Мопассан

Константин Рыжов
Ги де Мопассан родился в августе 1850 г. в Нормандии в семье обедневшего дворянина. Разлад, царящий в семье будущего писателя, наложил сильный отпечаток на его характер и привил пессимистический взгляд на жизнь. Учился Ги  сначала в парижском  лицее Наполеона, потом в духовной семинарии Ивето  и, наконец, в руанском лицее. В 1870 г. будущего писателя призвали в армию, он принял участие в франко-прусской войне, пережил тяготы отступления от Руана и находился в осажденном Париже, что позволило ему в дальнейшем со знанием дела судить об этом трагическом для Франции периоде. Еще во время учебы  в руанском лицее Мопассан начал сочинять романтические стихи и небольшие «дерзкие» пьесы. Но прежде, чем сделаться писателем, ему пришлось долгие годы тянуть  лямку чиновника, сначала в морском министерстве, а затем в министерстве просвещения. Казенную службу и занятия литературой он сочетал с весьма бурной  жизнью спортсмена и гуляки. Из многочисленных  подробностей биографии  молодого писателя самой важной следует назвать его знакомство и дружбу с Флобером. Именно Флобер внушил молодому Мопассану мысль о важности точного подбора мельчайших деталей и научил его писательскому наблюдению. Между признанным мэтром литературы и никому неизвестным молодым человеком сложились отношения строго учителя и усердного ученика – и вместе с тем  отношения истинной дружбы, привязанности и сердечности. Мопассан показывал Флоберу почти все им написанное, а Флобер нещадно критиковал прочитанное. Его письма были полны ценных советов.  В тридцать лет Мопассан написал новеллу «Пышка», принесшую ему первый успех.
Вскоре молодой писатель поступил на работу в газету «Голуа». Став бульварным журналистом, он пишет быстро, бойко, разнообразно. Очерки и статьи Мопассана охотно публикуют «Жиль Блас» и «Фигаро».  Его стиль приобретает живость, точность и едкость. В 1881 г. в качестве специального корреспондента «Голуа» Мопассан едет в Африку, освещать тунисскую компанию. (Среда, в которой он вращается, дала ему потом идеи и материал для одного из самых известных его романов «Милый друг»). В 1883 г. Мопассан опубликовал свой первый роман «Жизнь», который он сам расценивал как подлинный акт своего писательского рождения.
«ЖИЗНЬ». Героиня романа Жанна де Во  становится супругой  «деревенского виконта» Жюльена де Ламара, человека грубого и эгоистичного, который после женитьбы быстро сбрасывает с себя маску влюбленного и сходится со служанкой. Роман представляет собой сложный психологический этюд, в котором прослеживается нравственное состояние Жанны от  ее полного неведения жизни, от восторженной мечты о прекрасном до глубокого разочарования не только в муже, но и в жизни вообще. Супружество, материнство, любовь, красота природы – сколько неисчислимых радостей таила в себе жизнь! Но то, что должно было стать источником  радостей Жанны, постепенно превращается в источник ее страданий. Жизнь обманула ее, надежды ее не сбылись, а сама она во всем изверилась и разочаровалась. Последнее и самый жестокий удар, который наносит ей жизнь – это разочарование в собственном сыне Поле. В заключении Жанна приходит к печальному выводу: «Значит, все на свете только  ложь, горе, муки, все заставляет страдать и плакать». И все-таки роман заканчивается на оптимистической ноте: старая, измучившаяся Жанна держит на руках крохотное существо – дочку Поля, символ будущих радостей. Они, быть может, тоже будут разрушены, но дадут ощущение жизни, которая «не так уж хороша, но и не так уж плоха, как думают».
«Жизнь» имела необычайный успех и выдержала в течении первого года пятьдесят переизданий. За этим романом последовал «МИЛЫЙ ДРУГ» (1885)
Жорж  Дюруа, отставной унтер-офицер колониальной армии, как и многие другие, приехал в Париж, надеясь поймать удачу и разбогатеть. В тот момент, когда читатель впервые знакомиться с ним на жарких парижских улицах, достигнутые им успехи более чем скромные. Дюруа – мелкий служащий в управлении Северной железной дороги, он снимает маленькую комнатку в пролетарском районе и вынужден считать каждый сантим, выгадывая, что ему лучше – поужинать или выпить кружку пива. И вот судьба неожиданно сталкивает его с бывшим сослуживцем Форестье. За три года жизни в Париже  он превратился  в степенного, тучного с сединой на висках господина. Он преуспевающий журналист в небольшой бульварной газете «Французская жизнь». Отчаянное положение бывшего алжирского приятеля заставляет принять участие в его судьбе. Почему бы Дюруа тоже не заняться журналистикой? Подобная идея никогда не приходила в голову бывшему сержанту. Но, черт возьми, почему бы и нет? И вот Дюруа приглашен на обед к Форестье.
Этот первый «выход в свет» большое событие в его жизни. От него зависит вся его дальнейшая карьера. Дюруа блестяще выдерживает испытание. В гостиной у Форестье он знакомится с его женой Мадленной Форестье, а также с ее приятельницей – маленькой эксцентричной Клотильдой де Марель. Но, конечно, прежде всего, он должен был понравиться хозяину и главному редактору «Французской жизни» г-ну Вальтеру. Это ему удается. Разговор за столом заходит об Алжире. Дюруа начинает рассказывать об этой стране и овладевает всеобщим вниманием. Вальтер предлагает ему написать для пробы несколько небольших очерков. У дам Дюруа так же имеет успех. Он в меру развязан, ловко поддерживает непринужденный разговор, а главное в нем есть что-то неодолимо влекущее к себе женщин: приятный голос, обаятельный взгляд и главное усы. «Они вились над верхней губой, - сообщает автор, - красивые, пушистые, золотистые, с рыжеватым отливом, который становился  чуть светлее на топорщившихся концах».
Итак, начало положено! Дюруа берется за работу. Однако, оставшись наедине с листком бумаги, он словно наталкивается на стену. Все мысли вмиг покидают его, и он не может выжать из себя ни строчки. Что же делать? Дюруа идет за советом к Форестье, а тот направляет его к своей жене. Тут только Дюруа начинает понимать, что такое настоящая журналистика. Узнав из его рассказов кое-какие подробности об Алжире, Мадлена начинает диктовать ему статью – бойкую, насмешливую, полную занимательных подробностей. «Вот как пишутся статьи, милостивый государь, - объявляет она. – Соблаговолите поставить свою подпись». Дюруа отправляется в редакцию, и его берут во «Французскую жизнь» репортером.
Он знакомится с новыми товарищами и те посвящают его в тайны ремесла. Между прочим Дюруа узнает, что Мадлена Форестье любовница графа де Водрека и что это он выдал ее замуж, дав приданное. Он  отправляется к Форестье, чтобы с помощью Мадлены написать вторую статью. Пройдя в кабинет, он неожиданно видит своего приятеля сидящим за столом (там, где накануне он сидел сам) и его жену, которая диктует ему статью. Теперь понятно, как его однополчанин, никогда не отличавшийся никакими талантами,  сумел составить себе имя в журналистике! Что ж, он, Дюруа, тоже сможет преуспеть. «В короткий срок, сообщает далее автор, - из него вышел замечательный репортер, который мог поручиться за точность  своей информации, изворотливый, сообразительный, расторопный, настоящий клад для газеты, как отзывался о нем разбиравшийся в сотрудниках старик Вальтер». И тем не менее, он продолжал сидеть без денег.
Прошло два месяца. Никаких новых знакомств за это время не завязалось, и Дюруа решил навестить госпожу де Марель. Они сразу почувствовали, что их влечет друг к другу. Дочка Клотильды Лорина быстро привязалась к Дюруа. Именно она стала первая называть его Милым другом. Вскоре последовало объяснение в любви, и вот де Марель уже в его скромной комнатке. Они становятся любовниками. Но убожество его дома и грубость соседей неприятно поражают Клотильду. Она снимает небольшую квартирку, за которую платит сама. Узнав вскоре, что ее возлюбленный сидит без гроша, она начинает класть в его карманы золотые монеты. Дюруа сначала негодует, но потом привыкает к этим подачкам. Но однажды в бульварном театре одна знакомая проститутка, оскорбленная тем, что Дюруа не желает с ней здороваться, высказывает ему в лицо все, что о нем думает. Госпожа де Марель в ярости. «Ты платил этой девке моими деньгами!» - твердит она, не слушая его оправданий. Между ними происходит разрыв.
Рассердившись однажды на Форестье, Дюруа решает завязать роман с его женой. Но Мадлена без обиняков говорит ему, что никогда не станет его любовницей. Зато она готова быть его другом, конечно, если он не будет валять дурака. Подумав, Дюруа принял ее условия, и как оказалось, не прогадал. Г-жа Форестье взялась руководить им и первым делом посоветовала понравиться г-же Вальтер. Дюруа без труда обворожил жену своего патрона, и вскоре не без удивления заметил перемену в своем положении: через неделю он был назначен заведующим отделом хроники. Патрон пригласил его к себе на обед. Здесь он сталкивается с г-ой Марель и неожиданно легко мирится с ней.
Больной Форестье уезжает с женой в Канн. Через месяц Дюруа получает от Мадлены письмо: Форестье умирает, и она нуждается в его поддержке. Он срочно уезжает из Парижа, застает Форестье еще живым и присутствует при его агонии. Время, проведенное с Мадленой у постели ее умирающего мужа, вновь сблизило их. В ночь смерти друга он сделал предложение его жене. Проходит несколько месяцев, и она дает согласие. Перед свадьбой Жорж, словно дворянин, начинает именовать себя Дю Руа. Вслед затем он порывает  с г-ой Марель.
Семейная жизнь супругов Дю Руа начинается очень счастливо, но потом их отношения портятся. Прежде всего, Мадлена не прервала отношений с графом Водреком. Прямо Дю Руа ни в чем не мог обвинить ее, но в душе ревновал. Дальше – больше. Мадлена оказалась блестящим журналистом. Так же как она раньше диктовала   статьи Форестье, она стала диктовать их Дю Руа. Их совместные публикации стали обращать на себя внимание публики. Папаша Вальтер назначил Дю Руа заведующим политическим отделом «Французской жизни» на место умершего Форестье. Однако в редакции вскоре догадались о том, кто в действительности  пишет все материалы и стали именовать Жоржа «Форестье». Это ужасно бесило его, и вскоре Дю Руа жестоко возненавидел своего покойного приятеля. Досада убила в нем все чувства к Мадлене, и вновь он стал встречаться с Клотильдой. Но этого ему было мало, и Дю Руа из любопытства решил приударить за женой патрона. Г-жа Вальтер была добродетельная и религиозная женщина. Но внешность Милого друга, исходящая от него чувственность  не могли оставить ее равнодушной. Как и все остальные женщины, она не устояла перед его чарами и после упорной борьбы стала его любовницей. Впрочем, Дю Руа вскоре раскаялся в своем поступке. Эта стареющая, маловыразительная женщина, быстро ему надоела. Но отделаться от нее оказалось непросто – г-жа Вальтер воспылала к Милому другу настоящей страстью. «Черт возьми! – ворчал Дю Руа, получая ее записки. – Экая пьявка!»  Но он продолжал тайком встречаться с ней. Однажды Клотильда обнаружила ее седые волосы, обмотанные вокруг пуговицы и сразу обо всем догадалась. Между ними вновь произошел разрыв.
Тем временем происходят важные события. Клики Вальтера удается свалить министерство. Один из его приспешников Ларош-Матье получает портфель министра иностранных дел. «Французская жизнь» превращается в официальный орган министерства. Супруги Дю Руа пишут одну статью за другой, ратуя за аннексию Марокко. Сам он правда, не верит, что правительство всерьез решится на подобную авантюру. Между тем, папаша Вальтер потихоньку скупает на бирже упавшие в цене облигации марокканского займа. Вскоре его сообщники-министры подготовили экспедицию. Когда война с Марокко началась, правительство обеспечило заем, облигации мигом подскочили в цене, и папаша Вальтер зараз заработал пятьдесят миллионов. «В какие-нибудь несколько дней он стал одним из властелинов мира, одним из всесильных финансистов, более могущественных, чем короли, - одним из тех финансистов, перед которыми склоняются головы, немеют уста…» Вальтер покупает со всей обстановкой роскошный особняк князя Карлсбургского, а затем приобретает знаменитую картину «Иисус, шествующий по воде».
Дю Руа так же  сумел разбогатеть. Граф Водрек умер, завещав Мадлене миллион франков. Однако Дю Руа разрешил ей взять эти деньги с тем условием, что половина суммы официально перейдет к нему. Но это нисколько не примирило его с министром Ларош-Матье, который, пользуясь его услугами, предпочитал обделывать дела за его спиной и ничего не сказал ему о готовящейся аннексии. Еще более бесила Дю Руа близость  министра с его женой. Он все больше проникался уверенностью, что тот занял место графа Водрека.
Однако, последнее слово еще не было сказано! Дю Руа пустил вход свои чары и вскоре сумел вскружить голову младшей дочери патрона Сюзане Вальтер. В его голове уже сложился дерзкий план, каким образом одним ударом отделаться от Мадлены и наложить руку на миллионы папаши Вальтера. Вскоре ему удалось найти квартиру, где министр встречался с его женой. Вместе с полицейским комиссаром он накрыл обоих прямо во время любовного свидания. Результатом стала отставка министра и развод с Мадленой. Дю Руа объявил, что выставит свою кандидатуру на выборах. С изумлением наблюдая за его действиями, старик Вальтер говорит себе: «Да, этот негодяй далеко пойдет». Несмотря на всю свою хитрость, он не догадывался, что следующей жертвой Дю Руа избрал его самого. Между тем тот удвоил свои старания, ухаживая за Сюзанной, и совершенно вскружил ей голову. Она согласилась бежать вместе с ним из дома. Какой удар для старого интригана! Нашелся наконец хитрец, который обвел вокруг пальца его самого! Что до г-жи Вальтер, то бегство дочери с Дю Руа стало для нее настоящей трагедией. Она едва не лишилась рассудка. Потом в припадке отчаяния попыталась отравиться, но ее удалось спасти. И тем не менее, избегая огласки, родители вынуждены дать согласие на брак Сюзанны с Милым другом. Вскоре Дю Руа делается главным редактором «Французской жизни»…
Роман заканчивается описанием свадьбы Милого друга, на которую собрался весь парижский свет. Дю Руа буквально купается в лучах славы. Встретившись в толпе с Клотильдой, они обмениваются двусмысленными фразами и говорят друг другу: «До скорого свидания!» В конце концов, г-жа де Марель единственная женщина, которая ему никогда не надоедала. Почему же, получив все, он должен отказаться от нее? Автор оставляет своего героя на пороге новых свершений. Милый друг добился всего: почета, власти, женщин.  Мир – это маскарад, в котором успех сопутствует негодяям.
******
 После «Милого Друга» талант Мопассана получает всеобщее признание.  Одно время за пределами Франции он был самым читаемым из французских авторов. Всего за десять лет из-под пера Мопассана  вышло свыше трехсот новелл, шесть романов (помимо «Жизни» и «Милого друга» он написал социальный роман «Монт-Ориоль» (1887), остро психологический роман «Пьер и Жан» (1888), а так же два «великосветских» романа «Сильна как смерть» (1889) и «Наше сердце» (1890)), несколько пьес, большое количество статей и очерков. В произведениях Мопассана нет никакой «морали», авторского назидания, поучения. Он считал, что художник, описывая жизнь, должен оставаться беспристрастным, отвлеченным.
Имея огромные гонорары, Мопассан вел экстравагантную жизнь, путешествовал,  стремился блистать в аристократических салонах. Но при этом биографы обращают внимание на двойственность его натуры. Мопассан казался жизнерадостным и спортивным мужчиной, обожавшим греблю и спорт на свежем воздухе, в то время как внутренне его отличали приступы депрессии и уязвимости. Это были первые признаки грядущего недуга. Уже в год выхода «Милого друга» Мопассан почувствовал резкое ухудшение здоровья. Его преследуют мучительные головные боли, начинаются проблемы со зрением. Он с ужасом осознает, что неуклонно движется к черте, за которой его ожидает безумие. «Я совершенно отчетливо констатирую, - пишет он, - что мое здоровье ухудшается, что мои физические страдания усиливаются, что мои галлюцинации становятся все более затяжными, что моя работоспособность уменьшается. Высочайшее утешение  для меня заключается в том, что когда я стану немощен и жалок, я сам смогу положить всему этому конец». Тяжелая  наследственность (мать Мопассана была подвержена острому неврозу, а родной брат  умер безумным), беспорядочные любовные связи  и прогрессирующий паралич привели к тому, что с 1891 г.  он был не в состоянии писать и в январе 1892 г. предпринял попытку самоубийства. Помещенный в психиатрическую лечебницу, Мопассан умер в июле 1893 г. в состоянии полного умственного расстройства. 

Реализм http://proza.ru/2023/01/28/1100