Русалии

Валентин Валевский
<> о временах языческих <>

На Русалии[1] девы с венками
У берез собирались в очелье[2],
Украшали же их лоскутами,
И плясали, и пили в веселье.
Задавали друг другу загадки,
Предавались любовным утехам,
Поклонялись в зеленые святки
Родникам у тропинок да стрехам.
Приносили дары дорогие
И творили во капищах жертвы[3],
И вязали венцы преблагие,
Их сплетая чрез тонкие ветви.
Вопрошали у Макоши[4] с прялкой,
Чтоб любовь не была им на горе,
Чтоб не броситься с горя русалкой
В реку, озеро, пруд или море.
И тогда открывались им вежды
В озарении с правдой простою,
И, снимая земные одежды,
Омывались живою водою[5].

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

[1]  Согласно польскому веб-ресурсу «Slowianska Wikia» древнеславян-
ский языческий праздник трактуется следующим образом:

«Русалия (и Русалии), Неделя Русальная — многодневное празднество,
выпадающее на начало мая (от 2-го до 11-го), во время коего женщины,
сделавши венки, бросают их в воду, а также вывешивают куски матери-
ала (ткани) на деревьях, произрастающих на побережьях.» Вики-статья.
Перевод с польского языка Валентина Валевского, ссылка на источник
и оригинальный текст:

http://pl.slowianszczyzna.wikia.com/wiki/Rusalia

«Rusalia, Tydzien Rusalny – wielodniowe swieto przypadajace na poczatek
maja (od 2 do 11) w czasie ktorego kobiety zrobiwszy wianki wrzucaja je do
wody oraz zawieszaja kawalki materialu na drzewach porastajace przybrzeza»

Крайне важно, что подобный обычай был буквально у всех славян, что
характеризует его как общеславянский. Вики-источники упоминают о
Русалиях следующее:

«...Древние славяне отмечали русалии, на возвышенных местах водили
хороводы, ряженые ходили; по деревне, распевая русальные песни. Це-
нтром праздника был обряд похорон или проводов русалки. Его участ-
ники выбирали самую красивую девушку, украшали многочисленными
венками и "гирляндами" зелени.» См. следующий доступный материал:
https://magia.fandom.com/ru/wiki/Русальи_Дни

[2]  очелье (истор.) — часть головного убора (кокошника и т. п.), охваты-
вающая лоб (чело), соприкасающаяся со лбом. См. в толковых словарях:
https://ru.wiktionary.org/wiki/очелье

[3]  Имеются в виду жертвы от полей или полевые жертвы, обычно, мед,
молоко и просо. Древние славяне подносили своим богам подношения в
виде пищи из выращенного ими на земле, злаков или зерновых культур
с добавлением меда и кисломолочных продуктов. Кроме прочего, добав-
ляли еще различные благовония, благоухающие цветы, венки из оных и
разные травы.

[4]  Макошь, Мокошь – языческая славянская Богиня, почитаемая с дре-
вних времен до наших дней. Макошь почитают Пряхой Судеб, покрови-
тельницей женских ремесел, Богиней Магии. См. следующий источник:
https://vericon.ru/talismany/mokosh-bog.html

Польский веб-ресурс «Bogowie Slowianscy» так характеризует богиню:

«Мокошь доныне известна как богиня дождя, грозы с обильными осад-
ками, и вообще влажной и дождливой погоды. В связи с часто выступа-
ющей многофункциональностью богов славянского пантеона Макоша,
как ее называли иначе, имела под опекой не только воду. Она была отве-
тственна за ряд вопросов, связанных с женским проявлением человече-
ской природы...[...] Она также отвечала за чрезвычайно важные работы,
обычно назначаемые женщинам. Прялка и ткацкий станок были его ат-
рибутами.[...] Даром и жертвой для божественной госпожи был клочок
шерсти, оставленный женщинами при ножницах. Все женщины были
ее заядлыми последовательницами и носили в личных вещах ее атрибу-
тику. При поиске партнера люди нередко прибегают к магии, чтобы пе-
редать свои гены будущим поколениям…» Перевод с польского языка
Валентина Валевского, веб-ссылка на источник и оригинальный текст:

https://bogowieslowianscy.pl/mokosz/ 

«Mokosz do dzis znana jest jako bogini deszczu, burzy z rzesistymi opada-
mi i w ogole mokrej, dzdzystej pogody. Z racji, czesto wystepujacej, wielo-
zadaniowosci bogow slowianskiego panteonu, Makosza, jak zamiennie by-
wala nazywana, miala pod opieka nie tylko wod. Odpowiedzialna byla za
komplet zagadnien zwiazanych z zenskim pierwiastkiem natury ludzkiej...
[…] Odpowiadala rowniez za niezmiernie wazne prace, zwyczajowo przy-
pisane kobietom. Kadziel i krosno byly jej atrybutami… […] Podarkiem i
ofiara dla Boskiej gospodyni byl klak welny pozostawiany przy nozycach.
Wszystkie kobiety byly jej zagorzalymi wyznawczyniami i posiadaly w
rzeczach osobistych jej wyobrazenia. Szukajac partnera, ludzie nierzadko
uciekaja sie do magii, by przekazac swe geny nastepnym pokoleniom...»

[5]  в дохристианскую эпоху древние славяне исповедовали язычество
и верили во многих богов: Сварога, Святовита, Перуна, Ладу и прочих,
общих для предков поляков, чехов, словаков, сербов, словен, хорватов,
русских, украинцев, русинов, белорусов и других славянских народов.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

в качестве иллюстрации к материалу произведения
размещен рисунок художника Бориса Ольшанского
https://images91.fotosik.pl/115/6b7bb00b186f5213.jpg

© Copyright: Валентин Валевский, 2010, Стихи.ру
Свидетельство о публикации №110053000852