Понтормо «Мадонна с Младенцем, святыми Иосифом и Иоанном Крестителем». ок. 1520 Холст (переведена с дерева), масло. 120 ; 98,5 см Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Понтормо (настоящее имя Якопо Каруччи Jacopo Carucci( 1494 — 1557) Флоренция) — итальянский живописец, представитель флорентийской школы, один из основоположников маньеризма, направления, отошедшего от принципов Высокого Возрождения с его стремлением к гармонии.
Он один из самых значительных, противоречивых и трагических фигур во флорентийском искусстве 16 века. Мастер огромного дарования и большой искренности, Понтормо выступает первоначально как смелый новатор, стремящийся найти новые пути для искусства Возрождения.
В десятилетнем возрасте, потеряв отца, Понтормо отправился во Флоренцию, где и провёл всю свою жизнь. Он учился у Пьеро ди Козимо и Андреа дель Сарто. В ранних работах сказывается влияние Леонардо да Винчи и Сарто (роспись люнеты на вилле Медичи в Поджо-а-Кайано). Позднее большое влияние на его творчество оказало знакомство с гравюрами Дюрера.
Последние двадцать лет жизни Понтормо были связаны с двором Козимо I, при котором Флоренция превратилась в маленькое абсолютистское княжество, всей своей жизнью, структурой общества, придворным укладом предвосхитившее европейские абсолютистские монархии XVII века.
Вазари рассказывает о странностях Понтормо, видимо, пережившего в эти годы тяжелый душевный кризис, об устроенной им в доме мастерской, куда было можно проникнуть только через люк по приставной лестнице, которую художник затем втаскивал наверх и, захлопнув люк, изолировал себя от остального мира.
Картина Понтормо Мадонна с Младенцем, святыми Иосифом и Иоанном Крестителем- воплощение противоречий. Строгая пирамидальная композиция полотна разрушается пересечениями объемов и цветовых пятен.
На картине изображена Мадонна с младенцем, который играет со щеглом, у неё из-за спины выглядывают слева её обручённый муж Святой Иосиф, а справа в образе юноши — Святой Иоанн Креститель. Мадонна демонстрирует холодную отстранённость от зрителя, глаза её выглядят заплаканными, в то время как младенец игрив и даже кокетлив — некоторые исследователи в подобных необычных для итальянских художников мотивах отмечают влияние немецкой школы живописи и в первую очередь Альбрехта Дюрера.
Ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа Т. К. Кустодиева, описывая картину, отмечала:
"Эрмитажная «Мадонна с младенцем…» Понтормо отмечена чисто флорентийской монументальностью в понимании формы. Образ мадонны сдержан и строг. Изгибы её тела только угадываются под чрезвычайно пышными складками зелёного плаща, наброшенного на красное платье.
Слишком длинная шея увенчана маленькой головкой. Лицо наделено странным выражением, точно женщина, представленная в виде мадонны, горько плакала, прежде чем прикрыться маской отчуждённости и замкнутости. Персонажи маньеристических произведений, как правило, наделены чертами аристократического высокомерия и чувством превосходства, которые как бы предписывают зрителю соблюдать определённую дистанцию"
Предельно интенсивные дополнительные цвета плаща и платья Марии - красный и зеленый - кажутся особенно яркими в соседстве с бледно-розовым тоном ее лица и тела Младенца.
Картина относится к периоду расцвета творчества Понтормо. В собрании Уффици во Флоренции хранится предварительный рисунок к ней.
Картина находилась в семейной собственности графов Мордвиновых вплоть до Октябрьской революции, после которой она в числе прочих национализированных произведений искусства была передана в Государственный музейный фонд, из которого в 1923 году поступила в Государственный Эрмитаж; выставляется в Большом (Старом) Эрмитаже в зале 216.