29 декабря 2017 года. О лжи и мудрости

Степан Исаев
29 декабря 2017 года. Словил некую грусть именно от осознания того, что столь густой завесой лжи и обмана опутаны те вещи, которые должны быть непоколебимы.

История с древнейших времён является объектом фальсификации. Ибо всякий тиран-фараон, кровожадный жрец или старейшина желает, чтобы предки знали и чтили его имя. Но, тем не менее, эти люди заботились о том, что происходит вокруг них – какого рода вообще они оставят след в истории мира.

Средневековые яростные ревнители веры оборачиваются безумными фанатиками: и Папа Римский Урбан II, призвавший народ к походам в святые земли, и глава испанской инквизиции, Томас де Торквемада, рукам которого, согласно различным источникам, принадлежит более тысячи убиенных.
 
Думаю, изощрённые психопаты завидуют той коллекции садистских орудий для пыток, которой обладали ордена инквизиторов: от сожжения на костре до смерти на колесе, погружающегося в воду и до замуровывания заживо и прочих вещей, носящих отчётливый негуманный оттенок.

И ведь кто-то верил в чистоту их намерений и в крепость веры, когда они изо дня в день вершили смертные грехи.

Всё покрыто занавесом, некой, едва прозрачной вуалью: будь то прошлое, зарастающее обманом, будь то будущее, которое неизвестно – к счастью ли или к сожалению, нам неведомо, либо же та призрачность настоящего, состоящая из множества мелких фрагментов, которые просто невозможно сохранить в своей памяти
.
Счастлив тот, кто в состоянии абстрагироваться от того, что было или грядёт, и просто наслаждаться чувством настоящего. Да и стоит ли посвящать столь значительное количество времени мыслям о былом? Я не знаю.

Чем дольше я живу, тем сложнее мне давать ответы на, казалось бы, простые вопросы. Чем больше я узнаю, тем более ясно открываются мне горизонты собственной осведомлённости.

Я могу знать многое, но что будут стоить миллионы слов, когда на вопрос: «Почему небо голубое?» Спросивший услышит только неразборчивое мычание и слова, в лучшем случае, «спектр» и «дисперсия».

Что есть тогда человеческая мудрость? Я нахожу, что это способность человека дать предельно понятное определение без использования заумной терминологии.