Королева миров роман - глава 30

Марина Винант
Начало: http://www.proza.ru/2019/11/28/870
Назад к главе 29: http://www.proza.ru/2019/11/27/847

Глава 30: Варя-Валера и рюкзачок.

 Через небольшой промежуток времени они сидели снова в клинике, в кабинете Валерия, пили кофе и продолжали разговор.
- Я пожалел, что отвёз тебя к нему.- Валерий начал с темы о Леониде. - На работе он, разумеется, всегда трезв, ответственен и серьёзен. А перед выходными может и расслабиться и тогда он становится невыносимым балагуром. Чувствую, вы всю ночь проболтали, и ты совсем не спал. Я и сам за ночь глаз не сомкнул. Всё думал. …Но я ведь так и не сказал тебе самого важного.
-Ты начал мне рассказывать про отца. Так как же у вас ним наладились контакты? Твой детектив рассказал, что отец помогал с охранной системой.
- Я ещё не дорасказал про рюкзак.
     - Да с рюкзаком теперь всё понятно, - махнул рукой Альберт. - Твой детектив выловил его из пруда. Всё что в нём содержалось, намокло, да и в принципе давно не пригодно. – учёный устало потёр виски и глаза.
    - Я хочу тебе рассказать о другом рюкзаке, - оживился психотерапевт, встав с кресла и расхаживая по кабинету, - таком же, но другом и это всё связано с моим отцом.
    Психотерапевт остановился у окна и, глядя задумчиво куда-то вдаль, продолжал:

     В детстве меня мама шуточно звала Варя. Когда я стал подрастать, она сказала, что я сам так произносил свое имя, то есть не выговаривал Валера. А дедушка меня иногда называл Валя, да и в школе так звали. Валя – ведь это тоже производное от имени Валерий. Кстати и родился я 14 февраля – в день святого Валентина. Так что все эти имена я примерил на себе.
     Однажды я увидел у деда в чулане старый сиреневый рюкзачок, и на нём было написано фломастером «Варя». На мой вопрос, связан ли этот рюкзак с моим именем, дед стал что-то припоминать, и вдруг как-то сердито проронил: «Эта сумка, внучок, у меня с тех пор, как твои мать с отцом сюда в гости приезжали. Вот кто-то из них забыл, да больше и не спрашивал».
    …Я сразу к матери, а она от темы про отца постаралась уйти. Никогда она мне вообще ничего не рассказывала про отца. А про рюкзак же сказала вскользь, что его якобы ей отдала подруга с таким именем. И вообще мама всегда чуралась этого рюкзака. Но эта бесхозная вещица почему-то так и продолжала висеть в чулане дедовой дачи, пылясь и старея, как будто храня какую-то тайну. И действительно, рюкзак оказался с сюрпризом…»
     Альберт, всё это сосредоточенно выслушав, встал и полез в карман за сигаретами.
     А Валерий на этой паузе, после бурного повествования, налил себе стакан охлаждающей минералки… Было понятно, то рассказ ещё имеет  своё продолжение.
     …Собеседники пошли курить и молчали, глядя на небо, где ярким светом загоралась новая заря. Они молчали, как уже привыкли молчать там, в другой реальности, на севере. И снова каждый думал о своём.
     Валерий, в эту минуту, подставляя лицо первым утренним лучам, вспоминал свои ощущения детства: как таинственно становилось в дедовом чулане в час, когда в его маленькое окошечко заглядывало солнце и золотило дощатые стены и полки. Становилось видно, как в воздухе витает пыль и дрожит паутина.
     Однажды он, Валерка, как бы невзначай снял тот запылённый рюкзак с ржавого гвоздя и ещё раз рассмотрел странную надпись «ВАРЯ», которая не стиралась и не выцветала с годами.
     Мальчуган заглянул внутрь. Он порылся в кармашках этой пыльной вещицы, но кроме старой сухой травы он ничего не обнаружил. И он повесил этот таинственный «трофей» обратно на гвоздь.

***

   Притушив сигарету, Валерий облокотился  на балюстраду примыкающей  к балкону стартовой площадки и продолжал перебирать все эти детали в своей памяти.
    …Альберт стоял плечом к плечу рядом с ним, и мысли его тоже были заняты воспоминанием о событиях, где судьбоносно фигурировал тот рюкзак с надписью «ВАРЯ».

***

    Итак, старые купюры Люся везла в Федином рюкзаке. Она не знала, что когда-то у Альберта имелся точно такой же рюкзак как и у Феди. Клееварову тоже вручили такой же подарок за активное участие в агитбригаде. Однажды они, молодые парни, перепутали рюкзаки в заводской бытовке. Федя первый обнаружил «подмену» и выразил досаду вслух: «Варя то, с моим рюкзаком домой смылся, что за рассеянный малый.» Ребята раззадорились, а Андрюха – тот самый, что потом билет на футбол подсунул – взял откуда-то фломастер и жирно вывел на кармашке: «ВАРЯ». Вот, дескать, теперь наш рассеянный Варя будет свою вещь опознавать. Когда Альберту вернули в таком виде рюкзак, он очень оскорбился. Само это прозвище его малость раздражало. Но теперь… Чтобы он куда пошёл с этой клейменной девчоночьим именем  сумкой? Ни за что!
     Он забросил рюкзак дома на антресоли. Но наступил день, а вернее вечер…
Это была июльская пятница. Альберт уже был знаком с Линой, и они собирались на дачу к её отцу под Тамбов.
    Оба они соврали своим матерям. Лина, конечно, сказала, что поедет к подружке. Альберт же приготовил для своей мамы удобную версию, про Подмосковную дачу Фединой тёти. После работы Альберт заскочил домой забрать подготовленную дорожную сумку, но рядом с ней обнаружил свой рюкзачок, плотно набитый какой-то снедью. Это постаралась мама. Она была хорошо наслышана о семействе Фёдора и посчитала, что негоже ехать в гости с пустыми руками. Нина Семёновна подготовила гостинчик: в ход пошел дефицитный продуктовый набор. Там были шпроты, сервелат, растворимый кофе, ещё что-то. И мама не придумала ничего лучше, как достать с антресолей этот «заклейменный» рюкзачишко и упаковать в него продукты. Перекладывать всё это было некогда, и Алька, подхватив обе поклажи, чмокнул маму в щёку и отправился в путь.
     Бедная мать, думал Алька, сбегая по ступенькам. Она наверняка сейчас посмотрит из окна мне вслед, мысленно желая доброго пути. Только она не знает, что её непутёвый сын отправится вовсе не на Ярославский вокзал, а на Павелецкий. И сядет он не на пригородную электричку, а на скорый поезд до Тамбова, на котором поедет со своей девушкой Линой. И «гостинчик», предназначенный Феде и его семейству, будет теперь вручен какому-то неведомому для мамы Тамбовскому дяде… На душе скребли кошки.
     Но вот на вокзале они встретились с Линой. Она ждала его на условленном месте под часами. Он пробирался к ней сквозь толпу «мешочников», приехавших в Москву за едой. Не удивительно, ведь это семидесятые годы! В провинции в магазинах – пустые полки. Ко всей этой смешанной колхозно-столичной массе, снующей по вокзалу, он, Альберт, воспитанный московский юноша, конечно же относится с некоторым пониманием.
     Вот он обнимает и целует свою Лину. Рядом с ней стояли битком набитые сумки: «папаше продукты везу». Такие же сумки, какие обычно везут люди из столицы на периферию к своим родственникам. Оказалось, что романтичная Лина здесь была не исключением.
      Лина деловито распорядилась, кто что понесёт. И Альберту достались эти тяжёлые сумки, теперь он сам как мешочник тащил их по перрону, а Лина шла впереди, закинув за спину рюкзачок с маркировкой «ВАРЯ». Смотрелось забавно.

***

Вот они сели в плацкартный вагон. Настроение было романтичным, кошки на душе уже не скребли.
     В Тамбов парочка прибыла глубокой ночью, где их на машине встречал папа Лины. На его «Жигули» они быстро добрались до пригородной деревни, где папа содержал старенький домик, именуемый «дачей».
     Уже брезжил рассвет, где то лаяли собаки и пели вторые петухи, как они вошли в низенький дом, напоминающий украинскую или южнорусскую мазанку. Не зажигая света, видимо, чтобы окончательно не разбудить деревню, они стали разбирать сумки.
     - Зачем же ты столько много продуктов привезла? - ворчал на Лину отец.
    - Как же, пап? Что-то сразу съедим, а остальное тебе впрок пригодится: у вас же в Тамбове в магазинах шаром покати.
     - Да у меня, дочь, и холодильника то здесь на даче нет.
- Да, ничего, за два дня ни испортится, а потом к себе в Тамбов заберёшь.
- Ну, тогда несите всю провизию в чулан. Там прохладней.
     Алька только было хотел вмешаться в разговор и всё думал, как вручить папаше «гостинчик» от Нины Семеновны, и что при этом сказать, как его выручила Лина.
- Что там в твоем рюкзаке? Говоришь что-то дефицитное съестное – тоже давай, утром разберёмся. – С этими словами Лина энергично подхватила его рюкзак и потащила вместе со своими свёртками куда-то в чулан. Альберт облегчённо вздохнул. Вот и всё… и почему-то об рюкзаке этом он забыл навсегда.  А вот теперь всё вспомнил до мельчайших подробностей.
     Он вспомнил, как потом они расположились «на досып».  Молодой то паре было не до сна. Это папаша тут же захрапел на диване за перегородкой. Зато утром отец разбудил их и позвал пить кофе. Для Альберта это показалось удивительным, как папаша разливает им в чашки из закопченного кофейника крепкий, необыкновенно вкусно пахнущий напиток, приговаривая: такого кофе вам никто не сварит. Это вам не то, что ваш растворимый. Это натуральный (отец показал взглядом на пачку молотого кофе, где то купленного по случаю)… Я на востоке служил. Научился…
     Кофе был действительно оч-чень вкусным. Удивительно, как можно было приготовить такой напиток в тех деревенских условиях, на закопчённой электроплитке, в старом кофейнике, из (возможно) просроченного молотого продукта…
     В воскресенье возвращались домой. Папаша вызвался отвезти их на машине до самой Москвы. Собирались в спешке. Отец нагрузил их яблоками. Были ещё какие-то сумки. Деловая и хозяйственная Лина  опять распоряжалась, что куда положить. Альберт собрал только свои вещи. Так странно, что о рюкзаке он больше не вспомнил. Видимо забыла его взять и Лина.
     Но почему, почему он уже больше никогда не вспоминал об этом эпизоде? Он помнил всё досконально, вплоть до того как ребята со смехом вернули перепутанную вещь, но уже с надписью «ВАРЯ», как потом он закинул это на антресоли и …всё. Потом, особенно после смерти Феди, он искал у себя дома этот рюкзак, но так и не мог припомнить, при каких обстоятельствах он его потерял.
     Неужели  эта ложь, которою он оскорбил свою маму, её искренний порыв передать «гостинчик» семейству Феди с его беременной женой и старенькой тётей… Эта ложь была ему так гнусна и противна, что пришлось вытеснить её из памяти вплоть до забвения.
     Но вот теперь он всё вспомнил. Всё это отработал в своей душе. Мысленно попросил прощения у всех: у мамы, Люси, Феди, его тётушки. У Лины… а теперь и… у Валерия.

***

     Он, Клееваров Альберт Георгиевич, великий учёный, гений, окунулся памятью в прошлое, только что услышав рассказ своего… сына. Здесь в Будущем они с ним почти ровесники. Если вести отчёт из Будущего, то их связывает история 50-ти летней давности.  Вот какие истории приоткрывают обычные рюкзаки! - Мысленно пошутил Альберт. А на самом деле ему хотелось крикнуть: Это же мой рюкзак, это я - твой отец! Как же ты меня не узнал?
     …Но, конечно он не крикнул. Не стоит будоражить Будущее.  Оно, Будущее, нежно строится из маленьких кирпичиков причинно-следственных связей и божественно корректируется течением времени, исправляющим косяки прошлого.
     В своей реальности Валерий уже встретил отца. Лучше поздно, как говорится, чем никогда. Это тот - пожилой, известный на всю страну учёный Клееваров.  Ждёт ли меня со временем точно такая судьба? Или для меня наступит  несколько видоизменённое Будущее? …А в моём Настоящем живёт ли такой Валерий?
     Стоп! Остановил он закрутившийся вихрь собственных мыслей. Надо быть здесь и сейчас. Даже если это «сейчас» - в Будущем. Вот сейчас рядом со мной стоит человек Валерий, мой ровесник, который оказался мне верным другом и надёжным помощником на все времена. Ради этого стоило жить и путешествовать во времени.

  Тут Валерий прервал своё задумчивое молчание: - Я ведь тебе ещё так и не сказал, какой сюрприз хранился в рюкзаке.
   - Что – ещё сюрприз? – воскликнул Альберт.- По-моему сюрпризов уже предостаточно. – А Валерий неутомимо продолжал:
     - Рюкзак, который я увидел у посетительницы, сильно взбудоражил мою память, плюс все эти события с кафе, я решил, что всё это неспроста – какой-то знак. Вскоре, когда мама вернулась из-за границы, я потребовал у неё рассказать всё недосказанное. Оказывается, моя мама, будучи мной беременная, переехала жить к своему отцу в Тамбов. Она полностью разругалась со своей матерью, и моя бабушка долго даже не знала о моём рождении. Моя мама взяла фамилию своего отца, то есть моего деда, и мне, как я уже говорил, дала фамилию и отчество по деду.
     Мама призналась, что рюкзачок этот моего отца, а отца тоже когда-то дразнили Варя. Но сказала это все вскользь, рюкзачок этот некоторое время ещё повисел у деда в чулане, внутренние отделения тщательно никто не осматривал.
     И только перед своей смертью дед мне рассказал кое-что ещё и убедил меня разыскать своего отца.
   - Что же он рассказал?
   Валерий, прикрыв глаза, погладил себя рукой по лбу, как бы живо представляя перед собой своего деда, и отведя взгляд куда-то в сторону начал припоминать тот давнишний диалог, стараясь всё передать слово в слово:

«- Ты, Валерка, послушай меня, - говорил дед. – Вот с бабушкой твоей мы однажды из-за какой-то ерунды поссорились и разошлись на всю жизнь. И дочь моя (твоя мама) такую же ошибку повторила. Но хоть ты не глупи. Найди своего отца, подружись с ним.
- А ты, дед, спросил я, ты-то с бабушкой пытался помириться.
- Да сколько раз… Эх, надо было настойчивее быть. Но однажды она меня прямо с лестницы спустила, в буквальном смысле – тут я уже и разобиделся.
    Это было, Валера, еще до твоего рождения. – сказал дед. - Молодые твои мамка с папкой всё ко мне на дачу наведывались. Однажды после их отъезда сунулся я в чулан, а там пучки сухой мяты висят – Линка любила  травы заготавливать. Был конец августа, и в следующий раз дочка обещалась приехать только на ноябрьские праздники. Но рядом смотрю, на гвозде рюкзачок висит: тоже кто-то из них забыл. Вот раззявы. Я залез внутрь, нет ли чего важного. И  в боковом отделении, обнаружил тетрадь с какими-то чертежами и расчетами. Надо бы отдать, вот как раз и повод нагрянуть в Москву и твоей бабушке показаться.
     Я сунул эту мяту в рюкзак. Быстренько астры на грядке срезал, нарвал в сетку слив, завел свои «Жигули» и срочным ходом в Москву…
   …Лины в тот вечер дома не было (они какого-то парня хоронили). А от мамы её вот уж мне досталось. Ей уже соседи насплетничали, что я у подъезда появлялся, когда Лину в прошлый раз с яблоками провожал. Ты, говорит, врать её учишь, теперь мне всё известно, что она к тебе ездит.
     Мне как раз не нравился весь этот обман, я и хотел с ней, с бывшей-то женой, обо всём поговорить, наладить отношения, пусть хоть снова не сойтись, но остаться друзьями.
   -  Ну и как?- спросил, я, наладилось у вас?
- Куда там! – ответил дед.-  Так, вместе с пучками мяты, астрами и сливами я был выпихнут и не выслушан.
   Обидно мне стало и очень стыдно, - с досадой рассказывал дед. – «И смех, и грех, как я по ступенькам покатился, и слива вся по лестнице рассыпалась. О том инциденте Лине я никогда не рассказывал. Рюкзак этот снова отвёз на дачу, да с глаз долой в чулане повесил, вместе с мятой. А тетрадку с расчётами с тех пор в комоде хранил. Если хватятся, думаю, то и отдам. Но никто не хватился.»

***

Валерий завершил рассказ деда, посмотрел куда-то вдаль и добавил:
     Эти чертежи мне дед тогда и вручил.
- И ты стал разыскивать отца? – поинтересовался Альберт.
- Как я уже говорил, у мамы с отцом случайная встреча вышла. И всё расставилось на свои места. Теперь мы уже знали, что мы отец и сын. Но мы были оба взрослые дядьки.
- И?
- И наши отношения остались, можно сказать дружеско-деловые. Паспортные данные я прежние оставил. А вот мама… мама моя фамилию отца взяла: поженились они. Оказалось, их встреча возымела более эмоциональную окраску, вновь возродились чувства… Ты  удивлен? Такое бывает!
      Кстати, этим чертежам отец был очень рад, хотя поздно они к нему вернулись. На тот момент он помогал мне оборудовать в клинике охранную сигнализацию по новым технологическим стандартам. Тогда, я и рассказал ему о неком таинственном приборе «ЛЮАЛЬ-2», хранившемся у меня в сейфе.
-  Эх, сказал отец. Кому-то удалось, но не мне, а я всю жизнь мечтал изобрести вот такую машину времени.
- Действительно ли этот прибор «волшебный» и что мне с ним делать?   Спросил я?   
     Повторяю, что мне ответил отец:
«Храни это до поры, до времени. Жизнь всё расставит по своим местам. Тебе будут знаки, когда и кому приоткрыть эту тайну. Но не поддавайся на искушение с ходу. Переспроси себя, а действительно ли час пробил?»
Вот и пробил этот час, сегодня я открыл тебе эту тайну.
   Психотерапевт Будущего смотрел на своего нового друга, как бы ожидая ответа: что же делать дальше?
    Каждый из них впал в состояние глубочайшего напряженного раздумья.
Первым очнулся Альберт: вздохнул, потянулся и устало потёр веки.
   - Знаешь, что Валера, - произнёс Альберт, - проводи меня домой, ко мне в моё настоящее, в мой 2000-й год. Перенесёмся мы туда с помощью моего устройства ЛЮАЛЬ-1. А потом простимся. Ты вернёшься к себе в Будущее с помощью этого же устройства. У тебя есть надёжный сейф, и тайны ты хранить умеешь. Где один прибор, там и два – сохранишь оба. В твоей жизни будут новые знаки, пробьёт новый час, и тогда ты поймёшь, что тебе делать с этой тайной.

Продолжение – глава 31: http://www.proza.ru/2019/11/27/839