Ярила. Миф

Валентин Валевский
1

Был на этом свете богочеловек[1],
Мир людей его Ярилой[2] называл.
Жил Ярила там, где власть свою снискал
И куда направил жизни трудный бег,
Но и тем стеснен всегда Ярила был,
Что с теснотой навеки не дружил.

2

Восскорбел он, что обычаи Земли
Утесняют людям мудрые сердца,
И взлетел тогда на Небо он Отца
На ладье златой в заоблачной дали.
На полотенце светлой радуги он взмыл
И на облаке стал жить как сторожил.

3

Др'евко знамени он по'днял до Звезды,
Не простой бунчук привил, а жезл благ,
Кружевцом обахромил еще свой стяг,
За хвосты комет держась как за узды.
Стал покачивать он знаменем как сыч,
Всюду к бою издавая княжий клич.

4

Рвет он радугу земную на куски,
Краски людям разнося во всякий дом.
Гнет он горы лет и трет свои виски,
Не стремясь дела оставить на потом.
Но, увы, затмилась радуга сама...
И затем накрыла Небо вскоре тьма.

5

Воют ветры, серый в тучах небосвод,
И ползет повозка Кривды, как удав,
Запряженная драконами невзгод,
На которой восседает Семиглав.
Устремляя колесницу кто куда,
Скачут, мчатся кони эти в Никуда.

6

Грива пышная, щетина их торчит,
Вся топорщится на теле, дыбом встав.
То нелегкая друг к другу их стремит,
То сплетаются они в единый сплав;
То как вкопаны стоят во весь пролет,
То рванутся сразу, резвые, вперед.

7

Этот бег коней похож на крылолет,
Что надрывом будоражит круговерть...
Снизойдя из преисподненных ворот,
Вероломно топчет Смог земную твердь.
Злые дивы, бесы, покидая Юг,
К Северу спешат проделать новый круг.

8

Там, на Севере, Ярила-сторожил.
На Восток своих уносится земель.
Созывает он владык пяти светил
И другим пяти князьям дает он цель.
Ставит то'тчас в строй для вылета он их
И на Запад высылает пятерых.

9

Тут Стрибог шальной взмывает на ветрах,
Слева Хорс бежит, а справа — сам Сварог,
Впереди Перун, а сзади Волох-Влах,
Снизу Макошь рвется, а вверху — Дажьбог,
С ним Купала мчится — для леченья ран, —
Он в подлекари еще Дажьбогу дан.

10

А с собой Ярила Ладу взял в пути,
Что дороги расстилала как постель,
Дух Ядрея мощь придал его груди
И зажег во тьме над ним лампадку Лель.
Всё смешалось и запуталось как рой
И Ярила потерял в душе покой.

11

Все толкутся, словно ком ужей, летя
И друг дружке нанося большой урон.
Каждый туром прет, пинается как слон,
А на деле — просто глупое дитя.
Зацепившись, в клочья рубятся и рвут,
И несметные еще напасти тут.

12

Словно капель в ливне-проливне полно
Беспокойных и отчаянных существ.
Без вина здесь будто каждому вино,
Без чудес тут столько дивных неестеств.
Сам Ярила всюду ходит сам не свой,
Еще пуще разжигая княжий бой.

13

Вскоре в ужасе сдается Семиглав,
Сам он схватку от бессилья прекратил —
Потащился вслед Яриле как удав
И, рассеяв тьму, себя же умертвил.
Только в Пекле снова чудищем воскрес
И заплакал, потерявши всякий вес.

14

Про'клял многажды, что явлен был на свет,
Возопил уже к богам от горя он.
Дал Яриле он тогда святой обет,
Что не будет больше тьмою окружен;
Что судьбы его горячая ладонь
Людям темным даст спасения огонь.

15

И простил Ярила этого бича,
И отдал ему за это Правды меч,
Чтоб долой всегда сгонял он Кривду с плеч,
Не рубя ни в чем с горячего плеча.
Потому и зван Семарглом Семиглав,
Меж богами ныне Огнебогом став.

16

Объявил тогда Ярила: „Тьму вещей
Приобщу я к той единственной одной.
Сотворю для всех судьбы летучий змей,
Города любви и рай богов цветной.
Миру мир я дам, и пусть ведет Триглав
К свету звезд во тьме, кумиром мира став.“

17

Все чертоги мира Прави зелены
И ведут к нему неведомой тропой.
Там, где ходит кот Баюн на водопой
И Жар-птица прилетает средь весны,
Брег крутой минует княжич у волны
И еще четыре дальних стороны.

18

А потом и девять рек других ещё,
Пять ключей одолевает на пути;
Впереди — до моря надо перейти
Семь мостов проникновения во всё.
Миновав средь гор Перыни тонкий лед,
Вот уже в ладье он по' морю плывет.

19

Добирается до острова Руян
И сияния ему дает Рарог.
На' берег в лучах он сходит словно бог
И к нему Купавны льнет хмельной туман.
Боду на' море велит он поплясать
И на гуслях дивных Ныю поиграть.

20

Добрый знак тогда дает ему Триглав
И Лете'ница распахивает грудь,
Отдается в неге вся ему и в путь
Отправляет после, сил ему придав.
В новых силах победит он без меча —
Не страшна теперь ему сама Анча!

21

Так Ярила, пред богами ныне встав,
Зазывает всюду: „Где же Святовит?
Где же, где великий мой Четвероглав?
И куда его от нас теперь стремит?
Если Юра злого ранить он горазд,
То и Вею также пусть скорей задаст!“

22

Вот речет: „На Запад ныне я стремлюсь,
Где хребет крутой, покрытый дымкой, спит.
Там живет давно отец мой Яровит,
Там земля моя — заоблачная Русь.
Там, где путь-дорога в степи нас ведет —
Дед мой Скиф там тоже издавна живет“.

23

Вот взывает вновь: „Где пес мой Переплут?
Али Вила на Луну его взяла?
Али снова в сети нынче позвала
Мать Сыра Земля на княжий пересуд?
Коли след еще на небе не затерт,
Пусть опять ко мне вернется этот черт!“

24

И к нему явился с Неба Переплут.
Оседлал тогда крылатого он пса
И взлетел на нем как птица в Небеса,
Но ждала теперь их доля злая тут...
Чу!.. и вот накрыл их тьмы лихой удел
И во тьме Ярила Ящера узрел.

25

Древо-Веду этот Ящер охранял,
По которому косматый лез медведь.
То был Волох-Влах — врата Небес желал
Он для царства тьмы повсюду отпереть.
Хочет стать он Повелителем Небес
И для этого на Дуб Перунов влез.

26

Оттого Ярила по'днял княжий клич
И Перун к нему на зов его примчал,
Змею-Индрику он по'дал с камнем бич.
Тот же зверем разъяренным зарычал,
Ткнул бичом его и камнем Влаха сшиб.
Был медведь вчера, а ныне он погиб.

27

Но ожил он и не предан был огню,
Ведь задул огонь злодей Ветрило-Вей.
И украл тогда медведь-бирюк[3] людей,
А с людьми — Корову Мать Сыру Землю.
Без Коровы и детей своих Дажьбог
Стал отныне снова в мире одинок.

28

Пчел наслал затем на Влаха Оберег,
Но призвал к себе медведь-бирюк Ягу,
Чтобы грозному сумела дать врагу
Против пчел метлу, роняющую снег.
Так однажды у себя медведь-шатун
Полонил навек Корову Мать Земун.

29

Так бродил косматый Волох тут и там —
Возомнил, что он над всеми главный бог.
И узрел Ярила этот дикий срам,
И тогда Корове Матери изрек:
„Что же ты молчишь, о, Мать Сыра Земля,
И не сбросишь Влаха-Волоха с себя?“

30

И ответила ему Корова-Мать:
„Взял с меня, с Коровы, Влах один зарок:
Коли буду я бежать от Влашьих ног,
Изведет меня, Корову, злая тать;
Коли та от Влаха-Волоха уйдет, —
Всех телят медведь косматый задерет!“

31

И сказал тогда он Матери Земун:
„Коли Волох-Влах такая тать и вор,
Коль зарок его и смыслен, и хитер,
Знать, обманом взял в полон тебя шатун.
Верь же, милая, слова его — игра, —
Не бывает чести в мире у вора'!“

32

Заревела после Мать Сыра Земля,
Замычала после в горло все свое
И тогда уже из горьких уст ее
Родила'сь ватага воинов-телят.
И повел затем Ярила войско то
На Волошье самозваное гнездо.

33

Уязвленный Див наслал тогда туман
И ослеп Ярила сразу от того.
Морок с Марой завели во тьму его,
А Кощей завел кривым путем в обман.
Руевит наслал из Пекла злой огонь
И Ярила опалил себе ладонь.

34

Но ладонь Морозко вскоре остудил
И дорогу указал ему Триглав.
Спех его прозреньем свыше наградил,
А Рожаницы венок сплели из трав;
Жива отдала воительский шелом,
Ну а Дый  —  копьище рвущее лучом.

35

Громовержец дал свой лук ему и меч,
Святовит к тому отдал ему свой щит,
Хорс придал ему во всем хороший вид,
А Дажьбог — к устам божественную речь.
Также дал ему и сам небесный Род
Золотой еще бессмертия свой плод.

36

Веда мудрость рассуждений дал ему,
А Русалка —  навык видения в ночь,
Чтобы взором покрывал он всюду тьму
И невидимое видеть был не прочь.
Род же рек: “Нет дыма без Огня!“ —
Переплута обернув из пса в коня.

37

Налетел Ярила после на врага —
Сильно бил его он снизу вверх и сек,
Сек он головы и вдоль и поперек,
Мял врагу его Влашиные бока.
Возмолился Влах, пощады стал просить —
Поугасла у того былая прыть.

38

И взяла тогда медведя грусть-тоска.
Он раскаялся во зле своем во всем.
Подружившись духом с Небом и Огнем —
Превратился вскоре в доброго Быка.
Стал затем свирепый Волох от невзгод
Мудрым Велесом — привратником ворот.

39

Спас Корову ярый княжич Змеебой
И Дажьбог с хвалой сказал ему тогда:
„Ты Корову смело вынул от хлыста,
Так бери тогда себе ее женой!
Как взойдет еще сей полночью луна,
То предстанет сразу де'вицей она.“

40

И сошла как лебедь-птица дева та.
Голова ее была бела как снег,
А во лбу ее роняла свет звезда
И сама она была как человек.
В волосах ее — природы всей венец
И пред ней стоял Ярила как птенец.

41

Задрожал с того Ярила как колчан —
Слабой силой был навеки покорен.
Богатырь и победитель Змеебран
От красы ее девичьей был сражен.
Ведь была она столь дивно хороша,
Что глядел он на нее, едва дыша.

42

Сел Ярила на крылатого коня,
Взял он деву и понес их Переплут.
В храме Велеса и в капище Огня
Пили мед они и ныне вместе пьют.
Там я, братья, был — от меда губы жгло, —
По усам моим, увы, не потекло.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

[1] В дохристианские времена все славяне исповедовали язычество и
верили во многих богов: Сварога, Святовита, Перуна, Ладу и прочих,
общих для предков поляков, чехов, моравов, словаков, сербов, словен,
хорватов, русских, украинцев, русинов, белорусов и др. слав. народов.

[2] Мое произведение является реконструкцией славянского мифа (или
мифов) о славянском божестве Яриле, который из полубога, сына бога
Яровита (по некоторым источникам Перуна) и земной женщины, благо-
даря геройским победам над темными силами превратился в полновес-
ного бога, приблизившись по значению даже к главному богу Сварогу,
от чего и получил имя Сварожич. Один из польских веб-ресурсов о бо-
ге Яриле упоминает следующее:

«Ярило — славянский бог Весны, Плодородия и Молодости. Является
сыном Перуна, украденным, будучи новорожденным, (богом) Велесом,
и взращенным (воспитанным) в Загробном мире. Приносит он с собой
Весну на Землю, при своем возвращении из Загробного мира» Ресурс
«Lamus dworski»

https://lamus-dworski.tumblr.com/post/171566004122/jar

«Jarylo – Slowianski Bog Wiosny, Plodnosci i Mlodosci. Jest synem Pieru-
na, ukradziony jako noworodek przez Welesa, i wychowany w Zaswiatach,
ktore widziane byly jako kraina wiecznej Wiosny. Przynosi on ze soba Wio-
sne na Ziemie, przy swoim powrocie z Zaswiatow» Str. «Lamus dworski»

Данное пояснение интересно прежде всего тем, что оно приоткрывает
нам завесу тайны ранней жизни этого божества, сравнимого по своим
признакам с древнегреческим Гераклом. Этнограф Камиль Голдовский
в польском веб-ресурсе «Slawoslaw.pl» о Яриле добавляет еще детали:

«Праславянский корень яр-, присутствующий также в имени бога Яри-
лы / Яровита, по своему значению всегда был связан  с крепкостью и
суровостью, силой, вытекающей из молодого возраста.[...]Культ Ярого
бога (называемого среди славян Ярилой, Яровитом либо Яруном) изве-
стен был на всей территории славянских земель.» Камиль Голдовский,
«Slawoslaw.pl», перевод с польского Валентина Валевского, ссылка на
доступный источник и оригинальный текст:

https://www.slawoslaw.pl/jare-gody-witanie-wiosny

«Praslowianski rdzen jar-, obecny rowniez w imieniu boga Jaryly / Jarowita,
znaczeniowo zawsze wiazal sie z krzepkoscia i surowoscia, sila wynikajaca
z mlodego wieku.[...] Kult Jarego Boga (zwanego wsrod Slowian Jaryla, Ja-
rowitem lub Jarunem) znany byl na obszarze calej Slowianszczyzny.» Kamil
Goldowski, Strona internetowa «Slawoslaw.pl».

Как видим здесь из всего вышеописанного Ярила был общеславянским
божеством, т. е. общим божеством для всех славян. В старопольском же
славянском пантеоне языческих божеств Ярило еще упоминается рядом
с Яровитом и, по-видимому, является ипостасью последнего. Подобно и
древнегреческому Адонису славянский Ярила считался богом юности и
красоты, о чем можно узнать в российском веб-ресурсе «Боги славян»:

«Ярило – славянский бог яркой, неистовой страсти, яростной, неудержи-
мой силы, молодой бог весны, возрождения и расцвета для всех жизнен-
ных сил человека ли, животных или растений. Солнечный Ярило у сла-
вян считался также богом плотских утех и богом юности.» См источник:
http://bogislavyan.ru/yarilo-bog-yarkogo-solntsa/

[3]  бирюк — древнее славянское название медведя, этимологически по-
видимому связанное со словом «берлога», т. е. логово «бера» (медведя):

«Бирюк (от санск. корня бир — bhr – медведь). Бирук, бирука – bhiruka
— застенчивый, боязливый, одинокий бирюк, живёт в берлоге – в «мед-
вежьем логове». Источник: https://decordoors.ru/kult-zhivotnyh-u-slavyan/

В средних говорах русского языка слово «бирюк» укрепилась нынче за
волком, но в Псковской и Ульяновской (ранее Симбирской) областях по-
прежнему сохраняется со значением «медведь»:

бирюк — 2. медведь. Бирюк – так у нас медведей называли. Псковский
областной словарь с истор. данными: https://pos.spbu.ru/online/?id=2154

бирюк — см. цитату «В симб. местами называют так медведя.» Ссылка:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc2p/209450/бирюк

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

в качестве иллюстрации к материалу произведения
размещен рисунок художника Бориса Ольшанского
https://images92.fotosik.pl/668/bd5ad6dfaa68c6d2.jpg

© Copyright: Валентин Валевский, 2010, Ститхи.ру
Свидетельство о публикации №110060301152