Армейский устав и чеченские традиции

Хасан Бакаев
Узнав, что я чеченец, наш новый ротный замполит Вешняков сказал: "Напиши своим родителям, чтобы прислали посылкой два кавказских кинжала". Я удивился: "А зачем вам два кинжала, товарищ капитан?" Он ответил: "Один против жены, а второй против вас, оглоедов". А потом, оценив мой вольный внешний вид, сказал слова, которые я помню до сих пор:

"Вот, посмотри на себя Бакаев: ремень висит, ворот гимнастерки растегнут, сапоги гармошкой, пилотка спряталась на затылке. Тебе-то, как чеченцу, должно быть легче всех соблюдать воинский устав. У вас ведь все законы как армейские: вы встаете перед старшими, выполняете их распоряжения, не перечите им, не ходите перед ними расхлябанными, не болтаете и только отвечаете на вопросы. Разве ты подойдешь к своему отцу или даже к постороннему старику с растегнутой до пупка рубашкой или висящим до колен ремнем? У вас в крови воинский устав, ваш народ живет по этому уставу. Но, попав в армию, то есть туда, где нужно соблюдать те же самые законы, которые вы выполняете дома, вы почему-то расслабляетесь и нарушаете их. Веди себя, Бакаев, как дома, как при старших, и к тебе у начальства не будет никаких претензий".

По-видимому, эти слова очень меня впечатлили, потому что они врезались мне в память и я не могу их забыть до сих пор. И до сих пор я удивляюсь этим словам. Действительно, есть чему удивляться: как получилось так, что законы, по которым живут армии цивилизованных стран, почти ничем не отличаются от наших национальных традиций?