И приходят пушкинские сказки...

Людмила Лунина
"Ветер по морю гуляет,
Дует в паруса.
Никогда не перестанем
Верить в чудеса.

Где царевна оживает
Злу наперекор,
Где красавиц похищает
 Мрачный Черномор,

Где Балда с чертями спорит,
 Белочка поет,
Где разбитые корыта
Рыбка раздает,

Где шумит волна морская,
 Нас туда зовет
Лукоморье, цепь златая
И ученый кот." *


 
Обожая  сказки Пушкина ,  начала  читать их внуку лет с трех.  Но Сережа   демонстрировал лишь   вежливое внимание  Мультики же по сказочным пушкинским сюжетам   не привлекли его  вовсе. Хотя к чтению его я приохотила и читать выучила. К шести годам дошли до приключений Гулливера, на очереди — Робинзон Крузо.
Четырехлетняя внучка  и вовсе полуравнодушна к процессу любого чтения . Что поделаешь? Дети двадцать первого века…
Персональные планшетки, набитые играми и иностранными  мультяшками. Интернетная Алиса.  Родительский гаджетный пример.

С этого сентября внук ходит в детскую "Айтиландию". 
Пытаюсь  интересоваться:
- А что ты на последнем занятии делал?
- Лягушку конструировал по спецпрограмме, баба.
- Стараюсь не показать   изумления:
- И как?
Расстроенно:
- Не очень. Она у меня не в ту сторону запрыгала. Но я понял, где  ошибся. Просто времени не хватило поправить.

Вот и думала,  что прелесть пушкинских сказок они так и не почувствуют.
Однако вышло иначе.
 
... Брать  с полки увесистую, почти в полторы тысячи  страниц  книгу шестилетнему человеку  тяжело.  Но он упорно двигает  к себе манящее роскошью   подарочное издание.
Глаза сияют. Пальцы бережно гладят  алую  шелковистую  обложку   с золотистыми обрезами  и теребят яркую ленточку-закладку. Разглядывает титульный лист с тоже золотистыми тиснеными снежинками и  витиеватую надпись.
- Баба, книжка- то какая красивая !
Читает:
- "А. С. Пушкин. Золотой  том. Собрание сочинений".
- Ты открой, Сереженька. Там иллюстрации прекрасные.
- А можно?

Помогла открыть на "Лукоморье". Начинаю читать.

И снова восторг:
- Да ведь это в Москве! И Кот, и Дуб, и Русалка. И вместо забора вокруг тридцать три Богатыря всё охраняют.
 Я на лошади сидел. А Яна, как Баба Яга, на метле летала. Знаешь, как смешно. И интересно. Там много всяких чудес и лазалок. 

Летом они, действительно, ездили в подмосковный детский парк «Лукоморье.» Рассказов потом было... 

Перечисляю сказки.
- Какую прочитаем?
Выбрал почему-то про Балду.

Начинаю читать.  По ходу  в интернете ищем значение слов  "толоконный лоб, полба".  Про чертей и бесов тоже скоренько беседуем. 
Четкий ритм  пушкинского слога, быстрота действия завораживают обоих. Конечно, внук не понимает, что это создается обилием глаголов и почти полным отсутствием прилагательных.   Но - весь внимание:  что же дальше? Прищурился, замер. Брови  от нетерпения сдвинул.

Над проказами Балды  хохочет.  Глупая хитрость попа вызывает на  лице кривоватую усмешку.
Финал следом за мной читает сам. С удовольствием, смешанным с легким злорадством:

- "Бедный поп
Подставил лоб.

С первого щелчка —
Прыгнул поп до потолка;

Со второго щелчка
Лишился поп языка:

А с третьего щелчка
Вышибло ум у старика.

А Балда приговаривал с укоризной:
Не гонялся бы ты, поп за дешевизной!"


      Вечером  на вопрос: - Что читаем?
слышу:
-Давай Пушкина, баба!
 
Напевные строки "Сказки о мертвой царевне" старательно выговаривает сам.
Чувствуя     прелесть описания   чудес гвидоновского града и разговора Елисея с Солнцем, Месяцем и Ветром, с улыбкой   снова и снова повторяет  наизустьи сейчас:

- Месяц, месяц, мой дружок!
 Позолоченый рожок.
 
-  Ветер, ветер! Ты могуч!
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе. 

Прочли и остальные сказки. Больше всех понравилась история  о Золотом петушке.   
Сам  выучил  "Лукоморье".

Когда опять попросил  Пушкина, прочли "Песнь о вещем Олеге". Потом попробовали "Капитанскую дочку" - не осилили долгих объяснений непонятных слов, такие  как  "дворянин, брюхатая".   Рановато, конечно.   

Еще, не отрываясь, смотрел фильм "Руслан и Людмила".  Дома вместе с родителями читал Пушкина сестренке.

Наконец идем  смотреть "Мертвую царевну"  в театр. Актеры и декорации впечатлили. И внук, и внучка  сидели, затаив дыхание.
Сереже всех больше понравился королевич Елисей и верный пес Соколка.
 А Яна, любительница мультяшно иноземного  волшебства,  вечером рассказывала родителям:
- Там  была класавица-плинцесса. Злая мачеха её плогнала в лес и отлавила. А плинц на коне её нашел в пещеле и поцеловал. Плинцесса  ожила и на нем женилась.

    Ну, да,  не царевна, а принцесса. Так у Пушкина ведь тоже королевич...
Главное, что Александр Сергеевич приходит и к моим ребяткам.  С  волшебством его сюжетов,  с     красотой  и простотой русского слога.  Пусть пока они  непосредственно   радуются победе Добра над Злом. Но конечно,  Гений   откроется им во всей своей глубине и блеске. Детский  интерес превратится   в любовь и преклонение.
А вечные пушкинские сказки будут сопровождать их, как и меня, всю жизнь:

" К нам приходят пушкинские сказки,
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазки
На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы
Все скорей нам хочется узнать.
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.

Даже, если мы уже не дети,
в двадцать, в тридцать или в сорок пять,
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.

Убегаем в буйство свежих красок,
В торжество добра над темным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом."

(И. Акулинина).



* К сожалению, не знаю автора этих строк.