Переходный период в Тверской области

Анатолий Головкин
Выступления в Тверском Институте усовершенствования учителей перед учителями истории в 2013-2014 годах.

Изучаемый период истории последних десятилетий на переломе   второго и третьего тысячелетия, как нашей страны, так и в Тверской области,  один из самых сложных. В России шел слом социалистической системы жизни и хозяйствования, началось построение рыночных капиталистических отношений. Создавались совершенно новые структуры власти, прежде всего – администрация области, Законодательное собрание, а чуть позднее – структура Губернатора области.

Мне посчастливилось быть на переднем крае  всех тех событий. Сначала я работал председателем комитета по законодательству Законодательного собрания области, мы с нуля разрабатывали законы. Позднее работал заместителем губернатора области по социальным вопросам. В последние годы работы мне пришлось также прикоснуться к проведению судебной реформы, созданию института мировых судей, когда работал начальником управления административных органов Тверской области.

Несколько слов о каждом направлении работы, прежде всего, в Законодательном собрании Тверской области. Выборы 1994 года были самыми демократичными в области, так как по инерции наибольшую роль играл моральный и деловой авторитет личности, а не деньги, административный ресурс и политическая грязь. Депутатами Законодательного собрания тогда могли стать учителя, врачи, журналисты, руководители колхозов. Уже во время последующих выборов все больше и больше депутатами становились бизнесмены, друзья и родственники губернатора, а также члены его «команды».

Мы тогда с нуля начинали разрабатывать областные законы, я был председателем комитета по законодательству,  у меня не было ни секретаря, ни помощников, ни машины, ни отдельного кабинета. Я сам садился за пишущую машинку и печатал структуру закона, как говорят, его «рыбу». Направлял свои наработки в профильные ведомства исполнительной власти. Там структуру закона заполняли содержанием, мы рассматривали полученный его проект на заседании комитета. Внеся первичные поправки и приняв его за основу, публиковали проект в газете «Тверские ведомости». За 2-3 недели получали до 250 предложений, замечаний и поправок. Главы районов, поселений, жители и общественники тогда еще были активны. Я собирал заседание комитета раз в неделю, мы рассматривали все поправки без исключения. Вариантов было три – принять поправку, отклонить ее или внести свою редакцию.

Через месяц работы над законопроектом получался жизнеспособный закон, который принимали на Законодательном собрании в двух-трех чтениях. Эти законы с некоторыми поправками работают  долгие годы. Мы работали  много, с утра до вечера параллельно по многим законам и положениям.

Нам в первые два года работы удалось создать необходимую нормативно-правовую базу для деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в области. Также мы смогли принять первые необходимые законы в социально-экономической сфере жизни. Определенную роль в изменении видов собственности сыграла принятая нами в 1994 году Программа приватизации государственных и муниципальных предприятий. Практически все законопроекты, проекты постановлений, положений были рассмотрены нашим комитетом по законодательству.

Работа в администрации области. Когда в декабре 1995 года губернатор Тверской области В.И. Платов приступил к своим обязанностям, социальное положение  области, как и всей страны, было очень тяжелым. Закрыты многие предприятия, ликвидировано большинство колхозов, а фермерство практически не шло. Не хватало денег на заработную плату, пенсии, детские пособия, росла безработица.

Регионы тянули федеральное одеяло на себя, разорвав его на большие финансовые дыры. Почти все деньги страны сосредотачивались в Москве, где среднедушевой доход на одного человека в 9 раз превышал установленный прожиточный минимум. Там на каждого человека денег приходилось в 16 раз больше, чем в Тверской области, которая тогда находилась по финансовой обеспеченности на 67-м месте из 89 регионов страны. Всего лишь 10 субъектов Российской Федерации были донорами бюджетных поступлений, остальные 79 на свои собранные деньги выжить не могли.

В 1996 году Россия по-прежнему находилась на опасной черте развала государства на отдельные «княжества», чему способствовала и политика Центра давать регионам свободы, сколько хотят. Многие государственники понимали, что основная задача – это укрепление единства государства. Прежде всего, надо было привести федеральное и региональное законодательство в соответствие с Конституцией Российской Федерации, четко определив, за что отвечает Центр, а за что – регионы. Эти отношения нужно было строить на взаимном признании прав и обязанностей сторон, согласно требованиям Конституции, где все ясно прописано. Однако федеральная власть согласилась на заключение договоров с регионами. Такие договоры при Б.Н. Ельцине успели заключить 46 субъектов Российской Федерации из 89, или 72% территории страны.

Заключение этих договоров усугубило экономическое неравенство регионов. Одно дело – Тюменская область, республики Татарстан, Башкирия, Якутия с их запасами нефти, газа и золота. Другое дело – Тверская область с разваленной промышленностью и сельским хозяйством, и где более 30% населения – пенсионеры.

Таким образом, к 1996 году вертикаль управления в стране была разрушена, наблюдались два малосвязанных между собой уровня власти – федеральный и региональный, а также отдельное от них местное самоуправление. Многие жители страны, области, в том числе и некоторые руководители предприятий, еще не осознавали, что живут в совершенно другом государстве, где уже нет планирования и государственного регулирования, а уровень жизни во многом зависит от инициативы самого человека.

Новой команде губернатора В.И. Платова надо было принимать срочные меры по выводу области из создавшейся ситуации, нормализовать обстановку путем улучшения социально-экономического положения в регионе. Начался лихорадочный поиск путей выхода по всем направлениям: дальнейшее развитие законодательной базы, улучшение системы управления областью, а также поиск денежных средств. Нового ничего не придумали, пошли по такому же пути опережения других регионов, по которому шли практически все дотационные регионы. Перегнать других, оттолкнуть их и в числе первых разработать программы помощи области из центра.

Первым шагом было заключение 13 июня 1996 года Договора о разграничении предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Тверской области. Надеялись на статью 14 Договора, где было записано, что на основе отдельного соглашения разрабатывается проведение эксперимента по новой системе налогообложения и межбюджетных отношений.

Одновременно, после заключения Договора с Центром, началась наша активная работа по подготовке проекта постановления правительства Российской Федерации «О мерах государственной поддержки социально-экономического развития Тверской области в 1997–2000 годах». Это постановление было принято правительством в декабре 1996 года и сыграло определенную роль в оказании помощи области за счет полученных трансфертов. Помощь Центра этим путем составляла примерно 10% областного бюджета, кроме того, трансферты шли в Фонд медицинского страхования.

Другим способом помощи области Центром должна была стать федеральная программа. Поэтому в 1997 году началась активная работа по разработке федеральной программы «Экономическое и социальное развитие Тверской области на 1998–2005 годы». Мы обивали пороги министерств, ведомств, фондов, проходя от одного федерального чиновника к другому, чтобы заключить соглашения по своим направлениям программы. Потратили на это много сил, времени, энергии, но перспективы оказались призрачными. Вследствие дефолта 17 августа 1998 года Центр вообще отказался финансировать все федеральные программы по развитию регионов, начиная с 1999 года. На тот год по программе было предусмотрено финансирование нашей области в размере 19 млн. рублей.

За годы правления губернатора Д.В. Зеленина, пришедшего после Платова,  в области было сделано достаточно много для улучшения жизни. Были погашены все долги по заработной плате бюджетникам, по детским пособиям. Резко увеличились налоговые поступления в бюджет, который стал более полновесным. Энергично выполнялись программы по газификации населенных пунктов области, по привлечению инвестиций, в том числе зарубежных. На территории области были построены предприятия, выпускающие новые виды продукции. Но все эти достижения были осуществлены на средства страны, полученные в основном от продажи нефти, газа, леса и других сырьевых ресурсов. Стране посчастливилось, что цены на нефть в эти годы резко возросли.

Я при Зеленине работал начальником управления административных органов Тверской области. Одним из направлений работы нашего управления было создание мировой юстиции, вторым важным направлением работы управления  было создание системы профилактики преступлений в области.

Особенно сложной была обстановка в области в начале 2005 года, пенсионеры не согласились с введением закона о монетизации. 9 мая 2005 года отмечалось 60-летие победы над фашистской Германией. То ли по недоразумению, то ли по беспечности, правительство России и Государственная Дума преподнесли ветеранам и участникам Великой Отечественной войны, всем пенсионерам своеобразный юбилейный подарок. Они своим законом отменили льготы ветеранам, которые мы с большим трудом вводили с 1996 года. Эти льготы решено было заменить деньгами, предварительно не рассчитав стоимость льгот и необходимую для этих целей сумму. Ветеранов стали обижать, начали хитрить, ничего толком не разъясняя, постепенно снижать суммы причитающихся выплат вместо льгот.
Получив такой предъюбилейный «подарок», ветераны войны и труда, пенсионеры вышли на улицу. Первые их массовые выступления пришлись на 18 января 2005 года,  всего за январь – март 2005 года по Тверской области прошла 41 акция против монетизации льгот, из них 22 – несанкционированные.

С приходом губернатора Д.В. Зеленина в Тверской области приступили к проведению административной реформы. Ее идеологи под видом сокращения штатов начали увольнять многих тверских чиновников, на освободившиеся места пришли люди из Москвы. Появились дополнительные структуры, порою совсем ненужные, с дублированием функций уже имеющихся структур: управление регионального развития, комитет внутренней политики, контрольно-аналитическое управление, управление по взаимодействию с представительными органами, управление региональной безопасности и другие.

Штат чиновников к 2009 году увеличился с 900 человек при Платове до 2500 человек, или в 2,8 раза. Если даже был установлен норматив один чиновник на 1000 человек населения, все равно их число оставалось больше почти на полторы тысячи человек.

Личной инициативы со стороны многих прибывших московских чиновников не было. Они поставили перед собой конкретную цель – понравиться губернатору и сделать себе карьерный рост. О жителях области они вообще не задумывались. Государственные птицефабрики и другие предприятия объявлялись банкротами, а затем за бесценок отдавались в частные руки.

Областная власть увлеклась деньгами, одновременно совершенно забыв о духовных ценностях, культуре, литературе, образовании. От власти были отторгнуты носители академических профессиональных знаний. На государственные должности принимали тех, у кого не было никакого морального и профессионального права работать на этих должностях. Власть отторгла от себя и людей моральных авторитетов, о них в области ничего не было известно. Закрывались школы, дома культуры и библиотеки.

В помощь для проведения уроков о политической жизни страны и Тверского края в конце ХХ века – начале ХХI века я написал книгу «Откровения отставного чиновника». В ней глазами очевидца и участника событий отражен период истории страны и Тверской области с 1991 по 2009 годы. Книга может стать неплохим пособием для учителей, учащихся и студентов  при изучении этого периода истории, как в Тверской области, так и в целом по стране.