На Гора Посте. Продолжение

Наталия Ланковская 2
     Ко мне тоже многие соседские дети приходили. Я с ними играла, делала им ветряные вертушки - такие пропеллеры из плотной бумаги, на палочке; "телефон" из спичечной коробочки и нитки на пустой катушке; учила раскручивать на нитке пуговицу, чтобы потом, когда нитку растянешь, она крутилась, образовывая сплошной круг... Но больше всего они любили слушать сказки... Я им "Шах Наме" своими словами пересказывала. Они просто плакали из-за рустама и Сухраба; плакали, а сами просили всё снова и снова ту же историю рассказать. Очень она им нравилась.
     Серёжа, Гирька и Наташка очень гордились мною, хвастались - это, мол,наша студентка, она у нас живёт...
     Когда ко мне приходили девчонки с нашего курса, тётя Ася отзывала меня в сторону и вручала тарелочку с пахлавой или кятой:
- Возьми, возьми... У тебя гости, надо гостей угощать.
     Гости мои не отказывались. Мы ни от чего не отказывались вообще: аппетит у нас был... студенческий. Стипендии пролетали, как птички. Вот, казалось, только что её получила, только что от кассы-то отошла; вот, в этом кармане была - и уже её нет... Тётя Ася эти моменты как-то схватывала и старалась нас подкормить. Прямо   она этого не делала: мы бы стеснялись и не ели. Но она приносила нам на блюдечке всякие соленья-маринады и говорила:
- Вот, ахчик, попробуйте, как получилось - что лучше, что хуже. А потом мне скажите. Я тогда буду знать, как в другой раз лучше сделать.
     Как всё это было вкусно!.. А лоби с чесночной или алычовой подливкой!.. Как вспомню... Ну почему я ничему не училась от тёти Аси, когда там жила!Глупая была потому что, молодая...
     Да, но я про Женьку.
     Женька, как я уже говорила, работала продавщицей в том магазине, что ближе к вокзалу. И вот что меня смущало: я сама видела, как Женька с напарницей, Ленкой, разбавляют водой томатный сок! Не стесняясь. Да ещё и шутят между собой - а ведь обе комсомолки.
     Ленка, увидав мою ошарашенную физиономию, расхохоталась:
- Женька, ты её где выкопала?. С виду, вроде, взрослая девка...
- Это мамина квартирантка, студентка... Ты её не обижай, она нам как родная. Ты ей лучше сока стакан налей. Цельного, неразбавленного. - И обе рассмеялись. Представляете? А мне было так неловко, что я попробовала не взять этот сок.Даже посмотрела так гордо, осуждающе. Ленка опять рассмеялась:
- Бери, бери! Где ты ещё такого попробуешь, неразведённого?
- В другом магазине! Где не разводят!
- А нету таких магазинов! Нигде нету! Все разводят.
     Женька сказала:
- Откуда ей знать? Она молоденькая ещё. В торговле не работала.
   Ленка стала меня жизни учить, уже серьёзно:
- А ты подумай сама. У продавца законная зарплата - от тридцати до шестидесяти. Если всё по-честному, то как жить? У тебя какая стипендия?
- Пятнадцать. Это сейчас, на первом курсе. Потом, говорят, прибавят.
- Во-т!.. Надолго хватает? И это только на еду. Одевают-обувают вас родители. А нам на наши копейки жить! Кому-то ещё и семью кормить... И никто в торговле так не живёт. Все выгадывают. Понемногу, если совесть есть: там чуток недовесишь, тут чуток недомеришь... Так и живём.
- А ты думаешь, я вот маме гостинцы приношу - это откуда? а вот всё же и оттуда! - вмешалась Женька. - То сахар, то крупа, то колбаска... Это же всё деньги, Наташа, всё деньги!.. Там отсыпешь, тут отрежешь... Без этого я бы вообще... зимой без чулок ходила. Думаешь, на эту вот сумочку мне Сурен заработал? Заработает он, как же... На своей-то фабрике... Он у меня честный!
      Говоря мне это всё, Женька что-то из-под весов доставала, какие-то их лукавые приспособления. Деловито так, привычно. Посторонних ведь не было: магазин закрыт. Ленка говорит:
- А работа у нас какая? Ты себе представляешь, какая у нас работа? Я за день, за свои-то полсотни, несколько центнеров товара перебросаю - вот этими самыми руками. Да ещё всё взвесить надо, завернуть. Порезать. Видишь, какой у меня тут мозоль от ножа? Да ещё улыбайся, кому попало... Домой приду - ребятишки на мне виснут, у меня двое; мама уже год как не встаёт. Муж - ничего, нормальный муж. Пьющий маленько; но не так, чтобы - но бывает... А у меня спину ломит, ни рук, ни ног не чую... И всё это за мои полста? Вот уж нет, ищите дуру... Ты пей, давай, сок, пей! Цельный сок, неразбавленный!
     Я выпила. Что ж... Можете меня осуждать.