Первый урок

Валентина Телухова
У нас в родне много педагогов. Есть учителя математики, физики, химии, биологии истории, русского языка и литературы, географии, физкультуры и труда (технологии, как этот предмет называется по-новому). То есть, можно открыть школу и укомплектовать учительский состав одними родственниками. У нас душа лежит к деткам. Однако, в последующем поколении этот интерес к педагогической деятельности немного снизился. Наши внуки выбрали другие профессии. Ира, например, стала ландшафтным дизайнером, Павлик - торговым представителем, Саша - строителем, Лена пошла в медицинский институт. Я уже думала, что в педагоги не пойдет никто. И вдруг сама, без всякого моего влияния, моя родная внучка выбрала профессию педагога. Правда я ей посоветовала стать учителем начальных классов.

- Пойми, у предметника труд гораздо тяжелее. Вот я, например, работала учителем истории. Два урока в неделю у ребятишек, нагрузка была двадцать четыре часа. Двенадцать классов учила одновременно. Триста шестьдесят учеников. Всех нужно знать, со всеми установить контакт, ко всем найти подход, всех научить. И материал в старших классах сложнее. Знаешь ли ты, что на уроке, когда я объясняла законы диалектики старшеклассникам, я так напрягалась, что чувствовала, как по спине стекают капельки пота. Да, да. С такой отдачей я работала.

А сейчас классов больших нет. Дисциплину держать учителю легче гораздо. А в младших классах ты работаешь с одним классом. Это уже преимущество. Ты работаешь в контакте с родителями, которые еще не устранились от контроля за своими детьми. Ребятишки перед тобой, как на ладони.

Мои ли доводы, её ли рассуждения, но что-то привело мою внучку на скамью педагогического колледжа. И вот она – студентка. Долго ли коротко, но оглянуться мы не успели, как вышла она на свою первую педагогическую практику в школу и дала первый в жизни самостоятельный урок.

Юный педагог восемнадцати лет от роду давала урок музыки в первом классе. Музыкальные инструменты. Долго она сидела над планом урока. А я тут со своими советами. Маленькие же детки. Им бы еще играть да играть. Вот и перенасытили мы урок игровыми моментами. Строгую зарядку-пятиминутку мы заменили музыкальной. Скоро Новый год. Вот и придумали мы сделать зарядку под пение хоровое. "Маленькой елочке холодно зимой!" Под пение этой фразы дети должны были поежиться и присесть. Под пение второй строчки "Из лесу ёлочку взяли мы домой" - дети должны были встать, а под пение слов "Бусы повесили!" должны были потянуться. Высоко бусы повесили. Со словами: "Встали в хоровод! Весело, весело встретим Новый год!" они должны были маршировать на месте.

Вы бы знали, как малолетним школьникам приглянулась эта зарядка! Правда, пение, как сказала внучка, было похоже на кошачий концерт, но исполнители были в полном восторге!

А когда юный педагог Татьяна Юрьевна, тоже по моему совету, предложила ребятишкам сделать воображаемую дудочку, прижав кулачки к губам и погудеть, два раза никого приглашать не пришлось. Загудели так, что и в соседнем классе стало слышно.

Детям урок понравился. В школьном коридоре они обнимали молодую учительницу.

- А Вы к нам еще придете? Нам так понравилось. Еще так поиграем?

Танечка пообещала, что непременно придет еще. Только вечером, когда после боевого крещения она вернулась домой, она горько расплакалась. За урок ей поставили четверку. Снизили оценку за шум на уроке и за отсутствие дисциплины.

- Как держать дисциплину на уроке? - спрашивала она меня вечером.

Какой же дать совет? После некоторых раздумий я все-таки дала один и очень важный - пресекать нежелательные действия на раннем этапе. Даже самое маленькое нарушение не оставлять без внимания. Приложить палец к губам и дать понять жестом шумному ученику, что он - мешает. Заявить в самом начале урока, что она слышала о том, что ребятишки - люди дисциплинированные. И умеют себя достойно вести. И она надеется на то, что дисциплина будет высокой.

И вот она звонит мне прямо после урока и ликующим голосом говорит, что дисциплина на уроке была безупречной, и что за урок она получила оценку отлично. Похлопала я в ладошки от радости. Ура! Знай наших!
Не думаю, что ей очень помогли мои советы. Может быть, больше помогли мои слова.

- Расслабься, девочка. Все у тебя получится. Ты же умница!

А может быть и смешные истории, которые я ей поведала за завтраком. Всякие курьезные записи в дневниках учеников, которые я нашла в интернете.
Вот пишет разгневанный учитель первоклассника: "В раздевалке на физкультуре потерял свои штаны, пришел на урок в трусах! И хоть бы хны!!!"

А учительница литературы выдала шедевр: "Ваша дочь не знакома с Пушкиным. Примите меры!!!" Постаралась и математичка. "Весь урок геометрии громко смеялся над описанным треугольником и вопрошал, а за что его так?"

Мы от души посмеялись вместе. И вот еще одна учительская жалоба в дневнике. "Ваш сын так бегал на перемене, что упал и набил шишку. Почему?" Отец ребенка ответил прямо в дневнике: "Потому что пол твердый!"

Как бы там ни было, а моя девочка справилась достойно. Правильно утверждают, что счастье в борьбе и преодолении. Да. Вот именно в преодолении.

И опять я вспомнила ликующий голос Татьяны Юрьевны. И у самой возникло такое непреодолимое желание крикнуть "Ура" и подбросить в воздух ну, не чепчик, так хотя бы белый бумажный листок. Все-таки победа, чтобы там не говорили, делает нас счастливыми!!! И опять я вспомнила слова моего любимого Льва Толстого: "Вековое заблуждение человечества в том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать. А счастье человека - в труде!"
Пожелайте моей внучке ясной и светлой дороги на педагогическом поприще. Пусть у неё все всегда получается!
В жизни важен первый шаг. А господин опыт будет накапливаться по капельке и сделает её сильнее.