19. Бытие того, кто существует. Заключение

Сергей Михальчук
Богословская Антропология

Бытие как духовное явление.

Бытие того, кто существует.

Возникновение и формирование «сознания» как раз и происходит в этой «духовно-нравственной среде», которая и приводит к формированию «словесного мира» - «мира языка как психологического явления», обнаруживающего присутствие «духа» и делающего очевидным это «присутствие». Поскольку язык формируется как «взаимодействие индивидуального мышления и чувствования», и имеет своим основанием «необходимость общения сознаний», постольку становится «очевидным», что конечной целью возникновения «языка» является «нравственная оценка своих и чужих поступков». А весь комплекс «этических и эстетических душевных качеств сознания» есть лишь инструментарий для выполнения этой «нравственной оценки», которая является «воротами вхождения душевности в духовность», возможностью взаимодействия психики и пневматики. Чем богаче «психическое содержание сознания», тем напряжённее «нравственное поле его души» и тем больше его «духовный потенциал», который нуждается в более сложной «языковой системе» для своего выражения. И, напротив, «скудность и бедность языка», наличие в речи «мата и жаргонизмов», свидетельствует об «нравственной ограниченности» и, возможно, о «стремлении к безнравственности», которое может свидетельствовать о «демонизации сознания».
«Бытие сознания» есть психо-пневмологический процесс, имеющий своим началом «индивидуальный конструктив сознания», а конечной целью - «лично-персональную конструкцию сознания». Этот процесс часто ошибочно называют процессом социализации, забывая о его пневмологической составляющей. Общественно-социальная психическая среда не является единственным условием возникновения человеческого «сознания», ибо возникновение и формирование самой «человечности» возможно только в условиях «пневмологического присутствия другого сознания», которое требует «сознательных нравственных усилий», вводящих оба «сознания» в специфическую духовно-нравственную область библейского «добра и зла».
Вне этой «пневмологической области» человеческое «сознание» оказывается подвержено «болезни библейского голода» - «пневмологического истощания», которое вызывается чрезмерной «психологизацией сознания», причиной которой является «несводимость сознания к психологии и нейрофизиологии мозга и центральной нервной системы».
Взаимодействие «психики» человека с его «пневматикой», с одной стороны, и с человеческой «телесностью», с другой стороны, носит чрезвычайно сложный, очень неоднородный, экстремально иерархический, крайне неизотропный и катастрофически анизотропный характер. Что и объясняет все проблемы сотрудничества психики и пневматики, которые описаны библейским сюжетом о «грехопадении». Только представте себе человеческую психику, являющуюся взаимодействием «сознательного» и «бессознательного» - две совокупности психических процессов, одни представлены в «сознании» человека, проходя через его «самосознание», а другие не представленные в «сознании», потому, что человеческое «самосознание» поражено неверностью своему «духовному» основанию, являющемуся одной из двух причин «бытия сознания». Это самое «бытие сознания», отличие его реальности от того, что само «сознание познаёт и психически конструирует о своём бытии», можно описать песенной фразой о том, что человеку хотелось бы: - «Жить, а не существовать»! Пневмологическая реальность «жизни» отличается от психологических рассуждений о «жизни», как раз на психологический же объём и содержание этого научного термина и понятия - «существование». Научно-психологические рассуждений о «жизни» вынуждены учитывать взаимодействие всех составных частей «сознательного» (иерархия человеческих «Я» в сознании) и «бессознательного» (подсознание и надсознание); переходы пространственных масс и объёмов между тремя уровнями: био-, психо- и пневмо-; обращение и перетекание временных потоков и энергий в трёх сферах существования человека: плотской, душевной и духовной. Их объединением представляется «закон о сохранении информации», её преобразовании при перетекании из одних («материальных») уровней и сфер в другие - «нематериальные».
«Сознательное» и «бессознательное», составляя единое энергоинформационное, то есть духовно-нравственное пространство жизни «сознания»,[2] не исчерпываются тем, что может быть понято только рационально. Если сравнить пространство жизни и «бытия сознания» с айсбергом, то «рациональное» - лишь надводная его часть, тогда как большая часть «бытия сознания» - это область «иррационального объёма взаимодействия «сознательного» и «бессознательного», приходящаяся на труднодоступную для «сознания» пневмологию взаимодействия «духа» и «материи» и на более доступную для «сознания» область психологии стремления «материи» к «духу».

[2] Все информационные процессы в «материи» обретают своё единство в нравственности и «духовности»! Здесь сходятся воедино энергия и информация. Это конечное единство образно описывается народными пословицами: «Все дороги ведут в Рим», «Язык до Киева доведёт» и т.п. А также библейским сюжетом о «разделении языков на строительстве Вавилонской башни».

Наподобие дискуссии о том, что чего определяет: «бытие определяет сознание» или «сознание определяет бытие», ведётся и дискуссия о том: - «детерминирует ли бессознательное сознание или нет». Некоторые, например, З. Фрейд, считает «биологическое подсознательное бессознательное» объективным по отношению к «сознанию» фактором, отрицая существование «пневмологического надсознательного бессознательного». Эта «детерминация» скрыта от «сознания», ибо не представлена в его повседневном опыте, но такая «детерминация» всегда преодолима, в случае обретения «сознанием» подобного опыта - «опыта расширения сознания». Чему мы и имеем массу подтверждений в историческом бытовании «чудес» всякого рода: в мистике и религии, парапсихологии и экстрасенсорике, биологии и медицине, психологии и пневмологии. - Имеем в виду и достижения психологической науки, и «религиозную» жизнь вообще, в особенности «духовную» жизнь (святость) христианских подвижников.
Для правильного осмысления достижений современной психологии, необходимо помнить о том, что современное состояние «бытия сознания» названо в библейском предании «ветхим» совершенно неслучайно. Именно эту «ветхость» отражают слова Фрейда о том, что человек: - «Не является хозяином в собственном доме» и его «сознание» вынуждено: - «Довольствоваться жалкими сведениями о том, что происходит в его жизни бессознательно». Пневмологические потери сознания, приведшие к «психологизации духа», к «иллюзии духовности», при которой «душевная сфера существования» человека ставится на главное и конечное в его развитии место «духовной сферы», искажает, как бы «ликвидирует и обрывает» связь «сознания» с «надсознательным бессознательным». Происходит нарушение естественного перетекания потоков энергии и информации между «материей» и «духом», между «небом» и «землёй» в «сознании».
Обстоятельство «неуслышанности» этого «надсознательного бессознательного» создаёт в «сознании» состояние «мнения» - «лукавую иллюзию свободы» от действия объективных энергоинформационных законов и факторов, выражающихся в духовно-нравственных порывах и позывах «сознания», называемых - «совестью».
Подобное фрейдизму мнение продуцирует и классическая материалистическая философия. Например, по Марксу, «бессознательное» имеет социальный характер, то есть речь снова идёт о психологии без пневматики. - Индивид лишь «повторно переживает» в своём «сознании» накопленный до него «опыт социального бытия», но не принимает участия в его формировании! Социум, при этом, выступает как некая «объективная данность» никак не подвластная «индивидуальному сознанию». Оно не может никак осознавать ни того, как формируется «социальное бытие», ни того, как оно «детерминирует» его. - Роль пневматики «индивидуального сознания» этим полностью сводится к нулю.
Нельзя отрицать определённую правоту марксизма в этом вопросе, ибо пневматика - есть прерогатива «духовной сферы существования индивидуального сознания». А «общественное сознания» полностью заключено в объёме своего «социального бытия», не выходящего за рамки социальной психологии. Оно связано с «духовной сферой», с пневматикой, лишь «духовными порывами» и «духовными прорывами» индивидуумов, отдельных своих представителей. Об этом утверждает и Библия: - «Бог говорит с народом через его пророков»! Ведь уже сказано: - «В богообщении нет социального аспекта, а только социальное измерение, заключаемое в общей молитве». Особенности отношений между пневматикой и психологией, между «духовностью» и «душевностью», определяются «иерархичностью конструктива сознания», в котором присутствует «земной» или «природный аспект бытия» и «небесный» или «личный аспект бытия». И последний превалирует над первым, как утверждает троическое богословие и тринитарный догмат - догмат о бытии святой троицы: Отца, Сына и Духа.
Разрешение проблемы «грехопадения» - противоречия между «сознательным» и «бессознательным», состоит в возвращении пневматики «индивидуального сознания» на положенное ей место. В отказе индивидуума, общества и государства от курса на чрезмерную рационализацию и психологизацию «сознания», как индивидуального, так и общественного. Никакие надежды марксизма на общественные изменения, а фрейдизма на деятельность врачей-психоаналитиков, не смогут осуществить «дело освобождения сознания от власти бессознательного». Никакие социальные революции или реформы не в силах «освободить людей из плена бессознательного», без «целительного нравственно влияния духа на сознание». Того «влияния», которое восстанавливает «гармонию общения духа и материи», называемую в евангелии - «верой»: - «По вере вашей да будет вам»!
Указанные особенности «общественного сознания», обладающего своим специфическим «общественным бытием», не позволяют напрямую связывать общество с «арифметической суммой индивидуальных сознаний». Этого не позволяет сделать так называемая «индивидуальная пневмологическая аберрация» или «дефект масс индивидуальной духовности», которые возникают при «общении индивидуальных сознаний». Хорошим примером этому может служить «язык, имеющий «общественную психологическую природу». - Про людей одного и того же общественного положения и социального статуса, но имеющих различия в своей пневматике - в качествах своей «духовной сферы», говорят, что: - «Они разговаривают на разных языках»! «Бытие общества» влияет только на состояние «общественного мнения». А «сознание», изначально имеющее индивидуально-ипостасную природу, не вполне определяется «общественным мнением», хотя последнее и влияет на первое. Ведь в обществе всегда есть те, кто в духовно-нравственно выше или ниже текущего «общественного мнения».
В то же время, «язык», как психологическая реальность, объективно «связывает воедино сознание отдельных людей», служа основанием «речи» - средством социальной коммуникации, инструментом строительства и единения общества, и средой его существования.
Другой особенностью «бытия общественного сознания» является общественная или историческая «память»! Она интересна тем, что, в отличии от «памяти индивидуальной», никогда не прерывается. В этом непреходящее пневмологическое значение «бытия общественного сознания», которое является «основанием присутствия духа в материи», делая общество, его «социальное бытие», «средой и матриксом духовного бытия», «холстом и красками», которыми личность человека, его ипостасное человеческое «Я», «свидетельствует и фиксирует своё духовное присутствие в обществе» - «присутствие нетварного в тварном».
Только ввиду фиксации этого «присутствия» и можно говорить о «бытии общественного сознания» как о «духовном» явлении. Общество, само по себе - явление «душевное», ибо не существует общественной пневмологии! «Духовная» жизнь каждого человека отражается в «зеркале бытия общественного сознания». Это «отражение» складывается из «духовности» его «отношений», в которые он вступает с «природой» и другими людьми, в процессе своей «плотской» и «душевной» жизни; своего религиозного, культурного, экономического и политического общения.
Опыт и история этого индивидуального общения, накапливаемый «общественной памятью», становится источником идей, представлений, принципов и норм, знаний и технологий, которые фиксируются в нравственных прозрениях философии, в нравах, морали и праве, произведениях и достижениях искусства и науки, в общественном мнении и государственной идеологии. - Такова структура «бытия общественного сознания», проистекающая из ипостасного, пневмо-психологического опыта «индивидуального сознания».