Искусственный интеллект! Мышление!

Серж Пьетро
   Для того, чтобы создать искусственный интеллект,
Надо создать в себе интеллектуальный проспект!

     Искусственный интеллект начинается с человека, интеллект создающего, и природы, заставляющей и позволяющей человеку создавать себе и другим мыслящих помощников (или заменителей) человека.
   Мозг (или взаимосвязанные элементы памяти в компьютере, например) - орган мышления и хранения информации, в том числе эмоциональной,  очувствлённой,  в том числе чувственной, поле-волновой, тактильной и иной информации.
     Мышление бывает:
   логическое (вид мышления, сущность которого - оперирование понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логики; способ мышления в зависимости от форм, методов и законов интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка);
   алогичное (мышление, руководствующееся эмоциями, игнорирующее очевидные противоречия с фактами действительности);
   абстрактное (вид человеческого мышления, который заключается в образовании абстрактных понятий и оперировании ими. При абстрактном мышлении человек выходит за рамки привычной системы координат и правил мировосприятия, абстрагируясь от внешней действительности и пытаясь сконцентрироваться исключительно на донесении-восприятии мысли или идеи. В таком виде мышления часто используются образы и символы как общеизвестные, так и такие, которые получают своё значение исходя только из самого мыслительного процесса или дискуссии);
конкретное;
   осознанное (вид мышления, создающего в мозге человека образы,  предметы и действия с ними, доступные (ощущаемые)  пониманию в результате сравнения с чем-то  ранее известным или прогнозируемым при построении образа, предмета, действия);
подсознательное (вид мышления, создающего в мозге человека действия, не ощущаемые человеком при мышлении};
   объективное ( процесс моделирования закономерностей окружающего мира, познание объективной реальности, когда на основе непрямой информации мы можем судить о свойствах предметов и явлений;);
   субъективное (процесс моделирования закономерностей окружающего мира;  выражение представлений человека (мыслящего субъекта) об окружающем мире, его точки зрения, чувства, убеждения и желания);
   эвристическое мышление  (совокупность приёмов и методов, облегчающих и упрощающих решение познавательных, конструктивных, практических задач; организация процесса  продуктивного творческого мышления (отсюда: эвристическая деятельность); совокупность присущих человеку механизмов, с помощью которых порождаются процедуры, направленные на решение творческих задач (например, механизмы установления ситуативных отношений в проблемной ситуации, отсечения неперспективных ветвей в дереве вариантов, формирования опровержений с помощью контрпримеров и пр. Эвристика связана с психологией, физиологией высшей нервной деятельности, кибернетикой. Как наука эвристика развивается на стыке философии, психологии, теории искусственного интеллекта, структурной лингвистики, теории информации, математики и физики);
   космополитическое мышление (мышление, основанное на идеологии мирового гражданства, ставящая интересы всего человечества в целом выше интересов отдельной нации или государства и рассматривающая человека как свободного индивида в рамках Земли; космополитизм (от др.-греч. - космополит, человек мира) - идеология мирового гражданства, ставящая интересы всего человечества в целом выше интересов отдельной нации или государства и рассматривающая человека как свободного индивида в рамках Земли) ;
   фантастическое (фантастическое или образное мышление аналогично детскому мышлению, характерно для младенческого периода жизни человека и нашло отражение в древних языческих религиях и у примитивных народов);
   научное (это способ восприятия мира, при котором совершенствуется качество познания, благодаря умелому контролю над составляющими этого процесса и следованию критериям интеллектуальности);
    проективное мышление (многие считают его самым важным из всех. Людей с таким мышлением отличает умение смотреть на вещи с разных сторон, интерес к множеству вариантов действий, нестандартность в решениях. Другие качества этих людей: неординарный интеллект, стремление к выгоде во всем, лидерские качества, способность к быстрой оценке ситуаций, невнимательность к абсолютным характеристикам и важным деталям);
   имитационное (моделирующее)  мышление - процесс использование виртуального имитационного моделирования, как способа познания при мышлении);
   обычное (повседневное) мышление - процесс решения проблем, выражающийся в переходе от условий, задающих проблему, к получению результата;
   тривиальное мышление (мышление с крайней степенью упрощения понятий и процессов принятия решений);
    интуитивное (это подсознательное мышление . Оно включается автоматически в привычных ситуациях. Например, во время вождения машины шофер переключает передачи автоматически, без участия сознания; интуиция хорошо работает в тех случаях, когда человек имеет большой опыт);  интуицией называют свёрнутое и мгновенное осмысление, чаще - схватыванием, видением сути;
   аналитическое мышление (творческий процесс, сопровождаемый поиском новой информации, путей её анализа и процесс синтеза полученных информации и и закрепление итогового результата в сознании);
   философское мышление (способ мышления,  основанный на знаниях, приобретённых в процессе исторического развития общества и  познания, закреплённых в философских категориях, меняющихся со временем, - предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие существенные, закономерные связи в отношении реальной действительности и познания).
   научное мышление (способ мышления,  основанный на знаниях, приобретённых в процессе исторического развития общества и  познания, закреплённых в философских категориях, которые определяют предмет конкретной науки, например, вид, организм в биологии, или присущие многим наукам, например, общенаучные – информация, саморегуляция, симметрия);
  индуктивное мышление - процесс, в котором  на основании одного или нескольких частных фактов или наблюдений делается обобщение, выводится общее правило. Яркими примерами индуктивного мышления являются все физические законы;
    математическое (это абстрактное теоретическое мышление, объекты которого лишены вещественности, но при этом они могут быть интерпретированы любым произвольным образом с одним лишь условием – должны сохраняться заданные между объектами отношения); всего можно выделить 5 типов математического мышления:
            топологическое мышление (его развитие у детей происходит раньше всех остальных – в возрасте 2-3 лет. От него зависит связанность и целостность логических операций. Люди с этим типом мышления действуют не наобум, а сначала улавливают нить и изучают детали, и только потом не спеша и тщательно доводят дело до конца. Качества, присущие людям-топологам: аккуратность, размеренность, консервативность, медлительность и дотошность),
           порядковое мышление  (развивается у человека вслед за топологическим. От него зависит точная последовательность логических операций. Люди с преобладающим порядковым мышлением не обязательно объединяют действия в единое целое, но всегда придерживаются строгого линейного порядка и следуют от начального к конечному. В работе придают больше значение размеру и форме объектов и их соотношению, четко следуют плану, вырабатывают конкретный алгоритм. Качества таких людей: педантичность, соблюдение общепринятых правил, следование инструкциям),
          метрическое мышление (развивается, как и все остальные типы, после первых двух. Отвечает за количественные запросы и оперирует цифрами. Люди-метристы все сводят к конкретным величинам, руководствуются точными параметрами, не очень любят общность и образность, т.к. для них трудно представлять абстрактные и неопределенные величины. Зато они всегда точно знают, к каким результатам приведут их действия, и каких усилий это будет им стоить. Качества людей с доминирующим метрическим мышлением:  предусмотрительность и осторожность, желание просчитать все наперед, узнать все нюансы и подробности),
          алгебраическое мышление (присуще комбинаторам и конструкторам. Люди с преобладающим алгебраическим мышлением обладают структурным восприятием и выстраивают комбинации; работу могут начинать с любого места, и перескакивать в процессе с одного на другое. Не любят общепринятых правил и рамок. Качества таких людей: некоторая рассеянность, непунктуальность, упрощение всего сложного, способность быстро выделять главное);
        проективное мышление; многие считают его самым важным из всех. Людей с таким мышлением отличает умение смотреть на вещи с разных сторон, интерес к множеству вариантов действий, нестандартность в решениях. Другие качества этих людей: неординарный интеллект, стремление к выгоде во всем, лидерские качества, способность к быстрой оценке ситуаций, невнимательность к абсолютным характеристикам и важным деталям.

     Также существует понятие мышления,  как  процесс переработки информации в потоке  мыслей, образов и ощущений.
Традиционно выделяют следующие виды такого мышления:
    наглядно-действенное (Исторически люди решали встающие перед ними задачи сначала через деятельность практическую, лишь затем из нее выделилась деятельность теоретическая. Например, сначала наши предки научились на практике измерять земельные участки подручными средствами, и только потом на основе знаний, складывающихся в ходе этой практической деятельности, постепенно возникала и развивалась геометрия как теоретическая дисциплина);
    наглядно-образное (исторически люди решали встающие перед ними задачи сначала через деятельность практическую, лишь затем из нее выделилась деятельность теоретическая. Например, сначала наши предки научились на практике измерять земельные участки подручными средствами, и только потом на основе знаний, складывающихся в ходе этой практической деятельности, постепенно возникала и развивалась геометрия как теоретическая дисциплина, дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями);
     образно-ассоциативное (мышление с помощью образов и ассоциаций. Участникам тренинга предлагается упражнение на ассоциативное мышление, задача сказать, какой человек напоминает какого животного. После этого вопрос: "Почему вам кажется, что этот мужчина похож на медведя, а эта девушка на лису?" - "Я это чувствую");
    сценарийное (мышление образами и действиями, характерными для людей вообще или конкретных персонажей. Используется при написании сценариев, гда важно добиться жизненной правды, где важно ощущение "Верю - или не верю".Человек с развитым сценарийным мышлением, просто глядя на ситуацию и представляя ее возможные развороты, знает заранее: "Так пойдет, а так нет");
   понятийное мышление (вид мышления, где используются понятия и логические конструкции. Понятийное мышление нередко называют также отвлеченным, или абстрактным мышлением, хотя это не совсем так: абстрактный (отвлеченный) характер может иметь не только понятное, но и образное мышление. Понятийное мышление в сравнении с наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением - более поздний этап развития мышления как в истории человечества (в филогенезе), так и в процессе развития конкретного человека (в его онтогенезе). Понятийное мышление не врожденно и не развивается само по себе, оно развивается у детей в школьном возрасте (сначала в простейших формах) на основе их практического и наглядно чувственного опыта);
    рациональное мышление - мышление, имеющее четкую логику и идущее к цели;
    иррациональное (противоположно рациональному, а иногда и просто бессвязному мышлению, течению мыслей вне логики и цели);
   примитивное мышление ( общее и некорректное название нарушений мышления, характеризующихся снижением уровня или недостаточным его развитием. В специальной литературе термин практически не используется в силу оценочного его характера);
     развитое мышление - это анализ, сопоставление, нахождение новых связей и другие операции с мыслеобразами с целью нахождения продуктивных, полезных мыслеобразов;
   развёрнутое (дискурсивное) и свернутое мышление: интуиция. В развернутом виде внутренняя речь, внутренние действия, образы и ощущения слышатся, видятся и ощущаются, в автоматическом и свернутом - мелькают и исчезают из поля сознания. Развёрнутое мышление называется в науке дискурсивным мышлением, в жизни - размышлением.   
    шаблонное (мышление, которое не использует ничего, кроме шаблонов, остается в рамках исключительно шаблонов);
   самостоятельное (мышление, которое выходит за рамки общепринятых шаблонов. Его основные разновидности - проектное и творческое мышление);
    автоматическое мышление происходит само, осуществляясь, как программа, начинаясь и завершаясь самостоятельно, без воли, ведома и контроля человека;
   управляемое мышление – мышление, при котором  человек сам управляет своим мышлением;
   творческое мышление (мышление, порождающее из известных посылок - новый, неизвестный  и ценный  результат);
    свободное мышление - мышление, не зажатое в рамки ограничивающих шаблонов, свободно мыслящий человек - тот, кого воспитали в формате внутренне свободного мышления;
   стратегическое  мышление (ментальный процесс, применяемый человеком в контексте достижения успеха в игре или других начинаниях. Результатом этой деятельности являются мысли о том, как вести себя в настоящем, чтобы получить что-то в будущем);
    продуктивное мышление - нахождение связи между предметами и явлениями, решающее жизненную задачу.
      Существуют типы мышления, названный:
     «внутренняя болтовня» -  относительно связное, иногда даже логичное, но нецелесообразное мышление, заполняет пустоту души, создает иллюзию, что жизнь чем-то наполнена;
   синкретическое мышление (мышление, в котором разнородные представления недифференцированно связываются друг с другом. До 7-8 лет синкретизм пронизывает почти все суждения ребенка);
   «Мышление в комплексах» (понятие, введенное  для обозначения основной стадии развития детского мышления, а также характеристики архаического мышления);
   иконологическое мышление –описывается как мифологическое, дологическое, архаическое и т.п., т.е. отождествляется с известной стадией или известной формой мышления вообще;
   теоретическое мышление ( здесь  ставится задача выработки новых методологических средств, которые можно переносить в принципиально иные ситуации);
   стратегическое  мышление (ментальный процесс, применяемый человеком в контексте достижения успеха в игре или других начинаниях. Результатом этой деятельности являются мысли о том, как вести себя в настоящем, чтобы получить что-то в будущем);
   практическое мышление (в нём решение  проблем осуществляется во внешней практической деятельности. В отличие от теоретического мышления здесь не ставится задача выработки новых методологических средств, которые можно переносить в принципиально иные ситуации);
 корпоративное мышление (командное мышление на основе принятых в корпорации знаний, умений, технологий и этик информационного общения);
   символическое мышление — психопатологический симптом, проявляющийся в расстройстве мышления, при котором больной придает понятиям аллегорический смысл, совершенно не понятный другим, но имеющий для больного исключительное значение.
   атактическое мышление, атаксическое мышление, или атаксия мышления (от др.-греч.- беспорядок, неразбериха) характеризуется наличием в речи больного некоординируемых, в норме не сочетающихся между собой понятий. Является характерным для шизофрении расстройством мышления. Появление некоординируемых сочетаний в речи называется также атактическими замыканиями.


   Существует также:
   рабское мышление (процесс использования системы идей, взглядов на мир и на место в нём человека, признающая наиболее грубую форму эксплуатации,  при которой раб наряду с орудиями производства является собственностью своего хозяина – рабовладельца, например, авторитарные криминальные сообщества).