Зима

Валентин Валевский
<> о временах языческих <>

Затворяет Чур[1] завесу
Всей природы[2] на засов,
И зима бредет по лесу —
Сыплет снег из рукавов.
Снегом землю засыпает
И с метелями поет,
Воду в реках закрывает —
В три аршина льды кует.
Ночью баб в округе будит,
Завывая под окном;
Крутит, мутит, баламутит,
Заметает все кругом.
Но, неся вокруг морозы,
Не морозит сердце дев,
На окне рисуя розы
Под шальной ветров напев.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

[1] Чур – старославянское божество границ и межей, тесно связанное
с культом умерших предков и вечного холода, а потому ассоциировав-
шееся у древних славян еще с началом зимней поры. У зап. славян это
божество известно также в его женской ипостаси под именем Чара, о
чем упоминает польского веб-ресурс «Slowianie – Wiara Przyrodzona»:

«Прозвище Чара подчеркивает женственность богини, т. к. чара – это
ритуальный сосуд, наполняемый во время особого обряда молоком и
медом, а также одуряющими отварами. Здесь также привязка к чарам
– очаровывать, чаровать – чертить черты […], «чарцити» (старослав.)
– чертить, «чара» (чешск.) – линия. […] Ипостась божества была изве-
стна на Руси как Чур (род мужской ему был придан в эпоху преимуще-
ственного почитания богов по мужским характерным признакам)…»
Перевод с польского Валентина Валевского, ссылка на веб-источник и
оригинальный текст:

https://wiaraprzyrodzona.wordpress.com/bogini-chorsawa/

«Przydomek Czara podkresla zenskosc bogini, albowiem czara to naczynie
obrzedowe, napelniane w specjalnym rytuale [...] mlekiem i miodem oraz
wywarami odurzajacymi. To takze nawiazanie do czar – oczarowywac, cza-
rowac – kreslic czerty […], czarziti (starosl.) – kreslic, czara (czes.) – linia
[…] Postac bostwa byla znana Rusi jako Czur (rodzaj meski pochodzi z ok-
resu zdominowania pocztow bogow przez pierwiastek meski)...»

Как видно из всего вышесказанного, в обеих своих ипостасях этот бог
или божество имело общие свойства, будучи подобным у всех славян.
Российский интернет-ресурс «IstMira.com» дает об этом божестве сле-
дующую характеристику:

https://istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/11536-chur.html

«В языческой мифологии древних славян был бог Чур. Это божество
домашнего очага, оберегавшее границы земель, принадлежавших се-
мье или племени. Оно тесно связано и с культом умерших предков, и,
по представлениям живших тогда людей, защищало их собственность
[…] Слова «чур меня», например, означают «защити меня бог», а вы-
ражение «чересчур» говорит о пересечении какой-то запретной грани
в делах или помыслах. Имя произошло от слова «щур», означавшее
покровительствующего предка (отсюда дошедшее до нас «пращур»).»

[2] В дохристианские времена все славяне исповедовали язычество и
верили во многих богов: Сварога, Святовита, Перуна, Ладу и прочих,
общих для предков поляков, чехов, моравов, словаков, сербов, словен,
хорватов, русских, украинцев, русинов, белорусов и др. слав. народов.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

в качестве иллюстрации к материалу произведения
представлена картина иллюстратора Leszek Stanko
https://images91.fotosik.pl/412/ae2a9076ea5d5f60.jpg

© Copyright: Валентин Валевский, 2010, Стихи.ру
Свидетельство о публикации №110060105938