Введение

Александр Леонидович Муляк
КОМУ АДРЕСОВАНО?

“Я прекрасно знаю, что такое время, пока не думаю об этом. Но стоит задуматься - и вот я уже не знаю, что такое время!”
Августин Аврелий

Это эссе писалось для читателей, знакомых с православием. Эх, если бы эта формулировка вносила некую конкретику, но нет. Моя тема и шире и уже одновременно. Основной вектор моих размышлений можно охарактеризовать как время, вечность и вечная жизнь в контексте настоящего момента.
Мне хочется, чтобы аудитория была как можно шире, так как есть мысли, которые могут быть интересны не только верующим. Но я эту тему рассматриваю через призму взаимоотношений с Творцом, что для меня является самоочевидным, но в этом и кроется главная проблема для читателя с другими представлениями о мире.
Для нормального диалога собеседники должны иметь более-менее схожую аксиоматическую базу, поскольку о фундаментальных ценностях не спорят - каждый человек сам, исходя из сугубо субъективных ощущений строит свою систему взглядов, свое мировоззрение (те, кто верит, что их система ценностей глубоко логична, обращайтесь к философии - это азы, в рамках данного материала я не преследую цели анализировать способы познания этого мира). Поэтому для читателей, кто не верит в Высшие причины и смыслы существования этого мира, данный материал будет сложен для восприятия, но это не самый главный барьер. Настоящим Рубиконом является вера в загробную жизнь - я встречал множество людей, признающих бытие Бога, но отрицающих бессмертие души. Для меня это нонсенс, но действительность говорит об обратном и я принимаю это как факт нашей действительности. Поэтому прошу учесть, что бессмертие в этой работе - тоже аксиома. Но чтобы те, кто не согласны со мной не оказалось без пользы, осмелюсь вам предложить замечательную книгу Дмитрия Сергеевича Лихачева "Письма о добром и прекрасном". Искренне верю, что человек, с радостью принявший мысли Дмитрия Сергеевича и включивший их в свою систему ценностей не пожалеет о том опыте, который войдёт в его жизнь, и даже более: будет положительно удивлен тому, что его духовный кругозор расширится, и возможно, он найдет ответы на вопросы, в разрешение которых даже не верил. Недоверчивым поясню: в этой книге показывается зачем и как приобрести чистоту души, а это неразрывно связано с чистотой сердца, а по мере очищения сердца человеку открываются тайны Домостроительства. Саму книгу Дмитрия Сергеевича я рекомендую для прочтения всем. Она, как мне кажется, незаслуженно забыта.
Продолжу.

“Время есть проверка всех склонностей, всех чувств, всех связей…”
Виссарион Белинский

Я не хочу никого приводить к каким-то конкретным выводам, тем более доказывать ошибочность чьей-то позиции и верность своей. Если в силу Вашего опыта мои аксиомы не вызывают у Вас неприятия, милости просим, рассмотрите мои наблюдения, размышления и выводы. Но если аксиоматическая база у нас разная, я думаю, Вам не стоит на меня тратить время.

НАШЕ ВРЕМЯ КАК СТИМУЛ К ПОИСКУ

Как ни возьми, мы живем в особый период (эссе написано до распространения коронавируса). Точно также, как мы сейчас оглядываемся в прошлое и видим, что в каждый момент исторического времени происходили важные, порой даже переломные события, так и в будущем, кто-то посмотрит на наше время, и скажет: как жаль, что я не присутствовал при этих исключительных событиях.
Каждый исторический период несет в себе двоякое состояние. С одной стороны он имеет черты неповторимые ни в одну эпоху, с другой - мы видим повторение одних и тех же процессов только в разных обертках.
Вот и теперь нам необходимо для начала увидеть, что общее имеет современная история с прошедшими эпохами,  но особый интерес вызывает то новое, что приносит настоящее время.
Для меня этот мир не случаен. Все в нем происходящее наполнено смыслами, и по мере раскрытия этих смыслов человек открывает для себя удивительную красоту этого мира. Но, что более важно, именно понимание тех вызовов, которые бросает нам настоящее время должно помочь в определении целей и в более качественном расходовании жизненных сил.

ПО ПРИЧИНЕ НАШЕЙ САМОДОСТАТОЧНОСТИ НЕТ ДИАЛОГА ...

“Доводы времени сильнее доводов разума.”
Томас Пейн

Современное общество разбивается на субкультуры, при том идёт достаточно мелкая фрагментация. Это явление особо проявляется в социальных сетях, где  меж-субкультурное пространство заполняется дрейфующими в промежутках одиночками, создающими колоссальный информационный поток мнений, имитирующих полноценную общественную жизнь. Многополярность, избыточность мнений, кто-то справедливо скажет: - “да ты же один из них”. И будет, возможно, прав. Но я надеюсь, что мой труд не будет того же порядка, когда просто создаётся неконструктивный эмоциональный фон ради сиюминутной самореализации.
Сейчас на каждом отдельном человеке лежит ответственность за ту информацию, которую он потребляет. В наше время для человека скорее есть необходимость в информационном самоограничении, чем в отстаивании свободы информации. Но я говорю о позиции человека в отношении себя.
Контролировать поток информации очень сложно, но без этого человек не сможет осознавать то, что у него происходит в сознании, не будет более глубокого проникновения в суть процессов, только поверхностные впечатления. Калейдоскоп образов, из которых мы выхватываем более-менее подходящие ответы.
От субъекта в огромной степени зависит, насколько будет гармоничен процесс его познания. Совершенная истина рождается в чистом сердце через откровение. Дерзать на столь высокий способ получения знаний для меня слишком самонадеянно. Самый доступный способ приблизиться к истине - это диалог различных точек зрения, когда сохраняется дружеское расположение между оппонентами, а у самих оппонентов отсутствует пристрастное отношение к обсуждаемому вопросу.
В этой работе я предлагаю Вам свои мысли в отношении времени и в отношении официально принятой позиции общества по этому поводу, которая меня крайне не устраивает.
Жить или существовать, просто рефлексировать или принимать осознанные решения.
О потреблении информации говорить сложно, люди все разные, но все равно нужно осознавать свои ограничения по времени, по силе ума и внимания, и осознавать, что эти силы тоже истощаются.
Тем более, что книги уже все написаны! 

НАША СУБЪЕКТИВНОСТЬ КАК ОТРАЖЕНИЕ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ МИРА

Мы все имеем мировоззрение - последовательное и устойчивое, или зависящее от прихотей и переменчивое, но имеем.
Мы все строим свою картину мира - осознанно или на уровне рефлексов, когда наши представления возможно понять лишь по реакции на происходящее.
Мы все имеем свою систему верований, в рамках которой мы определяем свои ценности.
Мировоззрение - это инструмент для понимания себя, и себя в этом мире. Цель этого понимания - выбор верного жизненного пути, понимание тех действий, которых требует от нас жизнь.
Скажу парадоксальную вещь. Если путь верен и некоторые аспекты мироздания не смущают сердце, то и не обязательно совершенствовать этот инструмент. Но только  если путь верен. Тогда - да, можно силы души направить на другие, более важные стороны жизни.
Сейчас время крушения авторитетов. И авторитета науки в частности. Казалось бы, враг веры пал - это ошибка. Враг веры - это безверие, лживый дух, который заставляет невежественных людей силу науки направлять против веры, как одного из способов познания мира.
Очевидность опыта не подразумевает умение говорить об этом опыте, как, по существу, не требует и абсолютной объективности этого опыта.
Субъективный опыт - это граница во взаимоотношениях между Богом и мировосприятием самого человека. И если мировосприятие самого человека далеко от совершенства, то и опыт с абсолютных позиций будет иметь недостатки. Что, возможно, не отменяет пользы для самого человека, если сам человек разумен (здесь нет парадокса, мировоззрение от ума, реакция на нравственные обстоятельства - от разума, а ум и разум не одно и то же).

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Есть истинное положение вещей - реальность. Такая, какая она есть.
И есть матрица наших представлений, где все они проиндексированы и оценены.
Одни стоят недорого: поговорил с более убежденным человеком и сменил малоценное представление на другое малоценное.
Другие представления стоят дороже: только специалист, которому вы искренне доверяете, может поменять его.
Еще одни представления завязаны на наши пристрастия. И эти представления будут в нас сильны до тех пор, пока будут сильны корни.
Но есть ещё представления, которые мы воспринимаем всем своим существом. Где и как, мы не всегда можем объяснить, но у нас в душе есть ощущение чего-то фундаментального. И здесь мы входим в необъятный мир веры. Это далеко не религия, это просто каркас нашей матрицы мироздания, который мы вынуждены принять на веру. Если хотите, фундаментальное чувство оправданности (легитимности) нашего представления о чем-либо. И только после того, как определенное мировоззрение заслуживает доверия с нашей стороны, оно находит свое место в НАШЕЙ системе мироздания.
Хочу ещё добавить, что очень часто именно наши цели определяют то, как мы формируем свою веру.
Все это протекает и находится в нашей субъективной области мышления. И субъект основополагающе влияет на эту матрицу-систему.
Никто не может абстрагироваться от своих чувств, желаний и мыслей. И даже интуитивное осознание, что ошибочные мысли, чувства и желания нас ограничивают, лишают свободы - мы скорее всего будем отстаивать свое право на "истинность" наших представлений в рамках нашего субъективного микрокосмоса.
Безусловно, истина одна, и истинным является…
и если Вы отстаиваете право мыслить обособленно, подбирая извне лишь факты, подтверждающие верность ваших представлений - Вы можете абсолютно разумно сказать: а зачем мне ТВОЙ субъективный мир.
Но проблема в том, что мои рассуждения - это лишь веха на Вашем пути размышлений.
Это крайне невозможная тема для диалога разных мировоззренческих систем, так как это фундаментальные аспекты, и именно они отражают всю суть внутренних стремлений человека. И оспаривать эти аспекты всё равно что отрицать право на индивидуальность этого человека (хотя, по существу, это не так).

ДРОБЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА КАК ПЕЧАЛЬНЫЙ ИТОГ

Но все мы разные. И при несовпадении ценностей согласование общего отношения к различным вопросам практически невозможно.
Общество дробиться на маленькие группы со своими интересами, ценностями и, в конечном итоге остается со своей примитивной философией. Надеюсь, мои записи не послужат формированию еще одной из групп, а наоборот, будут мотивировать к полноценному участию в культурной жизни общества.
Но если информация жизнеформирующая, ее необходимо обсуждать, так как положительные альтернативные точки зрения помогают корректировать основную идейную линию.
Эта работа - всего лишь дерзкая попытка поразмышлять о времени. Возможно, благодаря ей я встречу человека, значительно более корректно и содержательнее работающего с подобным материалом. И для меня это будет замечательным результатом.

МИРОВОСПРИЯТИЕ И ВЕРА

Мировосприятие как способность формирования более сложных объектов веры. И осознание таких процессов как проявление духа.
Мир подчиняется нам через веру. Парадокс мира в том, что он подчиняется нам и через неправильную веру (но, возможно, как-то по-разному).
Дух видит без доказательств. А самость, чтобы остаться на своих позициях, опускается в такие глубины бездуховности, чтобы иметь возможность отвергнуть любые доказательства.
Вера - проявление духовности. Чем глубже бездуховность, тем меньше верит человек самым очевидным вещам. Вплоть до расстройства психики от того, что рассыпаются даже самые простые житейские факты.

ЯВЛЕНИЕ ДУХА

Наличие духовности ещё не определяет знак этой духовности. В меру роста духовности увеличивается проникновение в суть мироздания. Но для личности все равно остаётся вопрос самоопределения: "с кем ты?", с Высшим Началом, или «сам по себе» ( с Богом или нет).
Вы заметили, что я пока даже не касался именно религиозных аспектов. В дальнейшем, в рамках этого вопроса я, конечно же, скажу о них, но в той мере, какую требует эта тема. Не буду даже обнадеживать на счет подведения этой темы под общий знаменатель различных подходов, так как считаю, что моя работа очень много от этого потеряет.