Славяновоскресенье

Валентин Валевский
              <> о временах языческих <>

Ой, Дидо, Ладо[1], Лель! Мед в чаши люду лей!
В Славяновоскресенье[2] прославим Маковей[3].

В Славяновоскресенье Купала[4] и Дажьбог[5]
Наполнят с изобильем священной влагой рог.

В Славяновоскресенье запляшет в душах хмель
И вновь восторжествуют Перун[6] и Лель-Полель[7].

А с ними наши Веды войдут в обрядный круг
И давним заклинаньем прославишь их, мой друг.

Ой, Дидо, Ладо, Лель! Мед в чаши люду лей!
В Славяновоскресенье прославим Маковей.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

[1] Ой, Дидо, ой, Ладо – часто встречаемый припев в русских наро-
родных песнях, связанный с языческими временами, т.к. в нем упо-
мянуты имена древнеславянских божеств Дид и Лада (в зват. пад.).

См. пример из народной песни, записанной в 1844 г. А. Борисовым:

«Ой, Дидо! ой, Ладо!
Сказали про князя, что князь-то богат»
http://feb-web.ru/feb/byliny/texts/p10/p1040202.htm

Польский историк Матвей Меховский (1457 — 1523) упоминал, что
в честь богов поют «старинные песни Lada – Lada, Ileli – Ileli, Poleli,
сопровождая их танцами». См. также доступный из веб-источников:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1138/Лада

[2] В дохристианские времена все славяне исповедовали язычество и
верили во многих богов: Сварога, Святовита, Перуна, Ладу и прочих,
общих для предков поляков, чехов, моравов, словаков, сербов, словен,
хорватов, русских, украинцев, русинов, белорусов и др. слав. народов.

[3] Маковей — древнеславянский языческий праздник, о коем ресурс
«Правда-TV.ru» сообщает следующее:

«...Маковей, или Спас на воде (Мокрый Спас), что связано с Богиней
Воды [...] Мокошею, которая одновременно является покровительни-
цей женщин, плодородия, растительности — вообще водной стихии.
К Первому Спасу пасечники отбирают мед, соты, топят воск; хозяйки
заготавливают мак и зелья, цветы, колосья для венков — все это пред-
назначено к освящению. В древности именно в этот день свершалось
богослужение у рек и источников, коим  приносились жертвы из меда
и хлеба.» Интернет-ресурс «Правда-TV.ru», см. следующий источник:
https://pravda-tv.ru/2013/08/17/26004/kto-zhe-takoj-spas

[4]  Купала — старославянское божество, которое связывают обычно
с народным празднеством Купальская Ночь. Вот как описывает Купа-
лу и празднество, связанное с ним, польский «Slowianski bestiariusz»:

«Ночь Купалы — известна в Мазовии также под оными названиями:
Ноц Купальна, Купальноцка, Купала [...] Оно (название) может быть
связано с божеством, званым Купалой, который был [...] славянской
версией бога любви» Перевод с польского яз. Валентина Валевского,
ссылка на источник и оригинальный текст:

https://blog.slowianskibestiariusz.pl/swieta/noc-kupaly/

«Noc Kupaly – znana na Mazowszu rowniez pod nazwami Noc Kupalna,
Kupalnocka, Kupala [...] Moze ona nawiazywac do bostwa zwanego Ku-
pala, ktory byl [...] slowianska wersja boga milosci»

[5] Дажьбог — важный солнечный бог древних славян, податель благ.
Польский веб-ресурс «Slowianie – Wiara Przyrodzona» дает нам о нем
следующую характеристику:

«Дадзбог, [...] Господь Небес, Владыка Света — податель богатства,
счастья и процветания. Господь всех небес, а еще повелитель звезд
и мостов небесных, а также повелитель небесных зверей и растений.
Повелевает Небесным Светом. Добрый Господь Бог, Господь Небес,
Господь Света, Бог Света, Бог Ясного Дня, Господь Небесного Света.
Дадзбог-Даржбо (рус. Даждьбог-Дарьбог), Дажбог-Дадзбог, Дажбог
Дагбог (версии имени).» Веб-ресурс «Slowianie – Wiara Przyrodzona»
Перевод с польского Валентина Валевского, веб-ссылка на источник
и оригинальный текст:

http://wiaraprzyrodzona.wordpress.com/2015/03/23/bog-dazbog/

«Dazbog,[...] Pan Nieba, Wladca Jasnosci jest dawca bogactwa, szczescia
i pomyslnosci. Pan wszystkich niebiosow, a wiec wladca gwiazd i niebies-
kich mostow, wladca takze niebieskiej zwierzyny i roslin Nieba. Wlada
Swiatlem Nieba. Dobry Pan Bog, Pan Niebiosow, Pan Swiatla, Bog Swia-
tla, Pan Jasnego Dnia, Wladca Swiatla Niebieskiego. Dazbog-Darzbog,
Dazbog-Dadzbog, Dazbog-Dagbog.»

Из сказанного явствует, что общие характеристики между польским
и русским славянством во многом схожи и восходят к одной модели.
Российский интернет-ресурс «Боги славян» описывает это божество
следующим образом:

«Дажьбог [...] – один из самых древнейших богов славянских, он бог
Всего Мира, он – солнечный бог, он еще и носитель света солнечного.
Имя: «Дающий бог», бог, создающий  главные условия для жизни на
нашей Земле (или бог, «посылающий нам благо»); он – податель влаги
небесной и урожая нашего; он – бог, «дающий саму Жизнь» природе.»
Веб-ресурс «Боги славян», см.: http://bogislavyan.ru/dazhbog-dazhdbog/

Имя Дажьбог или Даждьбог выступало и в качестве людского имени,
особенно у древних поляков (в форме Dadzbog), что явствует из мате-
риала польской Википедии:

«Дадзбог — старопольское мужское имя, составленное из части Dadz
(«дай») и -bog («бог», но первоначально — «судьба, доля, счастье»).
Правдоподобно, означало обращение к судьбе: «дай, судьба, [поздн.
«дай Бог»]». Википедия (pl.wikipedia.org); перевод с польского языка
Валентина Валевского, веб-ссылка на источник и оригинальный текст:

https://pl.wikipedia.org/wiki/Dadzbog

«Dadzbog — staropolskie imie meskie, zlozone z czlonu Dadz («daj») i
-bog («Bog», ale pierwotnie «los, dola, szczescie»). Prawdopodobnie ozna-
czalo wezwanie do losu: «daj, losie [pozn. «daj Bog»]».

[6] Польское веб-издание «Slowianski bestiariusz» следующим образом
характеризует славянского бога Перуна:

«Перун – вершитель-громовержец богов. Это одно из главных божеств
славянства, часто выступающее в качестве начальника над другими бо-
жествами[...].Его спутница Перперуна, обычно отождествляется с сила-
ми плодородия. Имя Перуна должно, конечно, Вам с чем-либо ассоци-
ироваться, а именно – с «перунами» (уст. «молнии»), постольку бог Пе-
рун – вершитель молний.» Перевод с польского Валентина Валевского,
ссылка на источник и оригинальный текст:

https://blog.slowianskibestiariusz.pl/bogowie/perun/

«Perun – gromowladny zwierzchnik bogow. Jedno z naczelnych bostw slo-
wianszczyzny, czesto pelniacy funkcje zwierzchnika nad innymi bostwami.
[...] Jego towarzyszka jest Perperuna, utozsamiana zazwyczaj z silami plod-
nosci. Imie Perun powinno Wam sie oczywiscie z czyms kojarzyc, a miano-
wicie z piorunem, gdyz bog Perun jest m.in. wladca piorunow.»

[7] Польский веб-ресурс приводит следующие характеристики старых
славянских божеств Леля и Полеля:

«Лель и Полель. — Пара неразлучных братьев-близнецов. Они поддер-
живают дарящих им поклонение воинов. В качестве божеств Валигоры
и Вырдвидуба они блуждают по миру, свидетельствуя о своем братстве
и необычайной силе. Те боги, очевидно, не избегают пиршеств и шум-
ных забав, поскольку до сих пор известен старопольский тост и возглас
«Лели Полели!».
Исторические источники:
– Хроника Меховиты (1521), (Лель и Полель, автор видел их разбитые
статуи в Кракове).
– Стрыйковский (1564), (Лелюс и Полелюс).
– Гвагнин (1578), (Лель и Полель, информация о тостах в их честь в Ве-
ликой Польше).» Перевод с польского языка Валентина Валевского, веб-
ссылка на источник и оригинальный текст:

https://www.paranormalne.pl/topic/31659-polskie-bostwa/

«Lel i Polel. – Para nierozlacznych braci blizniakow. Wspieraja darzacych ich
szacunkiem wojownikow. Jako Waligora i Wyrwidab wedruja po swiecie dajac
swiadectwo swojemu braterstwu i niezwyklej sile. Bogowie ci najwyrazniej nie
stronia od biesiad i hucznych zabaw skoro do dzis znany jest, poswiecony im
staropolski toast i okrzyk: "Leli Poleli!".
Zrodla historyczne:
– Kronika Miechowity (1521), (Lel i Polel, autor widzial ich polamane posagi
w Krakowie).
– Stryjkowski (1564), (Lelus i Polelus).
– Gwagnin (1578), (Lel i Polel, inf. o toastach ku ich czci w Wielkopolsce).»

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

в качестве иллюстрации к материалу произведения
размещен рисунок художника Бориса Ольшанского
https://images92.fotosik.pl/667/5ec5eb3aa85588ad.jpg

© Copyright: Валентин Валевский, 2010, Стихи.ру
Свидетельство о публикации №110060106161