Снова о Руте, или подобное к подобному

Лора Зелдович
« Подобное к подобному « - эти слова врезались в память. Для меня в них заложен глубокий смысл. Подобное - значит близкое по мышлению, по восприятию, по отношению к событиям и людям. Подобное - значит понимание без объяснений. Не без слов - слова важны. Но когда слов становится много, может исказиться или потеряться смысл. Хочется, чтобы слов было как раз…

Но я отвлеклась. Я хочу  рассказать о женщине, от которой я услышала эти слова. Связали нас несколько лет переписки. Всё началась с того, что прочтя её стихотворение на сайте «Поэзия.ру» и не имея возможности отозваться на него, я решилась написать ей напрямую. Последовал ответ, за ним ещё и ещё. Несколько заинтересованных вопросов, немного обоюдной информации. Но в основном рассуждения на разные темы.

Женщину звали Рута Марьяш. Казалось бы,  нас многое разделяло. Рута принадлежала к поколению моих родителей. Жили мы в разных странах - она в Латвии, я в Штатах. В своей стране Рута была известным человеком. Юрист по образованию, в своё время она была избрана депутатом Сейма и стояла у истоков  принятия важных государственных законов страны. Её знали, её уважали. И не только как политического деятеля. Рута Марьяш была поэтом и писателем. Её рассказы отличались искренностью и исповедальностью. Поэзия была мудрой и философской.

Именно поэзия, как я уже говорила, привела меня к Руте. Но у неё был ещё один большой  дар - талант  общения. Она заставляла забывать о разницах. Она была очень доступной и открытой для собеседника. С ней разговор шёл на равных.

Для начала нас обеих удивило несколько неожиданных совпадений. Рута родилась в ещё досоветской Риге. Я же родилась на тридцать лет позже  в небольшом украинском городе Житомире, в котором Руте ни разу не  довелось  побывать. Но её мама была родом из моего родного города. Рута трогательно говорила - из Волыни. Так назывались наши края до революции. Житомир тогда был центром Волынской губернии. И частичку родных мест её мама пронесла через всю жизнь, передав дочери любовь к ним на генетическом уровне. А мне почему-то виделся мой дедушка в его часовой мастерской в центре города, рассматривающий часы, принесённые мамой Руты на починку. Ведь такое вполне могло произойти в давние времена…

Второе совпадение состояло в том, что в детские годы я жила в Латвии, в маленьком портовом городе Вентспилсе. Мой папа работал в строительном управлении,  а Рутин муж в те же времена был инженером на строительстве в порту. Папы уже нет, спросить не у кого, но поскольку в городе было только одно строительное управление, не исключено, что их пути пересекались.
Третье касалось города, в котором я живу сейчас - Чикаго. Сюда в своё время переехала близкая Рутина подруга, которой к сожалению ко времени нашей переписки уже не стало. Но для Руты и это совпадение много значило. И мне оно давало ощущение не прямого, но  единения.

Общие места, пусть косвенно, сближали. Но более всего  сближали темы бесед. Мудрый и неравнодушный собеседник,  Рута умела ненавязчиво интересоваться и искренне отвечать.

Расскажу об одной из бесед. Меня давно интересует вопрос : что движет пишущим человеком- желание выссказаться или желание быть услышанным. Что первично?  Заговорила я об этом с Рутой. И получила от неё вдумчивый ответ.

« Дорогая Лора. По моему потребность самовыражения ( желание выссказаться ) в той или иной форме присуща каждому человеку.  Осуществляется эта потребность в зависимости от психологического склада, степени природной одарённости, самосовершенствования, а также условий общественной среды.

Потребность в общении ( желание быть услышанным ) в той или иной степени тоже имеется у каждого, а у человека творческого- тем более. И определить,  что первично, а что вторично- трудно.

Бывает, твои собственные душевные процессы сами по себе побуждают выразить их в слове. Желание поделиться- вторично. Именно так происходило со мной на «Долгом пути к давней мечте»  ( глава из книги воспоминаний ). И так происходило и происходит сейчас- со стихами.

А когда я писала свои книги,  то несомненно превалировало желание рассказать, поведать, поделиться. Я мысленно обращалась к будущему своему читателю, надеясь быть выслушанной.»

Во мне Рута нашла внимательного слушателя. Надеюсь,  она это чувствовала.

Ведь сказала же она когда-то “ Подобное к подобному “
Трудно поверить, что прошло три года, как не стало Руты.  Я не успела поделиться с нею своим стремлением к самовыражению, которое жило во мне долгие годы, не находя выхода. Во мне, определённо, преобладает желание выссказаться. И мне было бы интересно продолжить нашу с Рутой беседу.

Впрочем я её веду, только мысленно. И слов не много- как раз достаточно……