Как теплоход Александр Суворов врезался в мост

Евгений Ширяев
МЯСОРУБКА НА ВОЛГЕ — РАССЕКРЕЧЕННАЯ КАТАСТРОФА С ТЕПЛОХОДОМ «АЛЕКСАНДР СУВОРОВ».
Так очевидцы называли чудовищную катастрофу, произошедшую вечером 5 июня 1983 года с теплоходом «Александр Суворов». При этом погибли 176 человек, десятки получили ранения разной степени тяжести. Ранее засекреченные документы и показания выживших свидетелей этой самой крупной катастрофы в истории отечественного речного флота позволяют пролить свет на трагические минуты, пережитые пассажирами судна.

Престижный круиз
Комфортабельный туристический теплоход «Александр Суворов», названный в честь великого русского полководца, был построен на знаменитой верфи Slovenske lodenice в чехословацком городе Комарно и передан Волжскому пароходству в 1981 году. Он бороздил речные просторы и отлично зарекомендовал себя в ходе эксплуатации.
Чехословацкие судостроители передали Советскому Союзу еще 8 аналогичных судов, которые на то время считались самыми большими в стране. Их водоизмещение составляло 3935 тонн, длина достигала 135 метров.

В июне 1983 «Александр Суворов» совершал рейс по популярному маршруту Ростов-на-Дону – Москва.
 На судне находилось 439 человек, из которых 343 — туристы. Провести отпуск в круизе тогда считалось престижным и весьма приятным. К получившим такой счастливый шанс испытывали зависть родные и знакомые, что было вполне объяснимо. Ведь в те далекие застойные времена рядовые граждане одной шестой были надежно отгорожены от остального мира высокой стеной явно кремлевской кладки, за которую удавалось проникать лишь профессиональным дипломатам, гастролирующим артистам, спортсменам — участникам международных соревнований и торговым морякам. Поэтому о курортах Турции, Италии, Испании, Карибах или Канарах советские обыватели даже не мечтали. Пределом их мечтаний были водные круизы, хоть как-то удовлетворявшие охоту к перемене мест. Менее везучим предстояло выбрать самим, как провести отпуск: то ли в доме отдыха (если удавалось достать путевку), то ли дикарями с палатками, то ли в собственном дачном огороде, то ли дома у телевизора.

Путевками в круиз по Волге в то время поощряли за хорошую работу передовиков производства и победителей соцсоревнования. В данном рейсе подавляющее большинство составляли знатные шахтеры Донбасса. Кроме отдыхающих, на судне находились 55 членов экипажа, 35 работников ресторана и шесть администраторов, которые отвечали за досуг туристов. Командиром судна в том роковом рейсе был опытный капитан Владимир Клейменов.

Капитанская вахта
Вечером 5 июня «Александр Суворов» стремительно приближался к Ульяновску снизу. Пассажиры предвкушали приятный вечерок. Стоит отметить, что уровень комфорта на судне отличался от советских стандартов. Все пассажирские каюты на корабле являлись полулюксами, что предусматривало собственный санузел. На борту имелись два ресторана, бар, предлагавший туристам прохладительные и горячительные напитки, читальный и музыкальный салоны.

На верхней палубе размещался солярий, где на лежаках граждане могли забронзоветь под жарким солнцем и принять при этом солидную дозу витамина D. К услугам туристов имелась просторная танцплощадка, на которой по вечерам звучали зажигательные мелодии и завязывались интересные знакомства. В специальной надстройке находился уютный кинозал.
Во время ужина в 19:30 по радио диктор тепло поздравил с днем рождения шеф-повара ресторана. К этому поздравлению присоединились и отдыхающие. Бурными аплодисментами они приветствовали вышедшего к ним виновника торжества. Он обещал и дальше радовать гостей теплохода кулинарными изысками и выразил надежду, что питание во время круиза не будет вызывать никаких нареканий.
После сытного ужина большинство пассажиров перешли на верхнюю палубу, где сразу же начались танцы, несколько десятков гостей решили посетить кинозал теплохода, в котором ведущий провел занимательную викторину с вручением призов, а затем предложил вниманию киноманов захватывающий отечественный детектив «Возвращение «Святого Луки»». После фильма ждут дискотеку – на верхней палубе также находится и танцплощадка, куда уже подтягиваются туристы.

В это время судном управлял старший помощник капитана Евгений Митенков, заступивший на пост ровно в 20:00. Капитан Клейменов должен был сменить его в рубке в полночь.

Перед вахтой бывалый речной волк решил поспать несколько часов в своей каюте. По многолетней привычке, как только его голова коснулась подушки, он тут же погрузился в оздоравливающий сон…
Между тем теплоход приближался к двухкилометровому Императорскому мосту через Волгу (он был возведен в 1916 году). Скорость судна достигала двадцати пяти километров в час.
— Дорогие гости! Приглашаю полюбоваться вечерними огнями города Ульяновска, родины Владимир Ильича Ленина! — объявил приятный баритон, звучавший из мощных динамиков.

Роковая ошибка
Прохождение моста — это ответственная операция, требующая максимальной концентрации и в то же время проверка профессионального мастерства того, кто ведет судно.

Императорский мост, который предстояло миновать «Александру Суворову», был не только автомобильным, но и железнодорожным. По нему непрерывным потоком мчались легковушки и грузовики и часто проходили, стуча колесами, пассажирские и товарные составы.
Если в большинстве мостов судоходные пролеты размещались ближе к центру конструкции, то в ульяновском высота моста снижалась к левому берегу Волги, а судоходным пролетом являлся третий, ближний к правому берегу реки.

Евгений Митенков прекрасно знал это, так как два десятка раз проходил мост на «Александре Суворове», а до этого еще столько же на других судах. Опытом обладал и стоявший на руле матрос Уваров. Казалось бы, никаких проблем с прохождением Императорского моста возникнуть не должно. Однако вместо того, чтобы, как обычно, направить теплоход в третий пролет, Митенков неожиданно приказал рулевому вести судно в шестой пролет, который был значительно ниже судна. Последствия этого рокового шага последовали в 22:45.
Находившиеся в каютах пассажиры услышали зловещий гул, страшный скрежет и дикие крики.

Палуба, залитая кровью
Оказалось, что шедшее на полном ходу судно врезалось в шестой пролет моста. Металлические фермы словно острым тесаком срезали ходовую рубку и расположенный за ней кинозал. Все находившиеся там и на открытой танцплощадке пассажиры и члены экипажа попали в настоящую мясорубку. «Александр Суворов» продолжал по инерции идти вперед, а смятые пролетом надстройки перемалывали человеческие тела, дробили и разрывали их на части.
Находившиеся в каютах люди в панике рванулись наверх и увидели страшную картину. Палуба была залита кровью, обломки металлических конструкций перемешались с разрубленными на куски телами. Чудом оставшиеся в живых в панике прыгали за борт.

Положение усугубилось тем, что в это самое время по мосту проходил тяжелый грузовой железнодорожный состав. Из-за столкновения с судном пролет моста сдвинулся, и дюжина вагонов сошла с рельсов. Часть из них перевернулась, и на раздавленных людей посыпались бревна, зерно и каменный уголь. Сошла с рельсов и цистерна с бензином. Чудом она застряла в перекрытиях моста. Если бы эта громадина рухнула на палубу и взорвалась, скорее всего, на теплоходе не выжил бы никто.
«Мясорубка была страшная. Людей перемалывало, отрывались ноги, руки, головы... Когда я появился на судне, палубу вымыли, но в воздухе ощущался запах разлагающегося мяса. Трупы потом вылавливали в течение месяца, ниже по реке - даже под Куйбышевом», вспоминал Г. Демидов, в 1980-е годы – следователь управления КГБ по Ульяновской области .
«Ощутил удар. Выскочил из каюты, наверх по трапам. Перед последним, ведущим на верхнюю палубу, отпрянул. Сверху потоком лилась кровь. Пересилил себя и пошёл вверх. Увидел горы окровавленных шевелящихся обрубков тел. Рядом лежала девушка, обеих ног у неё не было, но она дышала ещё и смотрела на меня…» - из воспоминаний очевидца Владимира П., «Комсомольская правда», 16.05.1998.

Суровое наказание
В результате катастрофы погибли 176 человек. Ранеными были переполнены ульяновские больницы. Хирурги всю ночь ампутировали раздавленные конечности, сшивали страшные раны, накладывали гипс на сломанные руки и ноги. Катастрофически не хватало гробов. Спецбригады спешно сколачивали их из досок.

Только спустя два дня ТАСС выпустило скупое сообщение о случившемся. Его венчала дежурная фраза: «Центральный комитет КПСС и Совет Министров СССР выражают глубокое соболезнование семьям и родственникам погибших».

Для расследования катастрофы в город прибыла правительственная комиссия во главе с первым заместителем Совета Министров СССР и членом Политбюро ЦК КПСС Гейдаром Алиевым.
А по Ульяновску ползли самые невероятные слухи. Выдвигались различные версии случившегося: от злонамеренной диверсии империалистов до повального пьянства экипажа.
Обломки ходовой рубки с телами старшего помощника Митенкова и рулевого Уварова подняли со дна Волги с помощью мощного крана. Экспертиза не нашла в их крови следов алкоголя. Расследование было проведено в короткие сроки. Было установлено, что к страшной трагедии привели следующие причины:
• прежде всего, чудовищная халатность Митенкова и Уварова;
• отсутствие сигнальных огней на мосту в темное время суток;
• наличие будки путевого обходчика на шестом пролете, которая напоминала своими очертаниями сигнальный щит, обозначавший судовой пролет. На это, скорее всего, и повелись потерявшие концентрацию и бдительность Митенков и Уваров.

Капитана Клейменова страшной силой выбросило из каюты, и его, оглушенного и контуженного, спасатели чудом выловили из волжских вод.
Власти сочли, что и он несет вину за случившееся как не обеспечивший должную дисциплину личного состава, хотя формально капитан имел законное право на отдых и в момент катастрофы в рубке отсутствовал.
В результате Клейменов понес суровое наказание в виде десяти лет лишения свободы. Из них он отсидел шесть, а затем был освобожден из-за резко ухудшившегося состояния здоровья. Спустя год покинул бренный мир. Сказались чудовищные стрессы, тяжелые переживания, терзания совести и горькие думы.
А вот частично разрушенный теплоход чехословацкие специалисты отремонтировали, и он продолжил бороздить волжские просторы.

Ещё некоторые подробности.
Из за столкновения пролетное строение железнодорожного моста весом более 1,5 тысячи тонн было смещено на 40 сантиметров, сместилось и железнодорожное полотно. В это время по мосту со скоростью 70 километров в час следовал грузовой поезд весом 3 тысячи 300 тонн, 11 из 53 вагонов состава, в которых находились зерно, уголь и бревна, сошли с рельсов, часть груза обрушилась на корабль.
В ту ночь погибли 176 человек — отдыхающие и команда теплохода. Большую часть пассажиров составили шахтеры из Ростовской области и их семьи.
Большинство пассажиров погибли непосредственно во время крушения, так как в момент трагедии в кинозале на верхней палубе демонстрировали детектив "Возвращение "Святого Луки", сеанс собрал полный зал. В живых остались только те, кто отдыхал в каютах внизу.
Ликвидаторы аварии работали пять суток подряд, разбирая сложившиеся грузовые вагоны. В составе также находилась и цистерна с бензином, которую необходимо было достать из под завалов, чтобы предотвратить возгорание. Изуродованный теплоход отбуксировали к левому берегу Волги.

Со стороны властей было сделано все возможное, чтобы помочь оставшимся в живых. Сразу прибыла правительственная комиссия, работали психологи, воинские части, водолазы, мостовики. Свою помощь в ликвидации последствий крушения оказывали крупные ульяновские предприятия, силовые ведомства, формировались специальные студенческие отряды, были задействованы все городские службы — пожарные, медицинские, дорожные, коммунальные.
Капитан корабля Владимир Клейменов остался жив, его нашли возле опоры моста на дамбе. По одной из версий, его отбросило туда после удара.

По результатам расследования вина в произошедшей трагедии была возложена на команду теплохода. Официальное следствие, которое проводила Генпрокуратура СССР, сделало вывод: в случившемся виноваты погибшие рулевой Уваров и старший помощник капитана Митенков, которые в тот момент несли вахту. Следствие посчитало, что капитан Клейменов самоустранился от спасения пострадавших, и, поскольку он не смог обеспечить дисциплины на судне, суд приговорил его к десяти годам лишения свободы.
Клейменов провел в заключении шесть лет, после чего был освобожден по состоянию здоровья. Умер в 1990 году от инфаркта.

В 1999 году по инициативе сотрудников Ульяновского отряда ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" на Куйбышевской железной дороге в память о погибших на "Александре Суворове" был установлен крест. В 2006 году  пролет, в который врезался теплоход, был заменен вместе с другими пролетами. Фрагмент данного пролета установили на территории охраны волжского моста как память о трагедии.

В апреле 1984 года теплоход был передан в ведение Волжского объединенного речного пароходства (ВОРП). В настоящее время "Александр Суворов" продолжает перевозочную туристическую деятельность, приписан к порту Нижний Новгород, с февраля 2012 года принадлежит крупнейшей российской речной круизной компании ООО "ВодоходЪ".

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников. Ширяев только скопировал выборки из статей, размещённых в Интернете.
Ширяев дополнительно: Заместитель министра Трофимов В.В., бывавший как член комиссии на "Суворове", делился впечатлением от увиденного. Картина была ужасная: не говоря о разрушенной верхней части судна - повсюду разбросанные остатки тел.
И дополнительно о причинах аварии (сообщил мой друг А.Малышкин, бывший завкафедрой организации движения). Рулевой Уваров перед самым подходом к мосту пришёл с комсомольского собрания. Старпом Митенков ему доверял. Створы при подходе снизу показывали на 6 пролёт. Но они расположены за 4 км. Известная тонкость судовождения - определить момент, когда створы не действуют. Возбуждённый собранием Уваров с этим решением опоздал. А Митенков ему передоверился. К тому же будка обходчика могла быть принята за белый квадрат разрешающего знака. А сигнальные огни на мосту не горели. Вот и въехали в низкий 6 пролёт. Дальше кошмар.