Ты верь! Валентина Коркина

Наталья Меркушова
Прежде чем рассказать  о книге курского поэта  Валентины Коркиной  «В слове любом – сердце»,  я начну с предыстории моего знакомства с её творчеством.
В то время, когда в 2002 году вышел мой первый сборник стихов «Дорога к  дому»,  Серёжа, сын моей знакомой, учился в Курском музыкальном колледже – интернате. Преподавателем литературы  у них был Нарыков Вячеслав Александрович. Серёжа  решил подарить ему сборник моих стихов. Наверное, он  сделал это  потому, что Вячеслав Александрович не только преподаватель, но и  поэт, и у него   вышло  несколько сборников стихов, ученики знали об этом.  Позже  Вячеслав Александрович передал мне свои сборники стихов. Вот так произошло первое знакомство с поэтами  Курска.  Стихи  Нарыкова мне очень понравились, они отличались  от стихов тамбовских авторов. Темы совсем другие, хотя, всё везде вроде бы одинаково.
И вот, однажды, Вячеславом Александровичем был передан мне сборник стихов Валентины Коркиной «Но день придёт…»  с пояснением, что это просто замечательный поэт. И действительно, я была  потрясена силой стихов и мудростью, заложенной в них.
Я стала говорить про стихи  Валентины Михайловны всем, кто любит поэзию, и даже дала почитать  этот сборник в другой район одной любительнице поэтического слова. Мне  долго его не возвращали. А как-то  она позвонила мне  и сказала: «Слушай, какое потрясающее стихотворение!»  Это было стихотворение «Ты верь»

Устанешь вдруг. Сомнут заботы,
Ко лбу потянется рука…
Ты верь, идёт на помощь кто – то,
Ещё не видимый пока.

Так начиналось  стихотворение.  А сборник-то был мой! Вернее Валентины Коркиной.  Я раз спросила, другой… Но  стихи эти так полюбились, что мне всё не спешили отдавать мою драгоценность -  по другому сказать нельзя.

Но вот  в наш дом пришёл Интернет и я, совершенно случайно, зарегистрировалась на сайте Стихи. ru, и увидела в списке авторов знакомую фамилию. Было чудесным открытием, что этот автор и есть тот, чьими стихами я  восхищаюсь много лет!

Вот так я подошла к рассказу о своих впечатлениях после прочтения  восьмой книги стихов Валентины Коркиной.
Хочу добавить, что мы подружились. Знакомство в Интернете перешло в реальное. Мне  была подарена эта книга, а также, опять совершенно случайно, и сборник стихов «Но день придёт…». И он пришёл, этот день.  Я была счастлива -  ко мне вернулся тот, давний сборник стихов!

И вот, передо мной книга стихов  «В слове любом – сердце». Одно лишь название заставляет волноваться в предвкушении чудесного открытия.
Обложка. Оригинально проста - на ней  центральной фигурой представлена картина И.И. Шишкина «Среди долины ровныя…»
Дуб. И дорога, уходящая к горизонту. В глубину. Как и стихи Валентины Коркиной - глубокие, хрустальные, правдивые, передающие всю глубину её души.
Никаких разделов в книге нет, вся она – как единое целое, и читается так, как единый рассказ о судьбах людей, страны, автора, и воспринимается так, будто о тебе это, о твоих переживаниях.

Вступительную статью написал наш земляк, Юрий Першин, поэт. Он доктор, но эта профессия не мешает ему быть хорошим поэтом. Кстати, я знакома с его стихами также благодаря Вячеславу Нарыкову.
Юрий  родом из Тамбова и это тоже символично. Так мне показалось.

Уже  первое стихотворение в книге заставляет сопереживать и восхищаться. Я, может быть,  много восторженных  слов скажу, но все они идут от сияния высокой поэзии Валентины Коркиной.

Я простушка: в селе родилась,
Где наград и богатства не знали,
Где небритая местная власть
От крестьян отличалась едва ли.

 Большинство горожан вышло из деревни, только не все хотят признавать, что корни там, и только там, а  Валентина гордиться своим происхождением – из крестьян. Это ещё больше  сближает меня с ней, ставшей давно городским жителем, но не утратившей любви к отчему краю.

Следующее стихотворение – лирика. Любовная, не похожая ни на чью другую и только слово - потрясающая! -  подходит ей.

И крикнула я всею болью,
Разрывом горячим
В груди:
«Останься не узнанным мною!
От пропасти лишь отойди!»

Философская лирика Валентины Коркиной также восхищает многих людей, знакомых с её творчеством.

Любое Божие творенье
Имеет голос, говоренье…
И даже камень вековой,
Омытый влагой дождевой,
Ей что-то шепчет болевое,
До невозможности живое.

Как можно не восхититься этими строчками? А ведь они только часть стихотворения!  А если всё прочитать? - Задохнёшься от восхищения! Задохнёшься – это слово присутствует в одном из стихотворений Валентины. Прекрасное слово, отражающее всю глубину чувств.

А как написано о самом заветном – о счастье?

И слово «счастье» просится в тетрадь…
Простое – в сарафанчике из ситца…
И словно больше нечего желать...
И если что захочешь, то случится…

Просто,  легко, как сарафанчик из ситца, но как дороги они - и слово, и стихотворение!

Печаль. Конечно, печаль присутствует у всех пишущих стихи, но как звучат стихи о ней у Валентины Коркиной?

О, не бойся высокой печали:
Наши души срослись навсегда!
Улыбнись! Улыбнись, как в начале
Нашей встречи, где общее «да»…

И ещё.

                «Над пропастью во ржи»
                Джером Селенджер

Давай заплачем вместе, что ли,
От скрытой друг от друга боли,
От горькой правды, сладкой лжи,
Взлетев над пропастью во ржи.

Пишет Валентина стихи и в японском  стиле танка.  И снова удивляешься – как в пяти строчка умещается столько?

Роняя на пол
Чашку  или тарелку,
О результате
Падения… не думай:
Хозяин жизни – не ты.

Философски мудро, и в тоже время  всё понятно.

 А сейчас  я хочу просто предоставить вам возможность  ощутить прелесть и силу стихов Валентины Коркиной,  разместив  отдельные  строки. Надеюсь, что и вас они заставят ощутить их красоту и мощь.

                ***

Что вы кричите о бедах России?
Криком её не спасти.

Вздохи тяжёлые, взгляды косые –
С ними ли в Завтра идти?

                ***
Над прошлым нашим тень витает,
На свет и правду тень легла…
Но письма прадеда читает
С волненьем Катя МаршалА.


                ***

Это просто стихи, это просто
Как на поле  - пшеница и просо;
Это время летящее косо, -
Невесомая сущность Колосса 
Внеземного 

                ***

Всего - то  вроде тает снег
                Под кружевною корочкой
Да перьевые облака
                Весёлою оборочкой
Свисают с неба на лесок
                За городской околицей…
А чувство – словно обо мне
                С любовью кто – то молится.

                ***

И, может, только в смертный час,
В бреду, в тоске неодолимой
Прошепчут губы чьё - то имя

В бесценный миг, в последний раз.

                ***

Жизнь будет множиться и длиться,
Пока есть мощь у Синей Птицы,

Пока способно на добро
Её последнее перо.

                ***
На вопрос: «Где она живёт» в стихотворении «Из давних дивных дней», Валентина  отвечает:

Я никуда не уезжала
Ни в Курск, ни в Пензу, ни в Москву…
Где как жила, так и живу:
Вот с речки только прибежала,
А братья дёргают за косы,
Смеются мама и отец…
О доме, к счастью, наконец,
Не задаёт никто вопросы…

                ***

Проснуться бы лет через двести,
Увидеть бы: всё ли на месте –
Простор континентов и страны,
Равнины, холмы, океаны…

Услышать бы русское слово,
Стук сердца его золотого…
Без этого, надо признаться, -
Заснуть бы и не просыпаться!
         

Я помню, как наш  учитель географии, прекрасный человек, работавший более тридцати лет директором  школы, Никулкин Иван Емельянович, говорил: «Ребята, читайте рассказы Василия Пескова! Из  них вы многое узнаете!»
А я хочу сказать: «Читайте стихи Валентины Коркиной  и  вы почувствуете, как возвышаетесь  своими чувствами и мыслями. Читайте!»