"Ветер по морю гуляет,
Дует в паруса.
Никогда не перестанем
Верить в чудеса.
Где царевна оживает
Злу наперекор,
Где красавиц похищает
Мрачный Черномор,
Где Балда с чертями спорит,
Белочка поет,
Где разбитые корыта
Рыбка раздает,
Где шумит волна морская,
Нас туда зовет
Лукоморье, цепь златая
И ученый кот." *
Обожая сказки Пушкина , начала читать их внуку лет с трех. Но Сережа демонстрировал лишь вежливое внимание Мультики же по сказочным пушкинским сюжетам не привлекли его вовсе. Хотя к чтению его я приохотила и читать выучила. К шести годам дошли до приключений Гулливера, на очереди — Робинзон Крузо.
Четырехлетняя внучка и вовсе полуравнодушна к процессу любого чтения . Что поделаешь? Дети двадцать первого века…
Персональные планшетки, набитые играми и иностранными мультяшками. Интернетная Алиса. Родительский гаджетный пример.
С этого сентября внук ходит в детскую "Айтиландию".
Пытаюсь интересоваться:
- А что ты на последнем занятии делал?
- Лягушку конструировал по спецпрограмме, баба.
- Стараюсь не показать изумления:
- И как?
Расстроенно:
- Не очень. Она у меня не в ту сторону запрыгала. Но я понял, где ошибся. Просто времени не хватило поправить.
Вот и думала, что прелесть пушкинских сказок они так и не почувствуют.
Однако вышло иначе.
... Брать с полки увесистую, почти в полторы тысячи страниц книгу шестилетнему человеку тяжело. Но он упорно двигает к себе манящее роскошью подарочное издание.
Глаза сияют. Пальцы бережно гладят алую шелковистую обложку с золотистыми обрезами и теребят яркую ленточку-закладку. Разглядывает титульный лист с тоже золотистыми тиснеными снежинками и витиеватую надпись.
- Баба, книжка- то какая красивая !
Читает:
- "А. С. Пушкин. Золотой том. Собрание сочинений".
- Ты открой, Сереженька. Там иллюстрации прекрасные.
- А можно?
Помогла открыть на "Лукоморье". Начинаю читать.
И снова восторг:
- Да ведь это в Москве! И Кот, и Дуб, и Русалка. И вместо забора вокруг тридцать три Богатыря всё охраняют.
Я на лошади сидел. А Яна, как Баба Яга, на метле летала. Знаешь, как смешно. И интересно. Там много всяких чудес и лазалок.
Летом они, действительно, ездили в подмосковный детский парк «Лукоморье.» Рассказов потом было...
Перечисляю сказки.
- Какую прочитаем?
Выбрал почему-то про Балду.
Начинаю читать. По ходу в интернете ищем значение слов "толоконный лоб, полба". Про чертей и бесов тоже скоренько беседуем.
Четкий ритм пушкинского слога, быстрота действия завораживают обоих. Конечно, внук не понимает, что это создается обилием глаголов и почти полным отсутствием прилагательных. Но - весь внимание: что же дальше? Прищурился, замер. Брови от нетерпения сдвинул.
Над проказами Балды хохочет. Глупая хитрость попа вызывает на лице кривоватую усмешку.
Финал следом за мной читает сам. С удовольствием, смешанным с легким злорадством:
- "Бедный поп
Подставил лоб.
С первого щелчка —
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелчка
Лишился поп языка:
А с третьего щелчка
Вышибло ум у старика.
А Балда приговаривал с укоризной:
Не гонялся бы ты, поп за дешевизной!"
Вечером на вопрос: - Что читаем?
слышу:
-Давай Пушкина, баба!
Напевные строки "Сказки о мертвой царевне" старательно выговаривает сам.
Чувствуя прелесть описания чудес гвидоновского града и разговора Елисея с Солнцем, Месяцем и Ветром, с улыбкой снова и снова повторяет наизустьи сейчас:
- Месяц, месяц, мой дружок!
Позолоченый рожок.
- Ветер, ветер! Ты могуч!
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Прочли и остальные сказки. Больше всех понравилась история о Золотом петушке.
Сам выучил "Лукоморье".
Когда опять попросил Пушкина, прочли "Песнь о вещем Олеге". Потом попробовали "Капитанскую дочку" - не осилили долгих объяснений непонятных слов, такие как "дворянин, брюхатая". Рановато, конечно.
Еще, не отрываясь, смотрел фильм "Руслан и Людмила". Дома вместе с родителями читал Пушкина сестренке.
Наконец идем смотреть "Мертвую царевну" в театр. Актеры и декорации впечатлили. И внук, и внучка сидели, затаив дыхание.
Сереже всех больше понравился королевич Елисей и верный пес Соколка.
А Яна, любительница мультяшно иноземного волшебства, вечером рассказывала родителям:
- Там была класавица-плинцесса. Злая мачеха её плогнала в лес и отлавила. А плинц на коне её нашел в пещеле и поцеловал. Плинцесса ожила и на нем женилась.
Ну, да, не царевна, а принцесса. Так у Пушкина ведь тоже королевич...
Главное, что Александр Сергеевич приходит и к моим ребяткам. С волшебством его сюжетов, с красотой и простотой русского слога. Пусть пока они непосредственно радуются победе Добра над Злом. Но конечно, Гений откроется им во всей своей глубине и блеске. Детский интерес превратится в любовь и преклонение.
А вечные пушкинские сказки будут сопровождать их, как и меня, всю жизнь:
" К нам приходят пушкинские сказки,
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазки
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы
Все скорей нам хочется узнать.
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
Даже, если мы уже не дети,
в двадцать, в тридцать или в сорок пять,
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство свежих красок,
В торжество добра над темным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом."
(И. Акулинина).
* К сожалению, не знаю автора этих строк.