Тициан Вачелио . Се человек (Esse Homo). 1543 г. Музей истории искусств, Вена
Картина является признанным шедевром Тициана 1540-х годов. Продолжая традиции своих монументальных работ, Тициан снова переносит евангельские события в действительность своего времени.
По сообщению Вазари, картина написана для фламандского купца Джованни д’Анна (ван Хаанена), имевшего в Венеции дом на Большом канале в приходе Сан Бенедетто. В 1574 году её там видел французский король Генрих III. По свидетельству Ф. Сансовино, в 1580 году она находилась там же.
В основе картины показан момент ,когда прокуратор Иудеи Понтий Пилат показал народу Иерусалима после бичевания Иисуса Христа, одетого в багряницу и увенчанного терновым венцом, желая возбудить сострадание толпы.
"Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: «се, Человек!» Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: «распни, распни Его!» Пилат говорит им: «возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины». »
Событие это имело место поздним утром Страстной пятницы, в иерусалимской претории рядом с башней замка Антония.
Выражение стало крылатым. Его употребляют, в частности, когда хотят указать на достойное сострадания положение цивилизованного человека нашего времени.
Пилат выводит измученного Христа к толпе, которая неистово требует его казни. Основное действие разворачивается у лестницы роскошного дворца прокуратора.
Пилат, облачённый в голубую с золотом одежду, указывает жестом на Христа. Сколько страдания и скорби запечатлено на его измученном лице! В этом образе художник воплощает возвышенное представление об идеале Человека, вступившего в трагический конфликт с миром и властью.
На ступенях лестницы и на площади, перед Пилатом, указывающим со словами «се человек» на истерзанного пытками Христа, шумит пёстрая и нарядная толпа людей: воины и изысканные юноши, всадники как в рыцарском облачении, так и в восточном стиле, и стражники с алебардами.
Посмотрите, как по-разному воспринимают происходящее в пёстрой толпе народа! Как разнообразна представленная автором гамма эмоций и чувств! Большинство персонажей равнодушны и безучастны к судьбе Христа.
Пожалуй, наше внимание способна привлечь лишь фигура золотоволосой девушки в белом платье с розовым платком, поддерживающей упавшего на колени ребёнка. Несомненно, для художника она является символом нравственной чистоты и истинности веры.
Но вокруг неё любопытная и безразличная ко всему толпа, враждебная Христу. Ничего, кроме слов злобы и мести, не будет произнесено в эти роковые минуты. «Распни, распни Его!» — звучит над толпой яростный крик.
Долгое время Картина рассматривалась главным образом как собрание современных Тициану выдающихся деятелей: считалось, что у Пилата есть черты Пьетро Аретино; великолепно одетый пожилой мужчина на правом переднем плане был венецианским дожем в то время Пьетро Ландо; за ним стоял османский рыцарь Султан Сулейман II; а дальше справа - его военный противник Альфонсо д'Авалос (Венеция победила турок в Тунисе в 1535 году).
Молодая женщина, одетая в белое, считалась дочерью Тициана. В отличие от искусства южных Нидерландов, эта сцена, в которой толпа требует предания смерти Христа (Луки 23: 13–25; Иоанна 19: 13–16), редко изображалась в итальянской живописи. Фламандское происхождение заказчика, вероятно, объясняет необычный выбор темы.
Тициан сосредотачивает все внимание на фигуре Христа, хотя она расположена на краю картины.Молодой человек в полном смятении на переднем плане слева задает композиционное настроение.
Солдат, которого мы видим сзади, ведет зрителя вверх по ступенькам к главному герою.
Двойной орел Священной Римской империи на его щите и подпись на пергаменте справа от него с надписью «eques ces [aris]» - это знак почтения к императорскому двору, официальным членом которого Тициан стал в 1533 году.
Нерешительная позиция Пилата указывает на его неоднозначную историческую роль; его голова обращена к грубой толпе, прижимаясь вперед и снова направляя взгляд зрителя на Христа.
В 1620 году картина была куплена герцогом Бекингемским. В 1648 году приобретена правителем Фландрии эрцгерцогом Леопольдом Вильгельмом для его брата императора Фердинанда III. В 1718 году картина передана из Вены в собрание Габсбургов в Праге, в 1723 возвращена в Вену.