Записки рыболова-любителя Гл. 905-906

Намгаладзе
905

Н о я б р ь  2 0 1 9  г.

1 ноября. Коля Климов прислал мне несколько фотографий нашего с ним учителя по ионосферному моделированию Валерия Михайловича Полякова, профессора Иркутского университета, оппонента моей докторской диссертации.
К обеду  приехали в гости Алёша с Викой, прилетевшие накануне и остановившиеся в Питере. Я сводил их на дачу, к Офицерскому пляжу, церкви и макету подводной бочки петровских времён, шлюзам на Шипучке, после чего вернулись домой к столу и отметили Алёшино 27-летие, Жору помянули.
В Калининграде Кореньков с ишемическим инсультом в больницу загремел, но вроде бы оклёмывается. Бедная Нина и тому рада, хоть и сама еле ковыляет из-за ноги и спины.

2 ноября "Зенит" играл дома с ЦСКА и с трудом сыграл вничью 1:1 (Ерохин), пропустив на последних секундах добавленного времени первого тайма и играя в большинстве во втором. А на следующий день в Краснодаре "быки" играли против "Ростова" и проигрывали 0:2 после первого тайма и почти весь второй до добавленной пятиминутки. За минуту до конца этого времени "быки" забили гол, а на последних секундах - второй! И матч закончился вничью 2:2, что было на руку "Зениту", сохранившему отрыв в три очка от второго места и выигравшему первый круг.

Из Алжира мне пришло письмо по науке (землетрясениям):

Dear Mr. Aleksandr Namgaladze
My name is Abdennasser TACHEMA, I’m a geodesist and a Ph.D. candidate in Natural Hazards for studying the earthquakes prediction using space geodesy.
I read almost all your publications such as: " Seismogenic Disturbances of the Ionosphere During High Geomagnetic Activity” and other papers related to the earthquake and Ionospheric Physics.

Please, I'm writing to enquire about Seismogenic precursors:
In order to predict possible significant earthquakes (M;5), researchers often use the ionospheric TEC parameter. But, practically, all TEC variations before the earthquake were considered for geomagnetically/Solar quiet conditions (practice to avoid mixing the geomagnetic/solar and Earthquake effects).

The questions that arise:
1). Why researchers, in seismo-ionospheric precursors, are always based on these two conditions (Magnetic/solar).
2). Apart from these two conditions, are there other phenomena or extreme conditions that make the problem of the earthquake’s influence on the ionosphere more difficult.
3). How to select out the anomalous signals of TEC? What is the criterion? why do the researchers denote the TEC data as precursors?

Could you please, shed light on my request.
Thank you for offering your precious help and for your consideration.
Yours sincerely
__________________
Mr. Abdennasser TACHEMA
Geodesist, Ph.D. candidate
University of Oran-Algeria

Я ответил:

Dear Abdennasser TACHEMA,
It is difficult to answer on your questions briefly, but I'll try.
1). The geomagnetic and solar disturbances are the most important ones due to their scales and scientific  history.
2). The meteorological and anthropogenic factors make the problem of the earthquake’s influence on the ionosphere more difficult.
3). The main features of the EQ preparation effects in TECs are the locality, connections with the tectonic faults, weak mobility, and small occupied areas  in comparison with the ionospheric effects of the geomagnetic storms and substorms. The latter are usually global, connected with the auroral precipitations and electric fields related to the solar wind, and propagate equatorwards from the auroral zones.
The TEC data are the most effective ionosphere data as EQ precursors due to the GPS horizontal resolution which permits to analyse the EQ source area forms along the tectonic faults and its variations. The existence of these data in the Internet is very important.
Best regards,
Prof. A.Namgaladze

На следующий день мне ответил алжирец:

Thank you very much, Mr. Namgaladze, for your help and your valuable assistance.
Let me tell you that your scientific publications are of a very high level.
Cordially.
_________________
Mr. Abdennasser TACHEMA

За что и я поблагодарил его:

Thanks for your compliments.
Best regards,
Prof. Aleksandr Namgaladze
   

4 ноября  9 дней со дня смерти Жоры Пронько. Урну с его прахом захоронили в колумбарии на том же кладбище, где находятся могилы его родителей, Павла Антоновича и Розы Мартыновны.

5 ноября "Зенит" бесславно и по делу, по всем формальным показателям, проиграл в Питере матч Лиги чемпионов "Лейпцигу" 0:2, что Семак и признал честно - соперник был выше классом. Я бы даже сказал - намного выше: быстрее бегал, точнее передавал мяч, успешнее боролся, перебежал питерцев на пять с лишним километров. Играя дома, "Зенит" владел мячом только 35% времени и нанёс 10 ударов против 20-ти. Дзюбу совсем закрыли. Правда, шансы забить всё равно появлялись, но ...
6 ноября "Локомотив" принимал "Ювентус" в той же ЛЧ и проиграл 1:2 лишь в добавленное время, выглядев гораздо приличнее "Зенита". Или же "Ювентус" оказался слабее "Дейпцига"? Рональдо был совсем незаметен и заменён.

Отметили 26-ю годовщину смерти моего тестя, Сашулиного папы, Николая Степановича.

7 ноября - 102-я годовщина со дня рождения моего папы.

10 ноября "Арсенал" - "Зенит" 0:1 (Азмун), и питерцы оторвались от второго места "Локомотива" на пять очков благодаря проигрышу "Ростова" и ничьей "Локо" с "Краснодаром".
После обеда у нас в гостях были Андрюшка с Любой и Наташей (Андрюшкиной женой). Съездили на дачу, которая их впечатлила так, что Андрюшка сразу захотел выкупить Людмилину часть старого дома и участка. На это я заметил, что выкупать, конечно, надо, только сейчас не до этого, некому этим заниматься.
У Любы приметы деменции, естественно, налицо вперемешку с остатками соображения. Сын с Наташей её заботливо опекают, но ей уже и из Протвино не хочется уезжать, а оставлять её там без присмотра никак нельзя, о чём и говорили за столом вечером. А пока Андрюшка в Италию уезжает на десять дней, так что Люба с Наташей вдвоём остаются.

15 ноября. По предложению Сашули Люба поселилась временно у нас, пока Андрюшка в Италии. В Сестрорецке ей очень понравилось, хотя гулять одной ей было  опасно - не могла дорогу запомнить. А я, устав от борьбы с раздражениями моей чувствительной кожи после бритья, начал отпускать бороду, и вчера впервые посетил специальное брадобрейное заведение в новом громадном доме на Токарева, 24, где меня постригла и оформила мою щетину очаровательная Юля.

16 ноября сборная России принимала в Питере в предпоследнем групповом матче отбора на чемпионат Европы 2020 лидера группы сборную Бельгии и с треском проиграла 1:4, пропустив три гола уже в первом тайме от неудержимых Азаров. Сбили слегка спесь с россиян, возомнивших себя топ-игроками, не говорю уж про комментаторов, забывших с кем играет Россия.

20 ноября. Ушедший из "Зенита" и отправивший в аренду Дзюбу и Шатова взамен пятерых молодых аргентинцев, Роберто Манчини выиграл со своей сборной Италии 11 игр подряд, включая все 10 отборочных матчей к Евро 2020, и установил тем самым рекорд страны. А как его в нашей прессе поносили за то, что "Зенит" не стал при нём чемпионом!
Россия же победила в последней отборочной игре Сан-Марино на их поле 5:0, а Дзюба ни одного гола не забил, возможно, что с расстройства, поскольку был обижен нецензурными кричалками приехавших спартаковских фанатов. Из-за этого он даже не остался на поле помахать своим болельщикам и сразу ушёл в раздевалку. Как то он теперь за "Зенит" против "Лиона" в Лиге чемпионов сыграет?

22 ноября от Савловского мы узнали, что Валерка Долгополов пробился наконец-то в член-коры РАН.

23 ноября в свой день рождения мне пришлось разрываться между очередной игрой "Зенита" с началом в 14 часов и 100-летним юбилеем кафедры с началом в 16 часов. Для этого мне пришлось, парадно нарядившись, первым делом ехать на дачу смотреть по телевизору футбол из Казани, где "Зенит" играл с "Рубином". В первом тайме "Зенит" быстро забил хороший гол (Азмун) и играл в целом легко и непринужденно, после чего в перерыве я, успокоившись, пересел с подошедшей Сашулей в такси, и мы поехали с ней на юбилей.
Таксист, между прочим, меня спросил:
- Чего это Вы женщину, которая на дачу побежала за Вашей сумкой, подругой назвали, а она Вас - мужем?
Я рассмеялся:
- Мы с ней вместе уже 56 лет живём, а я её подружек девушками называю!
Такси впритык (из-за пробок) привёз нас к Дому Учёных на Дворцовой набережной, 26, где всех встречали Володя Семёнов (нынешний завкафедрой) и Марина Кубышкина (его зам). Мы получили опознавательные знаки с фамилиями и годом выпуска на ленточках и уселись за одним столом с северянами из Апатит и Лопарской - Яхниным, Корниловой, Дмитриевой, Тимофеевым, забронировав стул для Ларисы Зеленковой.
Конечно, прежде всего я узнал, как сыграл "Зенит". Оказалось, выиграл, но весьма скромно 2:1. Позднее, я узнал, что во втором тайме "Рубин" счёт сравнял, но Дзюба забил победный гол.
А сам юбилей был довольно стандартным, с изобилием еды и спиртного. Из стариков нашего и предыдущих поколений были Добровольская (1954 года выпуска), Смирнова, Копытенко, Киселёв, Плясова-Бакунина, Трошичев, Троян, а из ближайших следующих выпусков - все пудовкинцы, часто приезжавшие на Апатитский семинар - Сергеев, Цыганенко, Франк-Каменецкий, Пашин.
Очень понравилась мне книжка геоэлектрика нашей кафедры Сергея Сергеевича Крылова (1952 - 2017) "Из неопубликованного", качественно изданная его друзьями на хорошей бумаге и с чёткими фотографиями, а главное - с чудесными стихами, пародиями и частушками. Книга бесплатно раздавалась всем желающим.
Не удержусь, чтобы не процитировать.

ИЗ ЯПОНСКОЙ ПОЭЗИИ

1

Пусть холодильник мой пуст,
Долг по квартплате зато,
Как Фудзияма, велик...

2

Пробыл на Родине год,
Все кимоно износились,
Надо катить за рубеж...

3

Юноша выбрал науку -
Это не путь самурая.
Сделай скорей харакири...

4

Грант получил, все равно -
Денег на гейшу не хватит,
Лишь на бутылку сакэ...

5

Денег на гейш не хватает -
Можно заняться наукой,
Тоже приятная вещь...

6

Много бамбука растёт
Возле горы Фудзияма.
Это научная школа...

7

Слушал занудный доклад...
Лучше б с бутылки сакэ
День трудовой начинал!

Таня Плясова-Бакунина, упомянутая в первом томе моих Записок как певунья с гитарой у вечерних костров на Шаче в экспедиции 1963-го года, явившаяся туда на практику с группой старшекурсников, и знакомая Сашуле ещё по хору физфака, живущая в Москве после Штатов, вспоминала на юбилейном вечере, каким красавцем был молодой Намгаладзе, на что я обиженно возражал:
- Почему был? Неужели я такой уже страшный теперь?
Таня же выглядит очень хорошо, хотя она и на год постарше нас с Сашулей.

Кроме книжки Крылова у меня появилась "Так говорил Богомолов", подаренная мне Сашулей по моему заказу, так что есть теперь, что читать вместо "Кампанеллы" из серии ЖЗЛ со сплошными описаниями средневековых пыток.

Среди множества поздравлений, полученных мной ко дню рождения, оказалось письмо от неузнанной сразу Юлии Е.

Уважаемый Александр Андреевич!
Поздравляю Вас с днем рождения! Желаю творческого вдохновения, крепкого здоровья, новых ярких впечатлений (которые Вы отразите в своих Записках!)
Спасибо, что пишете их, я читаю Записки с 2008 г. Восхищаюсь Вашими достижениями, а также достижениями Ваших детей, особенно Мити. Потрясающе, чего он достиг и продолжает развиваться. Очень рада, что в семейной жизни у него все хорошо. Удивительно: я начала читать Ваши Записки, когда моему сыну было 3 года, а сейчас ему 14, и он ученик 8-го класса физмат лицея при Бауманке. Очень заинтересован математикой и физикой.
Всего Вам самого лучшего! Всегда хорошего настроения и высокой энергии!
С уважением и признательностью, Юлия Е.- Ваша постоянная читательница.

Я ещё до выезда на юбилей ответил ей, хоть и не помнил, кто это.

Спасибо за тёплое поздравление и чтение моих Записок. Пока за последние месяцы они есть только на Прозе.Ру. До остальных сайтов руки пока не доходят. Буду рад также любой информации о Вас.
Ваш ААН

Юлия ответила на это моё письмо в тот же вечер 23 ноября в 23.25.

Уважаемый Александр Андреевич,
я уже писала Вам о себе немного в октябре 2008 г. (когда беспокоилась о непродолжении Записок).
Таким образом я тоже попала в них, чего совсем не ожидала :)
Еще я писала Вам, что была знакома с Юстой Всехсвятской, мы с ней довольно много общались в 90-е годы. Потом наши дороги разошлись, и вот неожиданно я встретила ее имя в Ваших Записках. А еще через несколько лет, в 2012 году, я случайно встретила Юсту на Садовом кольце, на троллейбусной остановке. Мы с ней немного поговорили, я рассказала ей о Ваших Записках и позднее прислала ей ссылку на них. Но, к сожалению, общение наше с ней не продолжилось и впечатление ее я не смогла узнать, хотя она и обещала поделиться.
А недавно я узнала, что она умерла в 2014 г., в возрасте 80 лет. Извините за такую грустную новость.
Вам я желаю долголетия и отличного здоровья! и конечно, побольше рыбы!
С уважением, Юлия.

24 ноября.
Моё первое письмо Юлие Е. от 24 ноября 2019 г.

Дорогая Юлия, спасибо за письмо.
Я обязательно отвечу Вам на него сегодня, когда разделаюсь с неотложными делами по изучению грузинского языка.
Ваш ААН

Второе письмо Юлие Е. в этот же день

Дорогая Юлия!
Выполняю своё обещание. Уж простите меня, ради Бога, что я не сразу догадался, что Юлия Е., это та самая Юлия, с которой я переписывался в октябре 2008 года, знакомая с Юстой Всехсвятской (вечная ей, память).
Очень рад за Вашего сына, не знаю, к сожалению, как его зовут. Его заинтересованность в физике - это самое главное, из чего в будущем всё хорошее и произойдёт. Мы же большую часть жизни на работе проводим, и она должна быть увлекательной. Надеюсь, Вы с ним понимаете, что при этом не менее важно хорошо знать английский.
Вчера мы с Сашулей были  на столетнем юбилее нашей кафедры физики Земли в Доме учёных на Дворцовой набережной, где в одном месте ожидаемо встретилось множество постаревших героев моих Записок.
Ваши последние письма побудили меня положить в Интернет последние главы Записок, поскольку в Прозе.Ру нет фотографий. Постараюсь найти для этого время.
Буду рад ответить Вам на любые Ваши вопросы на любые темы.
Ваш ААН

В Сестрорецк 24-го приезжал Андрюшка Пронько, вернувшийся накануне из командировки в Италию. Привёз мне подарок - большой мягкий, тёплый шарф. Я рассказал о жизни Любы в гостях в Сестрорецке, обсудили с ним, как её дальше опекать. Пока она осталась с котом и Наташей на Седова, а Андрюшка едет в Протвино по Любиным делам.

Ответ Юлии Е. в тот же день 24 ноября в 22.19.

Здравствуйте, уважаемый Александр Андреевич!
Извините, что не получается немедленно отвечать на Ваше сообщение. Но буду стараться писать как можно скорее. Ничего, что не сразу догадались, ведь у Вас очень большой объем переписки и научной работы. Поэтому я и напомнила о себе подробнее.
 Сына зовут Марк, ему 14 лет, он хорошо учится, 1-6 класс вообще был отличником, с 7-го класса учится в физ-мат лицее, где гораздо выше требования, так что 1-2 четверочки в триместре проскакивают. В этом лицее принята немного как бы вузовская система - дважды в год сдаются зачеты-экзамены по математике (отдельно геометрия и алгебра) и по физике. В этом году будут еще и информатику сдавать.
 С 6 лет Марк занимался шахматами, участвовал в турнирах, имеет высокий рейтинг (сейчас разрядов нет, а есть рейтинги у шахматистов), а также с 7 лет ходил в спортшколу по баскетболу. Но в этом году, в 8 классе, пришлось шахматы и баскетбол забросить, так как добавились в лицее кружки олимпиадной математики, олимпиадной физики, заочная физмат школа от МФТИ и плюс он успешно поступил в Яндекс-лицей (занятия по программированию, дважды в неделю). Так что времени свободного почти не остается, но английским по мере сил занимаемся.
С другой стороны, свои увлечения шахматами и баскетболом он как бы уже перерос, появились новые интересы. Спасибо за совет по английскому, я буду благодарна и за другие Ваши интересные рекомендации по воспитанию и развитию. Ваш опыт воспитания детей во многом помогает мне. Конечно, приходится еще учитывать подростковый возраст ребенка, да и реалии сегодняшнего дня - соцсети, интернет, смартфоны. Стараемся учитывать все это.
Надеюсь как можно скорее посмотреть последние главы Записок с фотографиями. Я уверена, что многие с удовольствием читают их, но не пишут комментарии или отзывы.
Самые добрые пожелания Вашей супруге.
С уважением, Юлия.

25 ноября. С утра я доделывал задание по грузинскому, потом поехал к Мамане в "Меркурий", где мы с ней обсуждали эффективность наших занятий, а к их концу туда подъехала Сашуля. Они с Маманой познакомились, и мы с Сашулей поехали в Мариинку с билетами на "Щелкунчик", присланными мне ко дню рождения моими мурманскими учениками.
О впечатлении достаточно напомнить, что это музыка Чайковского и Мариинский театр...
            

Мой ответ Юле Е. от 25 ноября 2019 г. на её последнее письмо

Спасибо, Юля, если можно так к Вам обращаться. Отвечу чуть подробнее завтра.
Ваш ААН

26 ноября.
Моё письмо Юле Е. от 26 ноября 2019 г.

Здравствуйте, Юля!
Отвечаю на Ваше письмо от 24 ноября.
Во-первых, Вам не за что извиняться, Вы не менее занятый человек. Так что отвечать немедленно, из вежливости, отнюдь не требуется. Делайте это, когда удобно и когда хочется и нужно, особенно, если есть вопросы. Всё хорошо в меру,  сказал Джавахарлал Неру.  А народ добавляет: "Меру то мы знаем (часть ведра), да только кто же её выпьет!"
Мне же хочется в связи с Вашим последним письмом дать совет по Марку в из-за его нынешнего превращения из мальчика в парня: будьте снисходительными (в том числе и к его пассиям) и относитесь ко всему с юмором. Остальное  и так всё хорошо идёт.
Что касается реалий сегодняшнего дня в части соцсетей и смартфонов, тут сложнее. Невежи галдят сильнее всех, пользуясь техническими возможностями, а на всякий роток ведь не накинешь платок. Не нужно втягиваться в это дело, лучше классику читать, хоть в электронном виде, хоть по старинке, в бумажном, что мне больше нравится. С дураками же из соцсетей лучше не спорить. "Умный любит учиться, а дурак учить".
Ваш ААН

Вечером я смотрел футбол Лиги чемпионов "Локомотив" - "Байер". "Локо" продул без шансов 0:2, хоть и выиграл первую игру в Леверкузене, потеряв тем самым шансы даже в Лигу Европы попасть.

Письмо Юли Е. от 26 ноября 2019 г.

Здравствуйте, уважаемый Александр Андреевич!
Большое спасибо за полезные советы по воспитанию подрастающего ребенка. Да, насчет пассий, это Вы очень точно подметили, есть такая тема. Я совершенно не возражаю против девочек в его жизни как таковых, пока на учебе это не отражается.
И по поводу необходимости юмора, согласна с Вами, он очень важен в сложных ситуациях, но об этом постоянно забываешь, когда нервы зашкаливают.
Хотела бы извиниться за то, что, может быть не слишком подробно рассказываю о себе (тогда как обстоятельства Вашей жизни известны до мелочей). Наверное, я не совсем готова к тому, что детали моей жизни могут оказаться в интернете в открытом доступе. Так что рассказываю пока то, что могу.
Буду периодически заглядывать на Ваши сайты с текстом Записок в ожидании очередных рассказов (в тексте которых часто находятся мудрые и полезные замечания об окружающей реальности. Спасибо, что делитесь этим всем.)
Если не секрет, чем сейчас заняты Ваши внуки Михаил и Алексей? Вы редко о них упоминаете.
Всего доброго Вам и Александре Николаевне.
С уважением и признательностью, Юлия.

27 ноября.
Моё письмо Юле Е. от 27 ноября

Отвечаю на Ваше письмо от 26 ноября.
Вам извиняться ни за что не надо. Если хотите, чтобы что-то не попадало в Интернет, пишите. Обычно я на это реагирую.
А чтобы нервы не зашкаливали, рекомендую безобидный, но полезный глицин по две таблетки, который нужно не глотать, а рассасывать.
Миша и Алёша процветают со своими жёнами в Калининграде, работают, но правнуков нам не рожают.
Ваш ААН

По напоминанию Сашули я отправил в Мурманск благодарственное письмо за билеты в Мариинку.

Дорогие ученики!
Простите, что не написал сразу после балета. Прицепляю фото, сделанное в Мариинке.
О впечатлении: Чайковский и Мариинка не требуют комментариев.
Ещё раз спасибо большое.
P.S. Высылаю также фото с юбилея кафедры, на которых кроме меня можно опознать известных Вам Яхнина, Зеленкову, Кубышкину, Семёнова, Трошичева и Цыганенко

На это откликнулись Маша Князева и Юля Шаповалова

Александр Андреевич и Александра Николаевна, добрый день!
Спасибо за фотографии! Очень классные фото.
Всегда на связи.
Маша.

Здравствуйте, Александр Андреевич!
Узнала только А.Г.Яхнина. Вы с бородой выглядите весьма непривычно закрепленному в моей памяти за Вами образу. Будто Александра Николаевна запечатлена на фото с актером из Мариинки.
Хорошо, что вам понравилось, рады.

Я им ответил:
Дорогие девушки!
Спасибо за реакцию на моё письмо. Борода, увы, дело вынужденное из-за сверхчувствительности моей кожи лица к бритью. Но и к бороде ещё надо привыкнуть и ухаживать за ней. Утешает, правда, Мишин пример.
А что касается однокурсников, отмечу, что Лариса Зеленкова долгое время была замзавкафедрой  и она же моя одноклассница по Песочной в пятом и шестом классах и подруга Сашули по экспедиции 1963 года. Мы с ней и сейчас часто встречаемся. У неё куча внуков и правнуков. Она живёт одна в своём домике в глухой деревне Клясино за Ломоносовым и классно водит разные машины. А Семёнов - нынешний завкафедрой, Кубышкина же - его зам. Это главные люди по защитам через нашу кафедру. Их Олег Золотов, наверное, ещё не забыл. И Юле надо будет через них действовать по диссертации. Трошичев же и Цыганенко известные геофизики и возможные оппоненты.
Ваш ААН

28 ноября.
От Маши Князевой пришло ещё такое письмо в ответ на предыдущее.

Александр Андреевич, доброго времени суток!
Борода Вам к лицу.
Очень рада была видеть на фотографии таких известных людей. Рада, что состоялся такой хороший вечер.

Я поблагодарил за комплимент по поводу бороды.

Вчера вечером состоялся важнейший в этом году матч "Зенита" с "Лионом", проигрыш в котором не оставлял шансов на сохранение места в Лиге Чемпионов любой из этих команд. "Лион" доминировал в атаке, но Дзюба забил-таки свой гол в конце первого тайма, Михаил Кержаков сохранил свои ворота сухими, а в конце игры Оздоев забил и второй.
Правда, "Лейпциг" умудрился чуть не проиграть "Бенфике" на своём поле, сделав после 0:2 ничью в добавленное время и выйдя в плей-офф, так что "Зениту" даже победа над  "Бенфикой" в гостях в последнем матче в группе 10 декабря не гарантирует второго места, если "Лион" выиграет дома у "Лейпцига". То есть, ничья в Лейпциге поставила "Зенит" в зависимость от последней игры "Лиона", ну и, естественно, от его собственной игры в Лиссабоне.
Теперь надо переключаться на первенство РПЛ (Российской Премьер Лиги). В воскресенье "Зенит" принимает "Спартак", ведомый Тедеско. Но это будет уже 1 декабря, то есть в следующем, последнем в году месяце.

906

Д е к а б р ь  2 0 1 9 г.

2 декабря "Зенит" играл в Питере долгожданный матч со "Спартаком", возглавляемым Тедеско. В первом тайме "Зенит" играл с явным преимуществом, но забил только один гол. Удар головой Дзюбы вратарь Максименко отбил, но неудачно - мяч попал в колено спартаковцу Кутепову, а от него влетел в ворота. Был засчитан автогол.
А в самом начале второго тайма (на 49-й минуте) судья удалил с поля за вторую жёлтую Оздоева, и "Зенит" остался в меньшинстве. "Спартак" встрепенулся и навалился. Но сделать ничего не смог. Более того, в конце игры вышедший на замену Ерохин не забил гол из убойной позиции. Вратарь "Зенита" Михаил Кержаков был признан лучшим игроком матча, хотя чудес он не творил. Я бы таковым Сантоса назвал. Разрыв в таблице между "Зенитом" и "Спартаком" составил 20 очков, что ТВ эксперт Андрей Тихонов назвал катастрофой.
Перед игрой "Зенит" - "Спартак" играли идущий вторым за "Зенитом" "Локомотив" и "Динамо". Динамовцы неожиданно легко выиграли 2:1, а могли бы и ещё несколько голов забить. И следующую игру они проводят как раз в Питере с "Зенитом".
Наша внучка Арина вчера утром горько расплакалась.
- Бабушка сказала, что приедет в декабре. Декабрь уже наступил, а она не приехала!
Не объяснили ей заранее, что в декабре не значит первого декабря...
А у нас снег выпал по щиколотку. Но, скорее всего, растает ещё. На лёд, однако, запретили выходить до 15 января.
3 декабря пришлось препираться с Маманой по поводу смысла некоторых русских и грузинских слов. Возможно, моя излишняя щепетильность тормозит дело.
Алексей Макаров из Мемориала прорезался наконец-то, честно признавшись, что он, скорее всего, просто пропустил моё письмо "в суматохе перед учебным годом". Возможно, что он и не читал его вовсе, т.к. вопросы, которые я ему задавал в том письме, так и остались висеть в воздухе. Попробую их снова задать.
Ближайшие конкуренты  "Зенита", которые могли хотя бы обойти отставший на восемь очков "Локомотив", сами вчера очки потеряли: ЦСКА продул "Арсеналу" 0:1, а "Краснодар" не смог справиться с аутсайдером "Тамбовом" (0:0). Так что совсем интрига пропала с российским чемпионством.
4 декаря от Савловского узнали, что Саша Алейников умер. Первым из одноклассников. Но он давно уже совсем плох был.   
Макаров опять затих, и не пишет, и не звонит. Попросил Юлю Е. попробовать с ним в Москве связаться.
6 декабря Юля Е. прислала мне фото с Юстой Всехсвятской (в центре и, наверное, с её дочкой слева от неё), сделанное в Турции в 2002 году.
8 декабря. "Зенит" проводил последнюю в этом году игру первенства РПЛ с "Динамо" дома 6-го декабря. Динамовцы, сменив Хохлова на Новикова, существенно улучшили игру и считались командой, способной тормознуть "Зенит". Не тут-то, однако, было. "Зенит" спокойно и уверенно одержал победу с крупным счётом 3:0, забив все голы уже в первом тайме (Азмун Иванович Дзюба), а Артём единолично возглавил список бомбардиров РПЛ с одиннадцатью голами и остался первым по системе "гол плюс пас" (9 голевых передач).
Шедший вторым "Локомотив" неожиданно продул "Арсеналу" 0:4, а "Краснодар" с ЦСКА сыграли вничью 1:1, и отрыв "Зенита" от второго места, на которое перешёл "Краснодар", составил уже  рекордные 10 очков.
В опусе "Так говорил Богомолов" мне понравились пока только "Сказка для Ани" (очень даже) и "Слепые дети на пляже под Одессой" (без названия на самом деле).  А сама книга мне больше всего произведения Петрушевской напомнила.               
9 декабря. Вчера в последнем матче первенства РПЛ нынешнего года несчастный "Спартак" с бедным Тедеско играл в Москве с "Ростовом" и с треском проиграл 1:4 при том, что Эвелин Попов не забил пенальти в конце первого тайма при счёте 1:0, и штанга была у ворот "Спартака".  В результате "Ростов" сравнялся по числу очков с ЦСКА и "Локомотивом" и расположился на третьем месте.
Пресса, однако, больше уделяла внимания спартаковским и примкнувшим к ним прочим  фанатам, демонстративно уходившим с трибун в знак протеста против действий омоновцев, которые я в этот раз поддержал. А протест фанатов наглядно показал, что сам футбол им не шибко-то и интересен, им важнее себя показать, кричалки поскандировать, дыма напустить, поматериться и подраться. Ушли, и лучше бы не возвращались. А с силовиками биться не на футболе, а на митингах надо, когда полиция мирных жителей дубинками лупцует.

Сегодня мы с Сашулей ездили на Никольское кладбище Александро-Невской Лавры помянуть отца Ианнуария в день его рождения. Первоначально собирались ехать с Ларисой Зеленковой на её машине, но у неё сменщица на работе заболела, и мы поехали вдвоём на общественном транспорте. В очередной раз кладбище поразило меня своим неухоженным видом: заброшенные, заросшие могилы, покосившиеся или вовсе поверженные памятники, а мест для сбора мусора нет. Ничего подобного за границей не видывал... Подруга Плескачевского Людочка Карпова, душеприказчица Димули, якобы, на обратном пути мельком повстречалась, но она мимо промчалась не узнанной нами сразу.

И сегодня же  стало известно ожидаемое, но замалчиваемое (от некоторого неудобства) решение ВАДА (Мирового Антидопингого Агенства) об отстранении России на 4 года от международных спортивных соревнований. Наши даже отмазку за допинг не сумели как следует сочинить. Халтурщики во всём! И при всём этом - ни стыда, ни совести, как с гуся вода! Так и надо россиянам, а то расхорохорились совсем, жулики наглые. Боюсь, правда, что их не проймёшь ничем.
11 декабря. Вот и закончились мои футбольные страдания. "Зенит" крупно проиграл в Лиссабоне "Бенфике" 0:3, играя почти половину второго тайма в меньшинстве, а "Лион" сыграл вничью 2:2 с "Лейпцигом", проигрывая поначалу 0:2. В результате "Зенит" даже в Лигу Европы не попал, чего от него никто не ожидал.
Соперники оказались сильнее, хотя и не повезло где-то (Иванович по мячу не попал в своей штрафной, а Сантосу попал в руку, пенальти, вторая жёлтая, удаление Сантоса, автогол Азмуна), но и "Зенит" первый раз в створ попал на лишь 77-й минуте, а статистические показатели были по всем параметрам хуже, так что на невезение много не спишешь. Пришлось "Зениту" присоединиться к уже выбывшим из еврокубков "Локомотиву" и ЦСКА. Остался шанс только у "Краснодара", которому нужно выиграть в гостях у "Хетафе", но вряд ли это произойдёт. 
13 декабря. Последние игры российских футбольных клубов в еврокубках только добавили позора: "Локомотив" безропотно проиграл мадридскому "Атлетико" 0:2, "Краснодар" - "Хетафе" 0:3, только уже вылетевший из Лиги Европы ЦСКА выиграл 1:0 у занимающего последнее (!) место в чемпионате "Эспаньола", но выигравшего группу ЛЕ. Так что ни один российский клуб в еврокубки не попал впервые за много лет.
Юля Е. до Макарова добралась и узнала, что он до 16-го в командировке, а мне не ответил ни по е-майлу, ни по телефону по причине уж не знаю даже какой. Простой невоспитанности, похоже. Тоже мне правозащитник дремучий.
16 декабря я разошёлся с Маманой. Неэффективными для меня эти занятия оказались, и уровень её для меня низковат, и в город на маршрутке мотаться надоело, и платить ещё за это надо. А в "Буквоеде" я купил грузинскую грамматику и словарь, и этого мне хватит для задуманного перевода моих "Записок" на грузинский язык. Мамана же и сама от меня уже устала, от моих требований и споров с ней.

Письмо Олега Румянцева мне и коллегам по Пленуму "Физфак66" от 16 декабря 2019 г.
Тема: Университетская (И станут Шушары)

При этом направляю материалы «Новой газеты» для ознакомления участников Пленума.
Обращаю внимание товарищей на планы капиталистов-мироедов по окончательному уничтожению нашей  альма-матер. Общаги на Добролюбова и Мытне уже уничтожили, физфака в Питере давно  нет. Теперь, прикрываясь созданием «нового оксфорда»,  собираются отчуждать здания СПбГУ (ЛГУ). И все для  катапультирования в светлое технологическое будущее из района деревни Шушары. Эдакое Питерское Сколково, только масштабы финансовой бутафории несопоставимы. И потери. Это как понимать, товарищи?
Не кажется ли участникам Пленума, что идея о переводе университета была пролоббирована ближними боярами Большого Пу, которые впоследствии просто заберут себе все эти прекрасные здания в центре Петербурга, как-то их переоборудуют и перепрофилируют. Допускаю, что Солнцеликий примет соломоново решение: Двенадцать коллегий оставит как ректорат и мемориал  о днях проректорства.
 С физфаковским приветом
                ОЛЕГЪ (ВАСИЛИЧЪ)

Мой ответ ему в тот же день.
Привет, Олегъ!
А как же иначе-то может быть?
Ваш рыболов-любитель,
который в напоминание о своём существовании рекомендует заглянуть на сайт a.namgaladze.tripod.com, где выложены последние главы его "Записок" за январь-ноябрь 2019 г.

Письмо Киселёва в тот же день
Василичъ!
Спасибо за послание. Без лексики Баркова реагировать на происходящее просто невозможно. Власть понимает, что надо что-то делать, но что именно - она понять не в состоянии. В пример приходят годы президентства тов. Медведева, который запомнился только тем, что за 5 (пять!) лет сумел только переименовать милицию в полицию и сдвинуть на час время, да и то не в ту сторону, так что это деяние пришлось отменять его преемнику.
Так и здесь: надо как-то улучшать ситуёвину, но никто не знает как. А у специалистов спрашивать страшно. Да их ещё и поискать придётся, так как те, кто не свалил, забились в глухие норки и не высовываются.
В общем, уже не детей, а внуков жалко, так как идея с переводом Универа в Шушары неминуемо обернётся гибелью Петербургского Университета. И возродить его уже не удастся. В Шушарах появится общеобразовательный техникум, при строительстве которого разворуют сотни миллиардов, а в Питере останутся руины  СПбГУ, на которых можно выбивать надпись: "В этих стенах когда-то учились студенты Петербургского (Ленинградского) Университета и преподавали их профессора". Вечная память Университету!
P.S. А я-то всё гадал, почему это так стремительно строили метро именно в Шушары?
Твой Вит

Мой ответ ему в тот же день
Вит!
Позволь с тобой не согласиться. Власть прекрасно понимает, что именно надо делать. Надо хапнуть побольше бюджетных средств на благие якобы цели и разворовать их, как это всегда и делалось. А по дороге и остатки исторические растащить по своим карманам. Ничего нового.
Рыболов-любитель.

Ответ Киселёва в тот же день
Уважаемый Рыболов!
А я что написал про миллиарды? Ты просто не очень внимательно просмотрел мою трепотню.
              Вит Кис

Мой ответ ему от 17 декабря
По крайней мере, мы оба согласны в том, что разворуют. Я же хотел только подчеркнуть,что у власти понимание того, что надо делать, имеется, и оно обычное для них.Это для них и означает - улучшать ситуёвину.
Рыболов

Письмо Виталия Сироты в тот же день
Привет, друзья,
приятно читать Ваши тексты. Приятно чувствовать ваш темперамент. Проект "Шушары" понятен и по-своему красив своей масштабностью и смелостью, Есть положительное: пока они заняты этим делом, им будет не до нас,
Ваш В.Сирота

Мой ответ ему в тот же день
Согласен насчёт положительного.
ААН

Вечером 17 декабря Сашуля улетела во Франкфурт за Ваней и Ариной, а я позвонил Андрюшке с предложением принять Любу в гости, пока я один. Он обещал подумать.
Этим же вечером я долго общался в магазине "Рыбалка" (на втором этаже деревяшки у вокзала) со знакомым мне профессионалом рыбной ловли Сергеем Анатольевичем по поводу зимней палатки и правильных удочек для ловли корюшки. Палатку заказал и удочки купил. Осталось только льда дождаться в текущем дождливом декабре.
22 декабря. Вот уже пять дней, как Сашуля гостит в Мёрфельдене, а я опекаю Любу у нас дома. Сашуля с Митей и старшими детьми побывала на "Щелкунчике" в соседнем городке, по дороге, зацепив слегка девушку на Т-образном перекрёстке, отчего Митя очень расстроился вдобавок к свои переживаниям по поводу нерадивых аспиранток. Но всё обошлось, к счастью. Балет понравился Ване, и он расспрашивал бабушку про сюжетное содержание каждого танца, а Арина под конец устала. И ей мыши понравились больше, чем снежинки. Сегодня Сашуля с Митей и Ваней идут в Штёдель на выставку Ван Гога.
С Любой я тренирую своё терпение по поводу её забывчивости. В целом же мы живём дружно.
С кафедры физики Земли прислали множество фотографий о юбилейной встрече, и я решил одну добавить, где я в обнимку с Олегом Трошичевым и Колей Цыганенко.

Нина Коренькова в связи с очередным ухудшением состояния Юры позвонила на всякий случай, чтобы потом не забыть поздравить нас с Новым годом. В очередной раз похвалила нашу дочь Ирину, которая лечит Юру лучше его штатных врачей.
А я послал поздравительное письмо Юле Е. с юбилеем мужа и зимним солнцестоянием.

Здравствуйте, Юля!
Передайте, пожалуйста, мои поздравления Вашему мужу с наступающим полувековым юбилеем. Желаю ему всех благ.
Поздравляю также Ваше семейство с днём зимнего солнцестояния. Завтра светлое время начнёт увеличиваться. Как говорит пословица, солнце на лето, зима на мороз.
Ваш ААН

Ответ Юли Е. на мои поздравления от 22 декабря 2019 г.
Уважаемый Александр Андреевич,
большое спасибо за поздравление Саши с днем рождения! Он передает Вам благодарность и добрые пожелания Вам и Вашей семье.
В свою очередь поздравляю Вас с днем зимнего солнцестояния. Говорят, в это время можно строить планы и они будут обязательно реализованы. Судя по прогнозу, к концу месяца должно быть похолодание и снег, так что Ваши внуки вволю смогут поиграть на снежных горках.
Желаю Вам крепкого здоровья и отличного настроения. а также успешной зимней рыбалки.
С уважением, Юлия, и моя семья.

25 декабря. Вчера вечером позвонил мне Сергей Анатольевич из "Рыбалки" у вокзала и сообщил, что палатка доставлена, и я могу её забрать. А я как раз только закончил снаряжать зимние удочки (блеснилки безосевые с мормышками), с трудом возясь с тонкой (0,17 мм в диаметре) лесой, делая и удерживая нужные петли.
Снял деньги в банкомате и помчался в "Рыбалку", чтобы там оставить палатку, а не делать лишний круг за машиной на дачу. Анатольич (буду так его именовать в письменном тексте для краткости) показал мне как правильно устанавливать и складывать палатку, которая мне очень понравилась. Потом я консультировался у него  по наживкам и подкормке для корюшки и продемонстрировал на своём ноутбуке видео ролики про вылавливание сёмги и плавание аквалангистов по дну Кольского залива.
Но наибольшее впечатление на Анатольича произвёл первый томик моих "Записок", который я подарил ему с надписью "Рыболову- профессионалу от автора - рыболова-любителя". Договорились продолжить общение. Осталось только льда дождаться.

Сегодня на смену Любе, которую забирает Андрюшка, из Франкфурта прилетают Сашуля с Ваней и Ариной. С завтрашнего дня обещают понижение температуры, а пока идёт дождь, я даже с палками утром не пошёл.

26 декабря. Вчера я встретил Сашулю с внуками в Пулково. Рейс задержался почти на час во Франкфурте, но дети были веселы, и сникли только в такси, когда водитель повёз нас через город, чтобы показать иллюминацию. Арина сразу уснула, а Ваню укачало, и его стошнило, после чего, правда, он сразу повеселел.
Сегодня от Вани услышал его первый для меня немецкий возглас - "О, майн гот!". На детской площадке он азартно разбивал на куски смёрзшиеся сугробики не растаявшего снега, и вместе с Ариной они гоняли и топтали эти куски. Дома они играют в компьютерные игры и много рисуют, а также просто бесятся. За погодой Ваня, как обычно, тщательно следит по интернету, предпочитая немецкие прогнозы российским.
28 декабря.
Письмо Ларисы Нечинской от 28 декабря 2020 года.
Здравствуйте, Александр! Прошу Вашего разрешения разместить Ваш цикл "Записки рыболова-любителя" (целиком или частично, по согласованию с Вами) на некоммерческом историческом портале Мемуарист www.memuarist.com со ссылкой на источник — например, на Вашу страницу на Прозе.
Этот проект создан моим мужем Николаем Грипишиным в 2012 году.
Каждое событие при публикации получает привязку к дате и к месту на карте.
Мы сами размещаем все тексты. При этом авторы тоже имеют такую возможность и полный доступ к своему аккаунту.
Участие в проекте бесплатное.
Мы постоянно рекламируем авторов для нашей аудитории в соцсетях, которая сейчас составляет более 30000 человек. Обсуждение текстов происходит там же, т.к. на портале комментарии не предусмотрены.
Приглашаю Вас к диалогу по поводу моего предложения.

Я ответил ей в тот же день
Здравствуйте, Лариса!
Разумеется, я разрешаю вам использовать мои "Записки рыболова-любителя" в любом объёме со ссылкой на первоисточник http://a.namgaladze.tripod.com , где содержатся фотографии, отсутствующие на моей странице на Прозе.Ру. Все мои фотоальбомы хранились на anamgaladze на Яндекс.Фотках , затем они были перемещены на Яндекс.Диск, и оттуда они пропали. Возможно, я просто не сумел их найти, или они были уничтожены за давностью.
С удовольствием побеседую с Вами на любую тему, касающуюся моих Записок.
Ваш ААН

29 декабря. Вчера Сашуля с Ваней и Ариной ездили в Театр Музкомедии на спектакль "Однажды под Новый год". Все остались довольны.

31 декабря. Вот и подошёл к концу 2019-й год. В его завершение Золотов переслал мне отрицательный отзыв из РФФИ на нашу заявку на грант. Первый рецензент оценил её с некоторыми замечаниями как положительную. Второй же прислал просто ругательный отзыв, напомнивший мне Лёню Лазутина, на дух меня не переносившего. В своём новогоднем поздравлении мурманским коллегам я написал: "...А про грант РФФИ и спорить-то неохота с учётом замечаний из JGR по поводу нашей статьи с использованием UAM-TM вместо UAM-TT". Там это только и отмечалось как недостаток.
Вообще же прошедший год ознаменовался для меня большим количеством огорчений: Серёга Черноус умер; новый ноутбук в Германии грохнулся; ни одной сёмги не поймал; одну из двух статей в "Атмосфере" отклонили; с Алексеем Макаровым из "Мемориала" не удалось пообщаться; Елена Мошко затихла; грибов мало набрал в Малышево и на 21-м километре; машину на выезде из гаража повредил; новым спиннингом в Шипучке ни одной рыбины не поймал; Жорка Пронько умер; с Мананой занятия не получились; Богомолова еле дочитал с большим разочарованием; до самого Нового года не то что на лёд не выходил, вообще зимы не видел.
Но были, конечно, и приятные моменты: Ваня, Арина и Марика в первую очередь, разумеется; леса и лесопарки в окрестностях Мёрфельдена и Вальдорфа; Юля Е. оказалась многолетней читательницей моих "Записок рыболова-любителя"; новые водительские права получил; гараж в Мурманске очистил от барахла; старые ворота перед ним уложил на землю; Миша женился; в Разливе с внуками купались; за грибами удачно походил по лесу у дороги к Шалашу; с рыболовом-профессионалом Сергеем Анатольевичем познакомился; Гия Лериевич в Тбилиси пригласил; Кембриджское научное издательство предложило заявиться к ним на монографию; необходимые для этого разрешения на переиздание своих статей получил, и само заявление составил; Лариса Нечинская попросила разрешения на публикацию моих "Записок" на портале Мемуарист ( www.memuarist.com). С помощью Фёдора Строганова из Яндекс.Поддержки разыскал перенесённые на Яндекс.Диск "Мои фотки" и фотоальбомы вместе с позабытым аккаунтом anamgaladze@yandex.ru.

Поздравительное новогоднее письмо из Парижа от Олега Румянцева.

Дорогие товарищи и друзья, участники исторического Пленума 1961-1966 гг!
Уходит в прошлое 2019г. И в этот самый Новый год – в этот момент единения за столом всех граждан РФ – меня закинуло в витрину европейского капитализма, в город Париж. 
Информирую товарищей, что сейчас трудовой Париж живет плохо, почти без метро и электричек. На линиях автобусов от 30 до 50% машин. Как что будет работать решает объединенный профсоюзный стачком. Каждый день  на специальном сайте объявляют, как будет ходить транспорт, какие линии метро закрыты полностью, какие – частично. То же касается и электричек. Поезда в Англию под Ла-Маншем отменены. Ходит регулярно только первая линия метро, поскольку она без машинистов (может, роботы и есть выход для  глобализованной олигархической стадии  капитализма?).
25 декабря объявили «черное Рождество». Транспорт, кроме автобусов, не  ходил. Основная масса людей живет в пригороде, вечером домой попасть не может, утром на работу не уехать. Поэтому на работе организуют спальные места (сбылась мечта товарища Троцкого о трудовых армиях). Бастуют с разной периодичностью все: медсестры, учителя, полицейские, балет (опера закрыта с 5 декабря), музеи, работники метро, бассейнов, лицеисты и пр.
В общем, товарищи, как характеризовал такую ситуацию великий Ульянов: «Верхи (французские) не могут…, а низы (французские) не хотят…» Ситуация напоминает период двоевластия в России летом 1917г. Осталось электричество давать по расписанию и ввести талоны на бензин. И вот в такое будущее нас зовут либеральные сладкопевцы и министры-капиталисты? Хорошо хоть Солнцеликий иногда одергивает зарвавшихся олигархов-мироедов.
А вся анархия из-за повышения пенсионного возраста с 62 до 64 лет (для женщин – аналогично, не зря же они боролись за гендерное равенство). Френчи считают, что этим из них выжали последние жизненные соки.
Прошел пешком до Елисейских полей посмотреть иллюминацию. Туристов мало, одни местные арабы толпами. Мэрия Парижа и транспорт объявили, что не добрали в декабре 50% выручки.  А кто поедет любоваться закрытыми музеями, до которых не добраться?
Но народ как-то приспосабливается, продуктов хватает, погода солнечная. Несколько удивляет, что сразу после Рождества все дружно выкидывают елки. Новый год у френчей ассоциируется только с часами. Мне повезло, что встречу Новый год два раза с интервалом в 2 часа.
Так что с наступающим! Здоровья и поменьше неприятностей и суеты на остатке земного пути.
С неизменным физфаковским приветом
                ОЛЕГЪ

Ну, про плохую жизнь трудового Парижа мне ещё Слава Ляцкий рассказывал в начале 90-х годов, когда первый раз туда в командировку съездил. Да и Румянцев повторяется.

Ответ Фёдора Строганова на мою благодарность за восстановление утерянных "Моих фоток" перед самым Новым годом

Здравствуйте, Александр!
Очень-очень рад, что все получилось найти. Спасибо, что сообщили, теперь мы спокойны.
Счастливого вам Нового года под небом героического Санкт-Петербурга/Ленинграда! Желаем вам 366 счастливых дней, праздничного настроения и вкуснейших мандаринов!

(продолжение следует)