Патографический портрет Уолта Диснея

Александр Шувалов
Первый мультфильм, который, приходит в голову, когда слышишь имя Уолта Диснея, почему-то… «Том и Джерри». Такой «бесконечный» сериал (163 серии) действительно выходил в США с 1940 по 2005 гг. и транслировался по телевидению наравне с нашим «Ну, погоди!», который представлял более душевный и облагороженный клон-конкурент «Тома и Джерри». Формально к Диснею эти фильмы отношения не имеют. Но только формально. Создателем первых в истории кинематографа звуковых мультфильмов является всё-таки он - Уолтер Элайас Дисней (1901 - 1966). Все последующие мультипликаторы уже шли по его следам.

Американский кинорежиссёр, продюсер, художник-мультипликатор, создатель парка развлечений «Диснейленд» в Калифорнии за свою напряжённую жизнь как режиссёр снял 111 фильмов и был продюсером ещё 576 кинофильмов. Выдающиеся заслуги Диснея в области киноискусства отмечены 26-ю статуэтками «Оскара» (в этом списке он и по сей день является мировым рекордсменом).

Отец Диснея был авторитарной фигурой в семье, регулярно лупивший детей, вымещая на них свои профессиональные неудачи. Уолта тоже били по малейшему поводу, что усиливало его стремление убежать в созданный собственным воображением мир. В 1906 г. семья переехала на ферму сначала в штат Миссури, затем в Канзас-сити.  Уолту не с кем было завести там дружбу. Вместо сверстников его приятелями стали домашние животные, которых он любил рисовать. Вскоре у него сложился вполне узнаваемый оригинальный стиль, удивлявший родных и друзей. Дело в том, что из Диснея сформировался не просто молодой и талантливый художник, он стал прекрасным карикатуристом.

Во время первой мировой войны Дисней служил водителем санитарной машины во Франции. Здесь, в Европе, он впервые в жизни закурил. Да так, что не выпускал сигареты изо рта до самого конца жизни. Табак и свёл его в могилу в возрасте шестидесяти пяти лет (смерть наступила от рака лёгких). В армии он научился и выпивать. И тоже так преуспел в этом деле, что в зрелые годы у него развилась зависимость от спиртного.

Вернувшись из Франции, Дисней со своим братом Роем открыл в 1923 г. в Лос-Анджелесе «The Walt Disney Company» - небольшую анимационную студию в Голливуде. В марте 1924 г. он представил свой первый трюковый фильм «День Алисы на море», подсказанный героями книжки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес».

Знаменитого мышонка Микки Мауса, которого нарисовал художник-аниматор Аб Айверкс, сначала звали Мортимер, но вскоре он получил имя, сегодня хорошо известное во всем мире. Впервые Микки Маус появился в немом фильме «Безумный аэроплан» (1928 г.), а в том же году стал героем и первого звукового фильма Диснея «Пароходик Вилли» (первый в истории рисованный фильм с синхронным звуком). Этот фильм открыл перед режиссёром дорогу к успеху. Любопытно, что сам Дисней очень боялся мышей (вариант зоофобии).

В 1929 г. Дисней начал работать над циклом «Наивные симфонии», и к 1938 г. снял свыше 70 серий, включая «Танец скелетов» (1929 г.), «Гадкий утенок» (1932 г.), «Три поросенка» (1933 г.). В этих фильмах появляются многие его знаменитые персонажи, в том числе и селезень Дональд Дак (1934 г.).

Когда-то в детстве в Канзас-Сити Уолт увидел короткий немой мультфильм о Белоснежке, который ему запомнился на всю жизнь. Осенью 1934 г. Дисней сделал первый набросок сценария по мотивам сказки братьев Гримм. Над последней версией этого сценария вместе с Диснеем трудилось несколько человек, включая Отто Ингландера, Эрла Харда и Тэда Сирса. 21 декабря 1937 г. на экранах Америки впервые был показан полнометражный анимационный фильм Диснея «Белоснежка и семь гномов». «Белоснежка» принесла Диснею огромный успех: популярность, 8 миллионов долларов дохода и восторженные отклики в профессиональной прессе.

Уолт Дисней всегда был настоящим вулканом, извергающим потрясающие идеи. Он не умел лишь одного – считать деньги, так как всегда тратил больше, чем зарабатывал.

Вся его творческая жизнь - череда финансовых катастроф и взлётов, продолжавшаяся три десятилетия. Катастрофы были неразрывно связаны с его эмоциональностью и внесли свою лепту в «нервные срывы», которым он был подвержен, чему немало способствовали чрезмерное употребление алкоголя и «сумасшедшее курение». Первые приступы психического расстройства у Диснея начались в возрасте двадцати лет. В двадцать девять лет в состоянии депрессии он принял большую дозу снотворного, после того, как его кинобизнес в очередной раз потерпел крушение. Суицидальная попытка, к счастью, не удалась.

Биографы предполагают, что у Диснея отмечались симптомы маниакально-депрессивного психоза. Периоды сверхпродуктивного творчества сменялись тяжёлыми депрессиями, состояние возбуждённости – «нервным истощением». Уолт обычно долго и продуктивно работал, а затем вынужден был брать продолжительный отпуск, чтобы восстановить наступивший упадок сил. Дисней пережил восемь депрессивных приступов, вызванных таким лихорадочным существованием, когда его то возносило на самую вершину славы, где он получал очередного «Оскара», то бросало на самое дно, где приходилось бороться с финансовыми трудностями. Почти каждый новый проект Диснея приводил компанию на грань банкротства. Уолт ситуацию пересиливал, ставил всё на будущую картину и, в конце концов, выигрывал. Однако потом наступала реакция: он пил, жаловался на боли в сердце и упадок сил, без причины плакал.

Дисней известен также тем, что не признавал заслуг своих ближайших помощников - истинных создателей фильмов своей студии. Сотрудникам он платил минимальную зарплату, а когда те в мае 1941 г. забастовали, этот гений проявил себя далеко не с лучшей стороны. В первый день забастовки пикетчики даже не позволили Диснею войти на его кинофабрику. После этой забастовки у него появились навязчивые идеи постоянного мытья рук: он тщательно скрёб ладони и пальцы по нескольку раз в час. Появился нервный тик лица, которые биографы объясняют «фанатичным стремлением к совершенству»: Дисней действительно был трудоголиком и перфекционистом. И в своих творческих поисках ему было совсем не просто: все первые сценарии и предложения режиссёра неизменно вызывали недоверие и насмешки коллег. Его мультфильмы называли «сумасбродствами» и «дешёвым карнавалом». Только когда они стали приносить миллионные доходы от проката, всем стало ясно гениальное предвидение Диснея.


Убеждённый антикоммунист, он долгие годы сотрудничал с ФБР, и даже по своей инициативе писал в бюро доносы на коллег по Голливуду. А после войны активно помогал Комиссии по антиамериканской деятельности выявлять скрытых коммунистов в мире кино. Дисней был одним из основателей «Союза кинематографистов, ратующих за чистоту американских идеалов» – организации правого толка, главной своей задачей полагавшей изгнание из Голливуда «коммунистов, радикалов и придурков».

В бытовом плане Дисней представлялся человеком абсолютно непрактичным. Он не умел сварить кофе и поджарить яичницу. Питался, где попало и чем попало. Не умел стирать и гладить, а потому тратил на одежду безумные деньги, покупая вместо загрязнившихся сорочек новые. Вспыльчивый и эгоцентричный, не желающий и не умеющий прислушиваться к мнению своих коллег, он мог неожиданно завести роман с молоденькой актрисой, нисколько не считаясь с чувствами жены, от которой полностью зависел (в бытовой плане – точно). Он не умел отдыхать и отвлекаться от работы, что также способствовало возникновению депрессивных состояний. Уолт или начинал пить, чтобы уйти от собственных проблем, или целыми днями играл с миниатюрной моделью железной дороги во дворе собственного дома.

Женился Уолт в июле 1925 г. на секретарше своей студии Лилиан Боундс. В 1933 г. у них родилась дочь Дайана Мэри. Не имея возможности родить второго ребёнка, в 1937 г. супруги удочерили маленькую девочку, дав ей имя Шэрон Мэй. Дайана Мэри (1933-2013) стала автором популярной биографии Уолта Диснея и основательницей музея Уолта Диснея в Сан-Франциско. По словам Дайаны, отец был примерным семьянином, посвящал семье всё свободное от работы время, часто гулял с дочками, и именно во время этих прогулок ему пришла в голову идея создать такое место, где было бы интересно как взрослым, так и детям. Впоследствии таким местом стал «Диснейленд».

До пятидесяти четырёх лет, пока Дисней не заключил сделку с телекомпанией и не открыл свой знаменитый на весь мир «Диснейленд», он постоянно играл с огнём, находясь на грани финансового краха. Когда в 1955 г. открылся «Диснейленд», Уолт стал, наконец, «настоящим» миллионером, хотя большинство думали, что он был богат задолго до этого, двадцать лет подряд получая «Оскары». Но его внезапное богатство было результатом коммерции и не имело никакого отношения к творческим успехам в области кинематографии, т.к. все получаемые денежные награды и прибыль от проката он вкладывал в создание новых и всё более изощрённых кинопроизведений.

Ежедневная бутылка виски и три пачки сигарет привели к преждевременной смерти. 15 декабря 1966 г. Дисней скончался в Лос-Анжелесе от рака лёгких. После этого носящая его имя компания приняла стратегическое решение отказаться от показа сигарет в своих фильмах.

Психологи доказали, что фантазия – начало всякого творчества. Фантазии и воображение Диснея уводили его в девственно чистый мир детства. Создав Микки Мауса, Дональда, Пиноккио и других героев, он настолько сливался со своими персонажами, что бессознательно наделял многих из них чертами собственной личности. Такое очеловечивание героев делало их более реалистичными для зрителей. Микки Маус являлся вторым «Я» Диснея. Оба были дерзкими, нахальными, озорными, добрыми к старикам и вежливыми со всеми женщинами, даже если в душе были антифеминистами. Сравнительный психологический анализ показывает, что Микки Маус воплощал в себе лучшие черты характера Диснея: целеустремлённость, скромность, асексуальность, владение собой. Низменные черты личности Диснея воплощал Дональд Дак: угрюмый, непостоянный, эмоциональный, сексуальный, неуправляемый, сердитый.


ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ:

Рекуррентное (периодически повторяющееся) депрессивное расстройство. Навязчивые действия (обсессивно-компульсивное расстройство) и зоофобия.

***
2015 г.