Вдыхаю медленно Любовь. Лирика Юрия Макашева

Любовь Сушко
Вдыхаю  медленно  Любовь. Лирика   Юрия Макашева 

Один из победителей 6-ого поэтического конкурса «Пятая стихия» имени Игоря Царева

Заглянув на церемонию  подведения итогов поэтического конкурса «Пятая стихия»  имени  И.Царева, который  проводился в 6-ой раз,  порадовалась тому, что один из победителей - Юрий Макашев из Барнаула –потому что это очень близко географически, места великолепные  на нашем Алтае, и где же жить и творить поэтам, если не там.

Стихотворение, которое  оценивалось на конкурсе «Фрески»
Фрески
Юрий Макашёв
Было  время – и  мечты 
были.
Может  вовсе  не  мечты…
Планы.
Покрывались  города 
пылью.
Может  быть, не  города…
Страны.

И  любовь  была  тогда 
рядом.
Может, вовсе  не  любовь…
Дерзость.
Были  дни, когда  решать 
надо.
Может, даже  не  решать…
Резать.

Было  важно  называть
другом.
Может, друг  и  не  был  им…
Раньше.
Было  страшно /голова – кругом/:
Что  же  будет   на  Земле…
Дальше.

Было…  Было…
Унывать  – рано.
Смотрим  взглядом  в  небеса
детским.
А  у  Бога  там  свои 
планы…
Ну  не  планы, может.
Так…

Фрески.

http://www.stihi.ru/2014/12/19/8628

Со стихами Юрия знакома до сих пор не была, и потому это только  первое впечатление и первое прикосновение к лирике поэта.
 
Слова Ирины Борисовны о том, что  3 члена жюри из 6 поставили ему  высший балл,  впечатлили, такое бывает далеко не всегда и это свидетельствует о мастерстве поэта, потому что там всегда были  профессионалы. Так что на этот раз все или почти все было в моем сознании за победителя.  Оставалось только погрузиться в его поэтический мир, почувствовать, понять, сравнить.

До первого прикосновения у меня было две точки отсчета - поэтика И.Царева – точная, выверенная, образная, метафоричная, тесно связанная с традициями серебряного века, и поэтика М. Шехтмана – главного соперника Юрия – с его разрушением традиций, четкостью суждений, иногда жесткостью, оригинальностью финалов, тонкой иронией, моими любимыми темами, умением удивлять.

И ни в ту, ни в другую  систему  Юрий не вписывался, но ведь было что-то яркое неповторимое, сразу чувствовалось, что было, но как уловить ту световую нить, ту особенность его лирики? Это всегда очень сложная задача.  И здесь для меня лично не все сразу открылось и стало понятным,  пока не  дошла до стихотворения «Прозрачное». Уже само название подсказывало верный путь..

Прозрачное
Юрий Макашёв
Не  верит  в  привычную  магию  чисел
Прозрачность  налитой  в  стакан  тишины.
В  пробелы  сливаются  строчки  из  писем,
Считая  минуты  до  новой  весны.

Зима  перестанет  казаться  свинцовой,
Как  только  ты  просто  захочешь  шепнуть
Кому-то  два  этих  загадочных  слова –
Пожалуйста, будь.
http://www.stihi.ru/2018/02/01/6145

Прозрачность- любимый термин акмеистов, уставших от символизма с его бесконечным нагромождением  метафор и сложнейших образов. Как они могли наслаждаться именно этой ясностью и прозрачностью. Она несомненно чаровала и привлекала «зима перестала казаться свинцовой», как в стихотворении у Юрия, и мир прекрасен, он наполнен смыслом и любовью, если  захочется кому-то шепнуть « Пожалуйста, будь « - разве это не самые важные на свете слова для любого из нас – любить и быть любимой? Мы ждем их от мужчины, но слышим  не часто в вечной суматохе.

И  уже пролистав  его тексты, чтобы найти какой-то самый важный из них, поняла, что самое главное для меня по крайней мере в них, надеюсь для автора тоже – Вдыхаю медленно Любовь

И вот здесь от прозрачности акмеизма все-таки  хочется уйти в сторону импрессионизма  в поэзии  И. Анненского – директора  Царскосельского  лицея, где в то время учились и А.Ахматова и И.Гумилев – поэзии сложной и удивительно  прекрасной, к сожалению, малоизученной и почти неизвестной сегодня. Его причисляют к символистам, скорее формально, потому что был он от них страшно далек.

СРЕДИ МИРОВ

Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя…
Не потому, чтоб я Её любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
 
И если мне сомненье тяжело,
Я у Неё одной ищу ответа,
Не потому, что от Неё светло,
А потому, что с Ней не надо света
И .Анненский


На  мой взгляд, Юрий наиболее близок именно к этому поэтическому миру, и к миру художников импрессионистов тоже, как же без них. Может быть, поэтому  не сразу можно прочитать и понять то, что сокрыто  в его текстах, почему они так хороши.

Кстати, до сих пор  у других поэтов Анненского рассмотреть не могла, ну может быть раненного Н. Гумилева, который пережил на себе это влияние чарующих строк своего первого учителя. И вот эта таинственная и  прекрасная любовь в разнообразных  бликах и оттенках  вдохновляет поэта, родившегося  и живущего среди чудной Алтайкой природы. Ведь редко где встретишь такую красоту, как у них там. В стихотворении «Плата за любовь» ясно прорисовается все, о чем я говорила выше.

плата за любовь
Юрий Макашёв

рассыпалась  на  летние  дожди
вчерашняя  сиреневая  грусть.
ты  босиком  по  лужам – 
погоди,
пока  я  след  запомню 
наизусть,

пока  допью  янтарное  вино
под  предрассветный  шорох  белых  лент,
и  в  нашем  непроявленном  кино
окажется  засвеченным  фрагмент
про  то,  как  я
под  свет  прожекторов,
в  который  раз  о  главном  промолчу...

***
грусть – это  просто  плата  за  любовь.
а  что  мне  остается?
я – плачу…

Здесь    есть все приметы неясного , несказанного, нежного, здесь и  янтарное вино и непроявленное кино, и засвеченный фрагмент, те кусочки реальности, из которых складывается картина. Тут  даже рассыпавшиеся дожди, следы в лужах – все, что только чувствуется и угадывается читателями.

И мы сегодня, когда какой-то упертый скептик может воскликнуть что сейчас так не пишут, с невероятным удовольствием в этот мир проникаем.  Ведь  очень хорош ЛГ, потому что речь   там  всегда идет о любви, чего катастрофически не хватает сегодняшней поэзии.  Там живет  та  ускользающая реальность,   к которой очень хочется прикоснуться, понять, разглядеть. Просто побыть рядом.
Моя любимая рецензия  Игоря Вадимовича, обращённая к собрату по перу,  звучит так:

Васильком на равнине выжженной,
Расцвела душа моя хворая.
Я сегодня какой-то возвышенный,
Начитался наверно bora я..

Если немного перефразировать такие чудные строки, то  в моем  случае получится примерно так:

Незабудками в поле выжженном,
Расцветала  душа моя хмурая.
Я сегодня такая возвышенная.
Начиталась,  наверное, Юрия

Вот примерно так ощущается первое прикосновение к этому поэтическому миру.

 Кстати, о незабудках, у Юрия Макашева есть удивительное стихотворение, которое можно было бы назвать « Обыкновенная история», но обыкновенная она  только на первый взгляд, по каким-то общим признакам.

 На самом деле, если всмотреться и вслушаться, то перед нами  «Дама с собачкой» на современный лад. Или дама с незабудками, так  будет точнее. И в этой очень прозрачной, хорошо знакомой каждому истории, есть своя печаль и своя тайна. Не все там так сразу открывается  читателю. Лично я очень люблю, когда в стихах такие истории возникают, в них всегда отражаются приметы нашего времени. И  хотя утверждал мой любимый герой, что в мире нет ничего нового. Но все-таки приметы времени  есть и здесь, все повторяется, но немного иначе..

 Незабудки
Юрий Макашёв

Она  его  любила.
По  вечерам  скучала.
Того, что  накопилось, не  в  силах  изменить,
дышать  другим  училась
и  наперёд  мечтала
в  придуманной  новелле
как  в  настоящей  жить.

А  он  дремал  привычно 
в  заполненной  маршрутке.
Сжимал  промокший  зонтик,
болоньей  шелестя.
И  вспоминал,  как  мило
дарил  ей  незабудки,
дарил  /на  самом  деле/,
чтоб  не  забыть,
хотя…
Там,  где  осталось  счастье,
за  далью  лет  полынных,
за  непрозрачным  светом
игристого  вина,
дарил  же  кто-то  встречи
без  видимой  причины…
***
А  он… 
был  несвободен.
И  замужем  -  она.
http://www.stihi.ru/2015/06/04/5552

Каждый, наверное, вспомнит что-то свое, это и любимый нашими мамами и старшими сестрами  французский фильм «Мужчина и женщина», и «Дама с собачкой», куда же без нее. Но здесь уже приметы нашего времени, маршрутка, плащ из болоньи, суета, переходящая в суматоху и маленькая трагедия оттого, что была любовь и нельзя оставаться вместе. Остаются только незабудки, как символ того, что навсегда потеряно, вот поэтому и песня оказалась такой грустной.

Но опять же,   в реализм происходящего врываются картины импрессионистов, где  есть незабудки, зонтики, игристое вино в фужере и все это создает ту атмосферу  грусти, которая все - таки светла, потому что они любили и это лучше, чем ничего. А еще  это та самая личная жизнь, которой не было места  в нашей реальности. Она приходила к нам из знаменитых фильмов и полотен. И надо набраться мужества, чтобы вот так  писать о самом главном в эпоху партийной литературы, может потому эти строчки и были нам и тогда и сейчас так дороги?

О самом главном  и то стихотворение, из которого взяла строчку для заголовка статьи. Кредо  поэта, на мой взгляд, именно здесь « Вдыхаю медленно Любовь». Оно из цикла заговоров и заклинаний

Не разлюби
Юрий Макашёв
 
 Чуть  сонным  утром
 вновь  и  вновь,
 как  Рафаэль  на  старой  фреске,
 вдыхаю  медленно  Любовь,
 отодвигая  занавески.

 И  каждый  раз  шепчу  себе,
 не  замечая  странность  мыслей,
 случайно  или…
 по  судьбе
 слова  из  ста  знакомых  истин:

 'Не  обижай'  и  'Не  блуди'.
 'Отец  и  мать – уже  полмира'.
 'Не  доноси'  и  'Бог  один, не  сотвори  себе  кумира'.
 'Не  укради'  и  'Не  убий'…

 Наверно, то.
 Конечно, важно…
~~~~~~~~~~~~~~~~
 Ты  только  жизнь  не  разлюби.
 Всё  остальное – так,
 не  страшно.
 
Лишь  в одном случае важны все заповеди, которые мы знаем с самого детства, только если человек не разлюбил жизнь, иначе все остальное не имеет никакого значения. Именно таков   мир Игоря Царева, и в данном случае Юрий подходит   максимально близко к Мастеру.

В мире мало что меняется, но  все труднее становится не разлюбить жизнь, не потерять тот свет, который есть в душе человека, конечно, если осталась сама душа.

 Вероятно тем же путем, как и я сегодня,  шли три  члена жюри, когда оценивали стихотворения Юрия Макашева. Хотя им было значительно труднее, у них было только одно стихотворение в руках, и лишь перед последним туром они смогли заглянуть  на страницу и  познакомиться с автором с  его  поэтическим миром.

Знает  ли сам  Юрий поэзию И. Анненского? Возможно,  и нет.  Кстати, карьера И. Анненского  начиналась именно в Омской гимназии, чем мы гордимся.  Но мы осознано или нет тянемся к определенному течению и направлению, формируя собственный мир,  изменяя, преображая его со временем. Как это рождается, остается тайной, главное, чтобы родилось, сформировалось, чтобы сам поэт продолжал творить и развиваться.  Конкурс «Пятая стихия», а тем более победа в нем -  прекрасный стимул для этого  нового витка в творчестве.

А  в финале моих размышлений позвольте обратиться к стихотворению «Летопись», оно звучит очень позитивно. Что в наше время уже большая редкость, и написать его  может  далеко не каждый.  У Юрия Макашева все отлично получилось

Остается поздравить его с победой на очень важном конкурсе и пожелать новых успехов. Знакомство состоялось, чем  лично я очень рада

Летопись
Юрий Макашёв
 
 Написать  бы  собственную  летопись.
 Пусть  простую.
 Пусть  не  идеал.
 Если  там  заметишь  слово  «ненависть»,
 Значит,  в  чем-то  раньше  проиграл.

 А  пока  нет  места  разногласиям, -
 Прислонись  слегка  к  спине  спиной.
 Осторожней…
 Слышишь?
 Это  счастье. Ты
 Завтра  раздели  его  со  мной.
http://www.stihi.ru/2016/03/07/2047