Большие глаза

Елена Де-Бовэ
Картины американской художницы Маргарет Кин - странные. Она всю жизнь писала печальных детей (в основном девочек) с огромными, но, одновременно, слепыми глазами, словно пораженными страшной, нечеловеческой тоской по какому-то нездешнему миру.

На меня эти образы производят неизменно тягостное впечатление. Создается ощущение, будто видишь манекены, сделанные из мертвых детей, со выставленными пластмассовыми глазами.

И эта нелепость - то есть, примирение ребёнка и смерти, болезненно ранит душу.

Нет. Эти картины нельзя видеть живым. Но их можно было бы сделать символом умираюших от онкологии  детей для того, чтобы требовать у власти ответа на вопрос: откуда на маленьких мучеников  свалилась эта напасть?

На Западе творчество Маргарет Кин имело большой успех. Но где бы ни демонстрировались картины, всех болезненно поражал пустой и мертвый взгляд детей, словно выглянувших вдруг из потустороннего мира. Поэтому художницу постоянно спрашивали: "Откуда взялись у вас в голове эти странные образы?"

А она и сама не знала. Отвечала что-то невразумительное.

"К сожалению, - говорила она, - я была так же несчастна, как дети, которых я рисовала. Я росла в южной части Соединенных Штатов в регионе, часто называемом «Поясом Библии». ... Я росла, веря в Бога, но с большим количеством оставшихся без ответа вопросов. Я была болезненным ребенком, одиноким и очень застенчивым.

... Любознательный характер побудил меня задаваться вопросами о смысле жизни, почему мы здесь, почему есть боль, горе и смерть, если Бог добр? Всегда 'Почему?' Эти вопросы, как мне кажется, позже нашли своё отражение в глазах детей на моих картинах, которые будто обращены ко всему миру.

Их взгляд описывался как проникающий в душу. Они, казалось, отражали духовное отчуждение большинства людей сегодня, их тоску по чему-то вне того, что предлагает эта система".

Искусство ли это? Нет. Скорее всего, китч. Почему? У меня есть ответ на этот вопрос.

Истина - это ЖИВАЯ ИДЕЯ. Нечто, способное к развитию, утверждению в материи и совершенствованию.

МЁРТВАЯ ИДЕЯ - это отражение разрушения, болезни и распада. То есть, того, что не способно развиваться и плодоносить.

Люди живут на Земле во имя жизни, а не для того, чтобы любоваться смертью, даже если она и красиво раскрашена. Они рождаются для смеха, а не плача по ушедшим. Они должны сажать живые семена, а не мёртвые.  Поэтому и образы, которые они носят в своем воображении должны быть живыми.

Именно так, а не иначе следует оценивать все явления жизни: не по красоте и внешности, а по наличию живой энергетики в творениях искусства и в феноменах жизни.