Человек

Ангела Быстрая
Развалившись в кресле и выпустив изо рта клубы дыма, Андрей лениво закинул жирную волосатую руку с сигаретой на изголовье и вальяжно протянул:
- Когда-то я работал в детском саду сторожем. Ты же понимаешь: я всегда прекрасен, даже работая сторожем. Так вот. Там директрисой работала хоть и симпатичная дама, но, по большому счету, ничего особенного из себя не представляющая. Однажды решил сделать ей комплимент. А она только презрительно посмотрела на меня и ушла. Дескать, кто я такой? Столько было в ней гонора. И я ей в след: фууууу…

Я задумалась. Хозяйство у меня большое: гектар земли и восемьдесят соток убираемой площади. Красивый фруктовый сад, игровые площадки с открытыми террасами, лесной амфитеатр с лужайками, огород. К приходу малышни все дорожки и участки нужно идеально чисто вымести: зимой - от снега и наледи, весной и летом- от песка и пыли, осенью- от опавшей листвы. В холодный период не терпит ожидания санитарная обрезка деревьев, в тёплый - художественная стрижка кустов и газонов и обильный полив клумб. В общем, в любое время года дворнику на моём хозяйстве работы непочатый край. Он и садовник, и дизайнер, и плотник, и грузчик - всё в одном.

Раньше у меня крепкий дед работал. Войну видал и в послевоенное время выжил. Хорошо подметал. Да и так, во всех делах был мастер. Руки крепкие, воля огромная. Но уж больно жалко в последнее время было нагружать его работой. Деду шёл восемьдесят первый год. Вот и проводили его со слезами и почестями на пенсию. И стала я подыскивать подходящего работника. Только кто толковый на такое хозяйство пойдёт? Зарплата не то, чтобы маленькая, а очень маленькая. Впрочем, всенародно избранный немного подумал, да и подсобил своим декретом по тунеядцам, и народец потоком хлынул на кастинг.

- Татьяна, откройте в моём кабинете окошко, чтобы проветрить. Жутко воняет. Носками грязными, блевотиной какой-то. Не пойму. Перегаром либо дешёвым табаком? До тошноты. И скажите вахтеру, чтобы никого сейчас не пускала, я пока принимать не буду. Пусть ожидают.

Листаю толстые трудовые книжки с вкладышами. Месяц работы в одном месте, два месяца в другом, увольнение по статье. Этот контингент нигде подолгу не задерживается. То с мастером не нашёл общего языка, то якобы правду искал на рабочем месте, то нещадно обижали бедолагу.

- Господи, -думаю я, - как же сложно выбирать! Обрюзгшие, плешивые, с синими руками и мутными глазами, с грязными ботинками и замызганными авоськами. По спитым лицам трудно определить возраст. Кто из них сможет стать хорошим дворником?

Заместитель сидит справа от меня и мрачно рассматривает сменяющихся один за другим посетителей. Неожиданно перед моим носом из пространства кабинета вырисовывается огромный обколотый в синих татуировках кулак и с грохотом утыкается в стол, за которым я веду собеседование. Тяжело дыша, хозяин кулака подаёт мне документы, всем своим видом показывает решительность в борьбе за вакантное место. Недвусмысленный намёк понят. Я медленно поднимаю глаза с записей в трудовой и, устремляя тяжёлый взгляд на бича, доходчиво и жёстко вкладываю ему в уши:

- Если мы остановимся в выборе на вашей кандидатуре, то обязательно вам позвоним.

И вот же, чёрт! Возьми такого, так при малейшем замечании этот кулак будет на моём лице? Нет уж. Нет дворника – и этот им не станет. Читая друг у друга мысли, мы с заместителем переглянулись и выдохнули.

Очередной соискатель - тихий мужчинка. Бочком просочился в кабинет и робко присел на самый крайний стул у дверей.

- Где вы работали до этого? Почему ваша трудовая книжка начата в столь позднем возрасте? Вы ведь уже давно не юны, вам уже за пятьдесят. Чем Вы до сих пор занимались? – допытываюсь я мужчинку.
- Так это… пограничником был, - безучастно отвечает аморфное тело.
- Женат? Дети есть?
- Есть. Сын.
- Сколько лет сыну? Где учится?
- В школе ещё.
- Курите? Выпиваете?
- Нет.

Ну что же, маленького ребёнка содержать нужно - это я хорошо понимаю. В психиатрии и наркологии на учете этот человек не состоял, о чем свидетельствовали отметки на справке. Медкомиссия была пройдена, и я решилась взять бывшего пограничника на работу.

В течение месяца персонал учреждения с изумлением наблюдал, как новоиспеченный дворник часами лениво гоняет метлой по двору одну и ту же бумажку. Одним словом - лодырь, каких ещё поискать нужно! Потом выяснилось, что никакой он вовсе и не пограничник. И новую трудовую завел лишь потому, что в старой книжке ему была сделана запись, что он лишен права управлять транспортным средством за вождение в нетрезвом виде.

Ещё через неделю на учреждение пришло второе постановление суда о выплате этим работником нового штрафа, и с требованием внести повторную запись в трудовую книжку о запрете на управление автомобилем. Бухгалтер была вынуждена ежемесячно взыскивать с его и без того маленькой зарплаты добрую половину на уплату двух штрафов. Соответственно на руки получать этому хитрецу было уже практически нечего.И неожиданно мы все оказались виновными в его проблемах.

- Ваша заместитель меня замучила, - ранним утром выслушиваю в своём кабинете сопливые причитания великовозрастной детины, - она меня работать заставляет! Всё ей не нравится! Цепляется ко мне по пустякам. А ваша бухгалтер денег не даёт. Так же нельзя! Я уже на одиннадцать килограммов похудел за два месяца работы на вас. Я так больше не могу. Я хочу уволиться.

- Не вопрос. Поднимитесь на второй этаж к инспектору по кадрам. Напишите заявление. Через две недели получите расчет -и трудовая книжка будет у вас на руках, – еле сдерживая смех, отвечаю ему как можно спокойнее.

А у самой воображение в голове так и рисует картину маслом, как заместитель в красной бандане, косухе и черных кожаных штанах звонко щёлкает хлыстом об асфальт, гоняя исхудавшего «пограничника» по кругу и заставляя его начисто подметать наш внутренний двор. А тот, словно сонная балерина, с трудом удерживая равновесие, медленно совершает на метле различные па.

Очередного дворника не пришлось долго искать. Хороший мужик оказался, душевный. Но тоже продержался не долго. Тяжелый физический труд на открытом воздухе, часто в сложных погодных условиях, к сожалению, очень быстро сказался на его здоровье, обострив хронические заболевания. И вот я снова устраиваю кастинг с поиском работника.

- Вы не подумайте, что я сексистка или устраиваю дискриминацию по половому признаку. Но я вижу, что вам будет трудно пользоваться газонокосилкой или бензопилой. А мы не можем отказаться от этих обязательных работ. Кто за вас это будет делать? Да и площадь убираемой территории слишком велика. Не каждый здоровый мужчина выдержит этот труд, - объясняю простым языком особенности работы и свои требования даме пенсионного возраста, - Вам бы вахтером или уборщиком служебных помещений устроиться, но, увы, у нас таких вакансий нет. Нам дворник нужен.

Впрочем, я немного слукавила. Нам мужчина нужен. Очень нужен. Скромный и работящий. Большой женский коллектив остро нуждается в разбавлении толковыми мужчинами. И мои заместители это прекрасно понимают. Хорошие мужчины действуют оздоравливающе на психологическую атмосферу в коллективе. И хотя соотношение шестидесяти женщин к семи мужчинам не самое выигрышное, но всё же оно как-то женщин бодрит и подбивает на красивые поступки. Совместными усилиями мы потихоньку стали сколачивать в учреждении бойкую мужскую команду.

Наконец в моём кабинете появляется некто более-менее подходящий. Тело сбитое, ладони широкие. Коренастый. Не пьет. Возраст ещё не старческий – чуть больше пятидесяти пяти лет. Я с любопытством рассматриваю кандидата и ловлю себя на мысли, что мой друг одного с ним возраста и физически мог бы выглядеть примерно так же. И курит точно так же. Принюхиваюсь, пытаясь понять, смогла ли бы я жить с курящим мужчиной? Сама ведь не курю и других за это ругаю.

Звали нового дворника Сергеем Лаврентьевичем. Забавно, что ни его имя, ни отчество среди девчат так и не закрепились. Вместо имени к дворнику прочно прилепилась кликуха «Человек». Словно в насмешку над ним. Необщительный, унылый и вечно стонущий мужчина не вызвал в сердцах работниц никакого положительного отклика.

- Девчата, кто-нибудь из вас Человека сегодня видал? – фурией ношусь по территории.

Все пожимают плечами и отрицательно машут в ответ головами. В очередной раз спускаюсь в техническое подполье и нахожу Человека, спрятавшегося в мастерской у рабочих, спящим на стуле.

- Ах, итиж твою растудыть! Да как же это возможно! - вбираю полные лёгкие воздуха и начинаю истошно орать на всю подвальную. - Девчата хрупкие сами на машину лезут загружать спиленные ветки, руки разрывают в кровь, поднимая тяжести, а вы тут спите, прохлаждаясь? Поднялся и пошёл работать! Живо! Я за что деньги плачу?

Человек нехотя поковылял к машине. А я, матюгаясь про себя, полетела разгребать очередной напиленный ворох. Машина не может долго простаивать, поэтому некогда разбираться кто в какой должности. Все дружно делают дело.

- Чёрт! Надо же… угораздило меня снова вляпаться в дерьмо и взять на работу ещё одного лайдака! – укоряю саму себя и слышу, как за спиной мои девчата подтрунивают над Человеком, смеясь с малахольного.

Человек мог работать только при условии, что ему кто-то придает волшебного пенделя. Он напрочь не понимал, чего мы от него хотим, и при любой возможности шкерился по углам. Когда нужно было сгребать и грузить в машину листву, девчата работали большими полотнищами, а наш Человек-чудак умудрялся листву десятилитровым ведерком помалу носить. И его ничуть это не смущало. Разрушенной личности неведомы такие тонкости движения души.

Вопреки моим ожиданиям Человек прижился в коллективе. Он не уволился ни после первого моего крика, ни через месяц, ни через полгода. Время от времени я на него орала, собирала в дело его объяснительные и вкатывала ему дисциплинарные взыскания, мечтая о том часе, когда он сам сообразит уволиться. Но он почему-то задержался. Очень скоро девчата стали принимать его за полоумного, пересказывая его анекдотичные поступки. Снимали про него видео на телефоны и, хохоча, сбрасывали друг дружке файлы для потехи на вайбер.

Зимы у нас теплые, европейские. Снег выпадает в лучшем случае в январе, в худшем – не выпадает зимой совсем. И лежат эти твердые белые коммунальные отходы примерно до середины февраля. Если первый свежевыпавший снежок сразу сметать с дорожек щеткой с густой щетиной, то никакой наледи и нотоптышей там образовываться не будет. Легким пухом из-под щётки снег разлетится в стороны. Но дворник видел ситуацию иначе и выбирал для расчистки первого снега широкую совковую лопату, шумно шкрябая ею по слегка прикрытому снежком асфальту, чем изрядно выводил из психического равновесия окружающих. У кого из девчат первой сдавали нервы, та и выбегала на улицу объяснять Человеку все тонкости уборки территории. Ситуацию это, конечно же, не спасало.Наш парень совершенно не справлялся с заданием. Приходилось всем коллективом кидать срочные дела и дружно выходить во двор на расчистку дорожек от снега.

- Почему вы снимаете только верхний рыхлый слой снега и оставляете на дорожках натоптыши? – вылетаю в платьишке и в туфельках из парадной на заснеженный двор и продолжаю в бешенстве причитать. - Уволю ко всем чертям! Кто так снег убирает? А вот это кто будет за вас убирать? – ковыряю носком туфельки утоптанный снег, - я же сказала, что дорожки должны быть вычищены до чёрного асфальта! Дайте лопату! Смотрите! Вот так нужно раскалывать кусочки утоптанного снега, откидывать их в сторону и потом остатки сметать метлой.

Поднимаю глаза – дворник, засунув руки в карманы,  сгорбившись увальнем , стоит рядом, а из окон выглядывают девчата и потешаются с нас.

- На прошлой работе бригадир тоже на меня пытался наезжать, - злобно бурчит Человек, - так я это… топор взял и пошел к нему. Больше он на меня не наезжал. Правда, уволили сразу. Да я и сам уволюсь.

И тут меня взрывает:
- Ах ты, паршивец! Я тебе сейчас возьму топор! Такой «топор» устрою, что ты маму родную вспомнишь! Я тебе сейчас уволюсь! По статье у меня пойдешь! Объяснительную напишешь! Видали? Пугать меня вздумал! А ну бери лопату и работай!

Через месяц я его уволила по соглашению сторон. Решила, что пусть идет куда хочет, только бы с глаз моих долой. Снова к моему кабинету вереницей потянулись особи мужского пола с низкой социальной ответственностью. Опустившиеся, деградировавшие. Выбирать было не из кого. И в какой-то момент, когда уже было я решила, что эта народная тропа ко мне не зарастёт никогда, пришел трудоустраиваться молодой мужчина лет сорока пяти.

- Женат? Дети есть? Почему уволились с прежнего места работы? Вы в курсе, какой размер заработной платы мы можем вам предложить? – задаю стандартные вопросы.

- В городе найти сейчас работу трудно. Я высотник, а у меня «не допуск» по состоянию здоровья к работам на высоте. Ищу любую, чтобы не сидеть у жены на шее, - объясняет свою ситуацию Виктор.

- У дворника тоже работа тяжелая. Физическая нагрузка большая. Территорию нашу видели? Позволит ли вам ваше состояние здоровья? Потяните ли вы? – в сомнениях рассматриваю кандидата. - Вон вы какой худенький! В обморок чего доброго упадете. Сил-то хватит?

- Хватит, - заулыбался во весь рот мужчина, - я много чего умею, может, ещё где-нибудь вам пригожусь в работе? Я как-то работал…

И Виктор с жаром ещё минут десять перечислял виды работ, которые он выполнял, места, где он трудился, отношения с коллегами. Шутил, философствовал. А я в это время взвешивала в своей голове все «за» и «против»:

- Боже, какой болтун! Если он будет вместо работы так много болтать, то всех моих девчат згвалтит! С другой стороны, он женат. Видно, что не выпивает. А работник мне нужен срочно, как говорится, ещё вчера. Что же делать?

- Давайте попробуем. Уволить всегда успеем. А вдруг из него выйдет толк? – кидает своё последнее слово мой заместитель по хозяйству, и я ставлю добро на его кандидатуре.

Тьфу-тьфу, чтоб не сглазить стучу по дереву: Виктор оказался отличным дворником. За две недели работы привел территорию в идеальное состояние. Любо-дорого посмотреть! Невысокого роста, худенький, но живой и проворный. Он и свою работу делает, и нашему рабочему ещё успевает помочь. Девчата наперебой меня атакуют: где нашла хорошего парня? Премию ему не забудьте дать! Наконец-то повезло с дворником! Он и поговорить может приятно, и работу сделает быстро и качественно. Воспитан, услужлив.

В международный женский день, когда в коллективе наши немногочисленные мужчины организовали для девчат концертную программу, Виктор, немного робея и стесняясь, но очень торжественно и мужественно вышел на сцену и продекламировал стихи собственного сочинения из любовной городской лирики, написанные накануне и по случаю праздника. Работницы дружно прослезились и ещё больше очаровались новым дворником.

Метлой в любую погоду махать и бензопилой управляться – это, вы знаете ли, не комплиментами в Интернетах головы девчатам морочить. Тут мозги нужны и сила воли. Да и из физиков, как правило, вырастают самые лучшие лирики. У них жизненный опыт большой, ибо талантливый человек не чурается никакой работы.

- А знаешь, Андрюша, - повернулась я к своему собеседнику,- походу та директриса всё же разглядела в тебе Человека…