Иван Бунин знаток изысканных яств

Александр Бельский Город Орёл
Нобелевский лауреат И.А. Бунин родился в Воронеже, но его корни в Орловской губернии. И главным городом в своей жизни Иван Алексеевич  считал Орёл. Бунин признавался: «Когда я вспоминаю о родине, передо мной  прежде всего встаёт Орёл, затем Москва, великий город на Неве, а за ними вся Россия».  Известно, что каждое слово великого писателя на вес золота. Любопытно  было, к примеру,  прочитать бунинские строки  о кулинарии и понять их значение для повествования.

                «…  а  потом удивительный обед…»

У Бунина еда и напитки едва ли не среди главных героев сюжета.   В рассказе «Антоновские яблоки» без описания обеда не полны портрет хозяйки  с её обычаями, изображение дома и сада.
«Сад у тётки славился своею запущенностью, соловьями, горлинками и яблоками, а дом — крышей… И уютно чувствовал себя гость в этом гнезде под бирюзовым осенним небом! Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие: старой мебели красного дерева, сушеного липового цвета, который с июня лежит на окнах… И вот слышится покашливанье: выходит тетка. Она небольшая, но тоже, как и все кругом, прочная. На плечах у нее накинута большая персидская шаль. Выйдет она важно, но приветливо, и сейчас же под бесконечные разговоры про старину, про наследства, начинают появляться угощения: сперва «дули», яблоки, — антоновские, «бель-барыня», боровинка, «плодовитка», — а потом удивительный обед: вся насквозь розовая варёная ветчина с горошком, фаршированная курица, индюшка, маринады и красный квас, — крепкий и сладкий-пресладкий...» (Бунин И.А. Собрание сочинений в девяти томах. – Т.2. – Москва: Художественная литература, 1965. – С.185).

                «… лангуст, ростбиф, спаржа, фазаны и так далее»

 «Господин из Сан-Франциско». В этом рассказе  кулинарные блюда чуть ли не из царского стола сразу вводят читателя в атмосферу фальшивого преклонения перед тем, кто богат и обладает властью. «А через минуту в дверь комнаты господина из Сан-Франциско легонько стукнул француз-метрдотель, явившийся, чтобы узнать, будут ли господа приезжие обедать, и в случае утвердительного ответа, в котором, впрочем, не было сомнения, доложить, что сегодня лангуст, ростбиф, спаржа, фазаны и так далее. Пол ещё ходил под господином из Сан-Франциско, — так закачал его этот дрянной итальянский пароходишко, — но он не спеша, собственноручно, хотя с непривычки и не совсем ловко, закрыл хлопнувшее при входе метрдотеля окно, из которого пахнуло запахом дальней кухни и мокрых цветов в саду, и с неторопливой отчетливостью ответил, что обедать они будут, что столик для них должен быть поставлен подальше от дверей, в самой глубине залы, что пить они будут вино местное, и каждому его слову метрдотель поддакивал в самых разнообразных интонациях, имевших, однако, только тот смысл, что нет и не может быть сомнения в правоте желаний господина из Сан-Франциско и что все будет исполнено в точности». (Бунин И.А. Собрание сочинений в трёх томах. – Т.2. – Москва: Художественная литература, 1982 – С.72-73).
               

               «…как вино переполняло, раскрывало душу…»

И.А.Бунин – тонкий ценитель изумительных вин.  В  дневнике 27 октября (9 ноября) 1921 года он пишет: «Сколько я мог пить почти безнаказанно по вечерам ‹…› как вино переполняло, раскрывало душу, как говорилось, как всё восхищало — и дружба, и осень, и  обстановка чудесного дома!».
Интересно рассказывает Иван Алексеевич о случае в Петербурге: «Потом мы с ним [Горьким], Шаляпиным и < художником  Александром Николаевичем ›  Бенуа отправились в ресторан „Медведь“. Было ведёрко с зернистой икрой, было много шампанского… Когда я уходил, он [Горький] вышел за мной в коридор, много раз крепко обнял меня, крепко поцеловал… »                (Бунин И.А. «Горький»)

              «… Всё это было как бы продолжением моего сна…»

В романе «Жизнь Арсеньева» Бунин мастерски, с иронией  рассказывает, как герой обедал в трактире в городе Орле.
 «Идти завтракать в редакцию не хотелось. Я пошел в трактир  на  Московской. Там выпил несколько рюмок водки, закусывая селедкой; ее распластанная головка лежала на тарелке, я глядел и думал: «Это тоже надо записать – у селёдки перламутровые щеки». Потом ел селянку на сковородке. Народу было немало, пахло блинами и жареными снетками, в низкой зале было чадно, белые половые бегали, танцуя, выгибая спины и откидывая назад затылки, хозяин, во всем являвший собой образец тоже русского духа, внимательно косил за каждым из них глазами, картинно стоя за стойкой, играя давно усвоенную роль строгости и благочестия; между столиками, занятыми мещанами, тихо ходили в грубых башмаках с ушками и тихо кланялись низенькие черные монашенки, похожие на галок, протягивали чёрные книжечки с галунным серебряным крестом на переплёте, и мещане, хмурясь, выбирали из кошельков какие похуже копейки…  Все это было как бы продолжением моего сна, я, слегка хмелея от водки, селянки и воспоминаний детства, чувствовал близость слёз… Воротясь домой, лёг и заснул».  (Бунин И.А. Собрание сочинений в девяти томах. – Т.6. – Москва: Художественная литература, 1965. – С.244-245). 
   
                Разговоры, разговоры…

В разговорах за обедом в столовой  в произведениях Бунина отчётливо раскрываются характеры персонажей. Так, в рассказе «Натали» героиня  говорит о своём сокровенном желании, а улан, интересуясь только собой,  рассказывает о соседях-помещиках…
«На столе в столовой были холодные котлеты, кусок сыру и бутылка красного крымского вина.— Не прогневайся, больше ничего нет, — сказала она, садясь и наливая вина мне и себе. — И водки нет. Ну, дай бог, чокнемся хоть вином.— А что именно дай бог?— Найти мне поскорей такого жениха, что пошел бы к нам «во двор». Ведь мне уже двадцать первый год, а выйти куда-нибудь замуж на сторону я никак не могу: с кем же останется папа…».    (Бунин И.А.  Собрание сочинений в трёх томах. – Т.3.– Москва: Художественная литература, 1982.– С.385).
«Чудесный старик, чудесный дом», — думал я, входя за ним в столовую, в открытые окна которой глядела зелень утреннего сада и всё летнее благополучие деревенской усадьбы… улан пил из толстого стакана в серебряном подстаканнике крепкий чай со сливками, придерживая в стакане широким пальцем тонкое и длинное, витое стебло круглой золотой старинной ложечки, я ел ломоть за ломтем черный хлеб с маслом и все подливал себе из горячего серебряного кофейника; улан, интересуясь только собой, ни о чем не спросив меня, рассказывал о соседях-помещиках, на все лады браня и высмеивая их, я притворялся, что слушаю…» (Там же, С.389). 

                О любви

Рассказ «В Париже» необычный.   Герой  рассказа Николай  Платоныч  однажды, в сырой  вечер поздней осенью зашёл пообедать в небольшую русскую столовую в одном из тёмных переулков возле улицы Пасси.  Автор рассказывает, как из  такого вроде бы обыденного эпизода вспыхивает  между посетителем и официанткой прекрасное, торжественное чувство – любовь! «Вдруг его угол осветился, и он увидал безучастно-вежливо подходящую женщину лет тридцати, с черными волосами на прямой пробор и черными глазами, в белом переднике с прошивками и в черном платье. Она стала перечислять заученным тоном:— Нынче у нас щи флотские, битки по-казацки... можно иметь отбивную телячью котлетку или, если желаете, шашлык по-карски...— Прекрасно. Будьте добры дать щи и битки. Она подняла висевший у неё на поясе блокнот и записала на нем кусочком карандаша. Руки у нее были очень белые и благородной формы, платье поношенное, но, видно, из хорошего дома.— Водочки желаете?— Охотно. Сырость на дворе ужасная.— Закусить что прикажете? Есть чудная дунайская сельдь, красная икра недавней получки, коркуновские огурчики малосольные... Он опять взглянул на нее: очень красив белый передник с прошивками на черном платье, красиво выдаются под ним груди сильной молодой женщины... полные губы не накрашены, но свежи, на голове просто свёрнутая черная коса, но кожа на белой руке холёная, ногти блестящие и чуть розовые, — виден маникюр...— Что я прикажу закусить? — сказал он, улыбаясь. — Если позволите, только селёдку с горячим картофелем.— А вино какое прикажете?— Красное. Обыкновенное, — какое у вас всегда дают к столу». (Бунин И.А.  Собрание сочинений  в трёх томах. – Т.3.– Москва: Художественная литература, 1982. – С.356,357).