Осенины

Валентин Валевский
<> о временах языческих <>

Вот и осень вновь стоит у края.
Полевая завершается страда.
Наступает праздник урожая,
Заготовлена последняя скирда.
Рано утром женщины выходят
На зеленый берег у реки.
Ладу с Лелей[1] в песнях хороводят
И в руках разносят колоски.
Старшая стоит с овсяным хлебом,
Младшие заводят хоровод.
Перед Сваргой синей, перед Небом
Вся ватага де'вичья поет.
Поминают Жалю и Карину,
Слезы льют Кручины и Журбы.
Матушку встречают Осенину[2],
Посылают к ней свои мольбы.
К вечеру же теплому всем миром
Собираются на братчину — на сход,
И готовят яства под кумиром
В складчину со всех на общий счет.
В честь Рожаниц светлых Лады с Лелей
Чаши с медом преподносят тут,
И по кругу их пуская в деле,
Славя Рода[3], мед небесный пьют.
Под конец же хворь свою снимают —
Жгут одежду старую свою,
И водой живою обливают
На пороге всю свою семью.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

[1]  О богине Ладе польский ресурс «Wiara Przyrodzona» рассказывает
следующее:

«Покровительница охоты, ловли с травлей и ловушек. Великодушная,
то есть та, которая дает свободу в ту или иную сторону. Также умиро-
творяющая споры, покровительница брака, хозяйка мудрости.» Ресурс
«Wiara Przyrodzona», перевод с польского языка Валентина Валевского,
ссылка на источник и оригинальный текст:

http://wiaraprzyrodzona.wordpress.com/2015/11/11/bogini-lada/

«Opiekunka lowiectwa, polowan z nagonka, pulapek. Laskawa – to jest ta,
ktora wyzwla w te albo tamta strone. Takze lagodzaca spory, opiekunka ma-
lzenstwa, pani madrosci.»

Другой польский интернет-ресурс отрывает нам о Ладе еще одну инте-
ресную информацию:

«...Во времена славянские (т. е. славянского язычества) на Ясной Горе
стоял храм, посвященный богине лесов Ладе. Эту богиню, в зависимос-
ти от региона, также называли Деванной (польск. Дзеванна) или Маре-
ной (польск. Мажанна).» Издание «Violet Flame», перевод с польского
Валентина Валевского, веб-ссылка на источник и оригинальный текст:

http://www.violetflame-merkaba.com/en/node/229 

«...W czasach slowianskich na Jasnej Gorze stala swiatynia poswiecona bogi-
ni lasow Ladzie. Bogini ta w zaleznosci od regionu byla rowniez zwana Dzie-
wanna lub Marzanna.»

О богине Лели польский веб-ресурс «Popiol z Lachow» дает следующую
характеристику:

«Культ богини Лели имеет широкое подтверждение в фольклоре славян-
ских народов. В первую очередь, следует упомянуть весенний обряд ко-
ролевы Лели на территории Сербии и Хорватии, в частности, и танец де-
вушек с мечами, и что важно, аналогичный танец девушек с мечами опи-
сывал Лукаш из Великого Козьмина в Польше в 1405 году.» Веб-ресурс
«Popiol z Lachow». Перевод с польского Валентина Валевского, ссылка
на источник и оригинальный текст:

http://lachy.c0.pl/bogowie_rodu/bogini_lada/

«Kult bogini Leli posiada szerokie poswiadczenie w folklorze ludow slowian-
skich. W pierwszym rzedzie nalezy wymienic tu wiosenny obrzed Krolowej
Ljelji na terenie Chorwacji i Serbii, w szczegolnosci taniec dziewczat z mie-
czami, co wazne analogiczny taniec dziewczat z mieczami opisuje dla Polski
Lukasz z Wielkiego Kozmina w 1405 roku.»

[2]  Осенины – один из самых главных языческих праздников. Вот как
его описывает в статье одно из российских интернет-изданий:

«Вообще осенний период у древних славян считается одним из самых
важных с точки зрения поклонению богам, так как он сопровождается
большим количеством разнообразных обрядово-ритуальных действий.
Это было связано с окончанием сбора урожая и завершением подготов-
ки к зимнему периоду, люди радовались результатам своей тяжелой ра-
боты и благодарили богов за свою милость. […] Осинины – это настоя-
щее торжество в честь собранного урожая и окончания тяжелого пери-
ода в жизни каждого земледельца. В этот день наши предки собирали
всю свою семью за одним столом и устраивали пиры. Обязательными
блюдами на столе были всевозможные каши, мед, молочные продукты,
мясо...» Веб-издание «Slavyanskieoberegi.ru», см. доступный источник:
https://slavyanskieoberegi.ru/slavyanskie-prazdniki/oseniny/

[3]  в дохристианскую эпоху древние славяне исповедовали язычество
и верили во многих богов: Сварога, Святовита, Перуна, Ладу и прочих,
общих для предков поляков, чехов, словаков, сербов, словен, хорватов,
русских, украинцев, русинов, белорусов и других славянских народов.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

в качестве иллюстрации к материалу произведения
размещен рисунок художника Бориса Ольшанского
https://images92.fotosik.pl/413/7dcaf27776a7584d.jpg

© Copyright: Валентин Валевский, 2010, Стихи.ру
Свидетельство о публикации №110052901786