… что же было на полях сражений Второй Мировой в этот памятный день?

Война на море

ЛОНДОН. 21 декабря. (ТАСС). Агентство Рейтер сообщает, что шотландский траулер «Тринити Н. Б.» подвергся атаке со стороны двух германских самолетов и был потоплен. Датское рыболовное судно подобрало команду потопленного траулера, состоявшую из 8 чел., и доставило ее в Эгернзунд (Дания).

НЬЮ-ЙОРК, 21 декабря. (ТАСС). По данных газеты «Нью-Йорк таймс», с начала войны было потоплено 232 торговых парохода водоизмещением в 893 тысячи тонн. Из этого числа пароходов английских 120 водоизмещением в 456 тысяч тонн.

Потери Англии в воздушных боях

БЕРЛИН, 21 декабря. (ТАСС). В кругах иностранных летчиков, находящихся в Амстердаме, заявляют, что английские военно-воздушные силы в результате воздушного боя, разыгравшегося 18 декабря, понесли гораздо большие потери в личном составе, нежели в материальной части.

Каждый самолет Виккерс-Внллингтон имел 5 человек команды. Считают, что английские воздушные силы потеряли в этом воздушном бою 180 человек. В то время как материальные потери германской и английской сторон равны отношению 2:36, отношение, характеризующее потери в людях, равно 2:180.

В связи с тем, что английские военно-воздушные силы еще 14 декабря потеряли в воздушном бою 10 машин и 50 человек, общие потери Англии в итоге двух боев 14 и 18 декабря составляют 230 человек. Такие потери, как указывают здесь, являются большим ударом для военно-воздушных сил и их очень трудно восполнить.

Военные действия в Китае

В Центральном Китае. Китайцы выбили японцев пз Гуаншуя и Хуаюани (к северу от Ханькоу). Японские коммуникации по Бэйпин-Ханькоуской железной дороге, к северу от Ханькоу, прерваны.

Ночью 20 декабря в районе Аньлу (к северо-западу от Ханькоу) танковый отряд японцев атаковал китайские позиции. Китайцы отбили атаку.

В Южном Китае. Ожесточенные бои про исходят на подступах к Наньнину. 20 и 21 декабря китайские войска атаковали здесь японцев.

В Северном Китае. За последнее время развернулись бои в провинции Суйюань. Китайские войска заняли пункт Мачин в 30 км северо-западнее Баотоу. (ТАСС).
Да и Советско-финляндский конфликт продолжался:

ОПЕРСВОДКА ШТАБА ЛЕНИНГРАДСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА

В течение 21 декабря боевая деятельность наши войск выразилась главным образом в поисках разведчиков и мелких стычках разведывательных групп. На Карельском перешейке интенсивная артиллерийская перестрелка.

Наша авиация производила разведывательные полеты. В ряде районов имели место воздушные бои, в результате которых нашей авиацией сбито 10 самолетов противника.

На этом фоне разворачиваются события и в нашем 53 авиаполку. Вот что приключилось:

Аэродром Крестцы. 21.12.39 г.

Олег Киселев: 1 эскадрилья: 4 ДБ-3 полка бомбили в 11:53 ст. Хонканиеми, Н=6000 м, сброшено 14 ФАБ-100, 20 ФАБ-50;
2-я эскадрилья: 3 ДБ-3 в 12:15 бомбили ст. Пилпулья, Н=6000 м, сброшено 30 ФАБ-50 и 2 агитбомбы. Наблюдали прямые попадания в здания. В 12:17 атакованы шестью истребителями противника, одномоторные монопланы. Потерь нет.
6 ДБ-3 вернулись от входных ворот из-за низкой облачности, сели на аэродром с бомбами.
3-я эскадрилья: 6 ДБ-3 в 14:40 бомбили аэродром Суур-Мерийоки. Сбросили с Н= 5500 м по цели 8 ФАБ-100, 60 ФАБ-50 и 4 агитбомбы. Бомбы попали по ангарам и аэродромным сооружениям. При подходе к цели наблюдали взлет истребителей противника, атакованы 9 Д-21, атака отбита.
4-я и 5-я эскадрильи: 13 ДБ-3 бомбили ст. Сяйние с Н=5500 м, сброшено 14 ФАБ-100, 130 ФАБ-50, 8 агитбомб. Цель поражена. Во время атаки 4 ДБ-3 4-й эскадрильи атакованы истребителями противника, в результате ДБ-3 лейтенанта Кузьмина врезался в хвост бомбардировщика комэска майора В.Ф. Дрянина. ДБ-3 комэска упал в районе станции Лейпясуо, найден в 2006 году. Штурман ст. лейтенант Денисенко Д.А. и стрелок-радист Карпов В.Ф. погибли, пилот, комэск майор В.Ф. Дрянин, выпрыгнул с парашютом и смог выбраться к своим через линию фронта. Бомбардировщик Кузьмина смог благополучно добраться до своей территории.

К.-Ф. Геуст в моем изложении: 21 декабря 1939 года поднялись в воздух 36 бомбардировщиков, но по цели отбомбились лишь 26. Из-за неопытности советских летчиков в обращении с двигателями, что приводило к их перегреву, 10 бомбардировщиков сошли с маршрута.  За полчаса до старта был дан приказ на подвеску дополнительных двух бомб ФАБ-100 на каждый самолет с неминуемой задержкой вылета. Десять машин, в том числе Дб-3 полковника С. С. Александрова, вернулись с бомбами. 3 Дб-3 совершили вынужденную посадку. Дб-3 командира 4-ой АЭ майора В.Ф. Дрянина и Дб-3 лейтенанта В.Н. Кузьмина из той же АЭ столкнулись в воздухе. Майор Дрянин спасся на парашюте. Дб-3 лейтенанта Кузьмина совершил вынужденную посадку в Борках с большими повреждениями.

Сергиенко А.М.: Накануне вылета 21.12.39 г, летным составом были детально изучены цели, маршруты, опознавательные сигналы и другие указания. Распорядок дня (в день и накануне) предусматривал достаточный отдых летного состава. За 30 минут до вылета было получено распоряжение от (возможно временно исполняющего) командира 27 АБ полковника Судеца о дополнительной подвеске на каждый самолет по две бомбы ФАБ-100, что задержало вылет и затруднило учет бомбардировки эскадрилий. В период 9:45 – 10:23 полк в составе 36 самолетов вылетел на боевое задание. 10:40 – 12:15 26 самолетов произвели бомбометание целей. Задача выполнена. 3 самолета произвели вынужденную посадку на своей территории. Самолет майора Дрянина не вернулся.
Отмечено отличное действие 3-го звена 2-ой АЭ. Командир звена тов. Дмитриев, который принял решение пройти Финский залив над облаками. Выполнили задания, отлично действовав, 3-я и 5-я АЭ полка.

*****
Третий боевой вылет 53 ДБАП. 25.12.39 г.
----------------------------------------
24 декабря 1939 г. в Стране Советов состоялись выборы в местные советы депутатов трудящихся. А 25 декабря подводились их результаты.

На выборах в местные Советы депутатов трудящихся сталинский блок коммунистов и беспартийных одержал блестящую победу. По предварительным результатам выборов в Москве, Ленинграде, Киеве и Минске в голосовании участвовали почти 100 процентов избирателей. По всем избирательным округам этих городов избраны кандидаты блока коммунистов и беспартийных.

Красная армия единодушно отдала свои голоса кандидатам нерушимого сталинского блока коммунистов и беспартийных.

Но выборы выборами, а война войной. Что же нам преподнес день текущий – 25 декабря 1939 года на полях сражений Второй Мировой?

Война в Западной Европе

БЕРЛИН, 25 декабря. (ТАСС). Агентство Трансоцеан передает следующую сводку верховного командования германской армии:

«На западном фронте день прошел спокойно. 24 декабря германская авиация не проявляла никакой активности. Английские самолеты появлялись над германским побережьем».

БЕРЛИН, 25 декабря. (ТАСС). Вчера английское морское министерство официально объявило, что в прибрежных водах Англии установлено три минных поля. Сообщая об этом, агентство Трансоцеан указывает, что английское морское министерство вопреки международным обычаям не объявило точного местонахождения минных полей. Морское министерство Англии заявило, что оно не несет ответственности за последствия, если суда будут направляться в минированные зоны без лоцманов.

ПАРИЖ, 25 декабря. (ТАСС). В переданном агентством Гавас обзоре военных действий говорится: «Ночь на 25 декабря на всем фронте от Мозеля до Рейна прошла вполне спокойно. За вчерашний день отмечено лишь несколько патрульных разведок в полосе между расположениями войск. Густой туман покрывает весь район фронта. Очень холодно.

Из-за плохой видимости и низкой облачности действия авиации очень ограничены. Французские самолеты совершили несколько разведывательных полетов в сопровождении истребителей. Немцы были также мало активны.

Военные действия в Китае

В Центральном Китае на юге провинции Хэнань атаки японских войск в районе Синьяна полностью отбиты. Севернее Синьяна китайские войска вернули несколько населенных пунктов близ Чантайгуаня.

В провинции Хубэй ожесточенные бои продолжаются к северо-западу от Ханькоу. Китайские войска, выбив японцев, заняли пункт, расположенный в 20 км северо-восточнее Суйчжоу.

В Южном Китае атаки японских войск на китайские позиции северо-восточнее Наньнина отбиты.

Проникший в Лунгуан (юго-западнее Лючжоу) японский отряд оказался отрезанных от главных японских сил и окружен китайцами.

В Северном Китае продолжаются ожесточенные уличные бои в Баотоу, начавшиеся несколько дней тому назад.

На юго-востоке провинции Шаньси китайские части ворвались в западную и северную окраины города Чжанцзы, являющегося крупной базой японских войск. В городе происходят бои. (ТАСС).


Но вернемся к финским событиям. В этот день 25.12.39 г. состоялся третий боевой вылет 53 ДБАП.  Как всегда, начну с оперсводки штаба ЛВО.

ОПЕРСВОДКА ШТАБА ЛЕНИНГРАДСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА

В течение 24 декабря на фронте ничего существенного не произошло, если не считать серьезных разведывательных столкновений на Карельском перешейке, в результате которых финские войска оставили на поле боа 971 человек убитых, при этом нами захвачены 35 пленных, в том числе 4 офицера.

В течение 25 декабря на Фронте происходили стычки разведывательных частей, перешедшие в ряде районов в серьезные столкновения. В районе местечка Суомусальми наши разведывательные части нанесли противнику серьезное поражение и заняли укрепленные позиции противника. В районе Иоломантси нашими разведывательными частями были окружены и разгромлены два батальона финнов, оставивших много убитых. Нами захвачено 35 пленных.

Наша авиация производила разведывательные полеты. В завязавшихся воздушных боях сбито 6 самолетов противника. Из нашей авиации не вернулся на свой аэродром один самолет.

Аэродром Крестцы. 25.12.39 г.

Олег Киселев: Из-за плохой погоды вылетело только шесть из 33 боеготовых ДБ-3, но задание выполнить не смогли. При посадке два ДБ-3 были разбиты, экипажи уцелели.

К.-Ф. Геуст в моем изложении: 25 декабря 1939 года к боевому вылету были готовы 33 ДБ-3. Однако сложные метеоусловия позволили взлететь только шестерым экипажам. ДБ-3 капитана А. А. Вдовина из 2-й эскадрильи и ДБ-3 капитана Н. С. Трунева из 3-й эскадрильи потерпели аварии на взлете и были потеряны. Потерь в экипажах удалось избежать.

Сергиенко А.М.: Согласно отчета о боевом вылете звена 3 АЭ 53-го ДБАП от 25.12.1939 года.

Полк в составе 33 экипажей с 5:30 до 9:30 готовился к боевому вылету с задачей разрушить 4 ж-д моста Вимпури, ж-д станцию Лиммоти и уничтожить матчасть и сооружения на аэродроме Сурмириоки.
В 10:30 было получено распоряжение от командира 27 АБ в полет выпустить только экипажи, летающие в сложных метеоусловиях.
В 11:12 полк начал вылет. Первым взлетело звено 3 АЭ. После капитана Помазовского и старшего лейтенанта Чайки пошел на взлет капитан Трутнев. Самолет пробежал весь аэродром, выкатился за летное поле, где ударился о пни и разбился. Экипаж невредим. Вместо него в воздух был выпущен самолет старшего лейтенанта Горнова, который пристроился к звену.  В 14:00 звено с Н = 4500 м бомбило ж-д мост Винпури. Бомбы легли по полотну. Напало звено истребителей Фоккер Д-21. Атака отражена стрелками-радистами Дверенкиным, Соколовым, Янке, Галаниным. Выпущено по 150 патронов 5-6 очередей.
После звена 3 АЭ начало взлет 2 АЭ. Первым взлетел капитан Суров, за ним в 12:27 на взлет пошел капитан Вдовин. На разбеге самолет развернулся вправо, ударился о водополивщик (по другой версии в бензозаправщик), стоявшего на краю аэродрома. Самолет сгорел. Две бомбы ФАБ-250 взорвались. Экипаж невредим.

Вывод: При снежном покрове 20 см с боевой нагрузкой 1000 кг бомб и 2000 кг горючего в условиях аэродрома Крестцы взлет сильно затруднен.