Паисий Величковский

Михаил Кедровский
       «Жить в мире со всеми людьми столь необходимо, что Господь счел нужным не раз повторить Своим ученикам и апостолам: “Мир вам”, “Мир оставляю вам, мир Мой даю вам”. И где мир Христов, там и Сам Христос; а если в душе нет мира, то нет там и Христа. Навыкай говорить о каждом человеке добро, а себя уничижай. В этом – великое смирение… Смирение и любовь необходимы, чтобы терпеть скорби. Этим одним многие спаслись. В нынешнее время лучше этого нет пути ко спасению».

       Сии слова, выписанные мной из отрывного церковного календаря, принадлежат Паисию Величковскому – великому монаху и великому старцу, жившему в XVIII столетии в преддверии Великой французской революции – в начале эпохи мощнейшей волны атеизма, докатившейся до наших дней. Эта волна повредила в уме сотни миллионов индивидуумов, которые, кроме денег и власти, ничего в окружающей нас реальности не замечают, совершенно не понимают, откуда мы пришли и куда идем.

       Паисий (Петр Иванович Величковский) родился в конце 1721 году в Полтаве в семье священника и провел на белом свете семьдесят с небольшим лет, по большей части за пределами исторической родины. В 1988 году накануне краха СССР Русская православная церковь причислила его к лику святых в чине преподобного. Память его отмечается ежегодно 28 ноября.

       Будучи иноком, он стал искать учителя в Киево-Печерской лавре, потом – на Афоне, но в итоге не нашел. Превратности русско-турецких войн привели его в Валахию в уезд Нямц (сейчас входит в состав Румынии). Здесь он в заброшенном и полуразрушенном Нямецком монастыре организовал собственную обитель, а поблизости – несколько скитов. У Паисия было более тысячи адептов – русских, молдаван, украинцев, румын, греков и евреев-выкрестов. В основном они практиковали внутреннюю умную молитву («Господи Иисусе Христе, помилуй меня») для обретения благодати, проповедовали суровый аскетизм, выступавший против стяжательства. Кроме того, иеросхимонах Паисий руководил переводом на церковно-славянский язык писаний византийских отцов православной церкви под названием «Добротолюбие». В Нямце укоренилась идея старчества, возникшая первоначально на Афоне. Старчество – это оценка заслуг человека не в силу его должности, а в силу авторитета.

       Младший современник Паисия Величковского батюшка Серафим Саровский (1758 – 1833) был провозглашен старцем уже в XIX веке. Оптина пустынь в Калужской губернии была воссоздана в тридцатых годах того же столетия по образцу и подобию монастыря и скитов в Нямце. Она превратилась в самую передовую, продвинутую и популярную обитель в России дореволюционных и послереволюционных времен. Один из ее основателей и первый старец Лев Наголкин (1772 – 1841) проходил монашеское послушание под руководством учеников Паисия Нямецкого – Клеопы и Феодора. Еще до Оптиной пустыни Лев Наголкин общался с будущим знаменитым церковным деятелем и епископом РПЦ Игнатием Брянчаниновым (1807 – 1867), который более всего известен нам как духовный писатель и переводчик, в том числе «Добротолюбия» на русский язык.

       Паисий Величковский был уверен, что дух атеизма будет преодолен, ибо он мешает развитию творческих сил как отдельных личностей, так и человечества в целом. Земная цивилизация повисла над пропастью, но разум человека, его свободная воля могут еще развернуться в сторону всеобщего созидания, а не бессмысленного обогащения одних и бессмысленного обнищания других.

29.11.2019