Необычный мальчик. Зарисовки

Лидия Львовна Васильева
Часов 10 утра. Заходит в кабинет тренер и предлагает поучаствовать в тестировании потенциального ученика. Удивилась: у меня работают такие талантливые преподаватели, что стараюсь не контролировать их напрямую, отстранённое руководство в данном случае более оправданно.
Заходим в учебный кабинет. Вижу малыша. Во всех смыслах этого слова. Знакомлюсь с ним, его мамой. Я представилась. Он поднял глаза и спокойно назвал своё имя, фамилию, возраст:
— Влад …, три года.
Спрашиваю:
— Почитать можешь?
— Вам на каком?
— На каком можешь?
— На русском и английском.
— Давай на русском.
— Давай.
Подхожу к стеллажу, беру книгу из серии для самых маленьких. Увидев её, Влад спрашивает:
— Полегче ничего не нашла?
Протягиваю хрестоматию для третьего класса. Берёт и читает. Без запинки и практически без ошибок. Четко проговаривает каждое слово и интонационно оформляет.
— Ты молодец! А посчитать можешь?
— Тебе как, тройками, пятёрками, десятками?
Эту часть «экзамена» тоже прошёл на ура.
Через несколько дней Влад пришёл в школу. Нам надо поговорить с мамой без него. Прошу коллегу присмотреть за ним. Через полчаса возвращаемся. Мама в шоке от увиденного: Влад сидит у Ксении на коленях и ест порезанный на мелкие-мелкие части банан. Оказывается, накормить его невозможно, соблазнить едой, любой, невозможно.
Ксения засмеялась:
— Какие вы, взрослые, скучные. С ребёнком играть надо. Опираться во всём на его интересы.
— Поясни.
— Я режу банан. Влад смотрит. Я ему говорю, что банан для другого нашего ученика, он считать умеет до 20, здесь 20 кусочков. Он говорит, что тоже умеет, берёт вилку и начинает есть и считать:
— Один, два, три…
Влада в школу я не взяла: слишком он необычный мальчик. Все учебные заведения и детские сады отказывались от него в первый же день.
Несколько случаев.
1. Влад любит считать. И если он решил что-то посчитать, его ничем не отвлечёшь, не убедишь, не отговоришь. Сегодня он решил (в который раз?) посчитать квартиры в подъезде. И мама покорно идёт пешком на 25-й этаж! Это не всё. Потом ему пришло в голову посчитать обратно. И снова ножками по лесенкам до первого этажа. Только потом на лифте на свой третий!
2. Выходим из магазина. И вдруг сын заявляет (это мама рассказывает), что сегодня считать будет дома по улице. Соглашаюсь при условии, что сумки занесём домой. Влад даже не обернулся, он уже в процессе. Сорок минут, гружённая сумками, вспоминая всех святых, топаю за ним. Надеялась, что обратно возьмём такси. Не тут-то было: сын заявил, что на той стороне дома тоже надо посчитать.
3. Утром побудка, как в армии. Влад встаёт вместе с солнышком. Но, по его разумению, вставать время пришло и папе, и маме. Иначе начинает так кричать, что «встаёт» весь подъезд. Я решила помочь. Подарила таблицы Шульте и таблицы с цветовым информативным блоком. Родители были полны надежд. Не тут-то было. Он не просто их проходил, но и считал в полный голос.
4. Кладовая во всех квартирах используется по назначению. В нашей квартире (опять слова мамы) всё не так. Это изолятор. Если Влад считает, что он сделал что-то не так, то берёт себя за воротник, ведёт в кладовую, приговаривая: «Ты нехороший мальчик. Ты наказан». И сидит там в темноте порой час, порой и дольше.
5. Сколько в этом плюсов, сколько минусов? На мой взгляд, это наглядный пример того, что такое «гениальный идиотизм». Влад не знает слова «Я», о себе говорит только в третьем лице. Он не умеет общаться. Не понимает, что такое можно и нельзя. Не умеет играть игрушками. Не встраивается в ролевую игру. Не умеет принимать здравые решения. Не прислушивается к мнению других. Не может логически рассуждать. И с заданиями на логику не справляется. Не может быстро переключиться с одного вида мыслительной деятельности на другой. Не испытывает ни радости, ни печали. Но испытывает злость, когда что-то не по нему.
6. При этом все возрастные параметры развития: смысловая, слуховая, наглядно-образная, моторная память, скорость мыслительных процессов, умение с одновременного предъявления удерживать информацию, арифметико-практическое мышление, понимание слов и значений и так далее — все выше нормы.