Крещение

Валентин Валевский
                              с теплом к Руси и в память о языческой вере,
                              общей для всех великих славянских народов:
                              древних ляхов, чехов, русов, сербов и иных...

       <> о временах языческих <>

Как на'чал было княжить в Киеве Владимир,
Настала вскоре смута на Руси.
Глумился новый князь над женами чужими
И заставлял валяться их в грязи [1].
Своих же брал он девок сотнями повсюду
И брал их силой как любой варяг [2],
Как правнук Рюрика потятичем был люду,
С земли срывая веры нашей стяг [3].
Побил кумиров древних, люд побил завзято,
Когда же стал народным палачом,
Его посадники Добрыня и Путята
Народ огнем крестили и мечом [4].
И начались с того народные гоненья,
И травля на избранников-волхвов.
Сжигались всюду храмы, книги, сочиненья
С преданием про царственных богов [5].
Тогда простилась Русь с учеными волхвами
И землю охватил церковный мрак.
А ныне думают, кивая головами,
Как будто было это всё не так.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

[1]  В ранний период княжения князь Владимир был многоженцем, раст-
лителем девиц и охотником до замужних женщин, о чем свидетельствует
древнерусский письменный источник «Повесть временных лет» Нестора:

«Был же Владимир побежден похотью, были у него жены: Рогнеда, кото-
рую поселил на Лыбеди, где ныне находится сельцо Предславино, от нее
имел он четырех сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода, и
двух дочерей; от гречанки имел он Святополка, от чехини – Вышеслава, а
еще от одной жены – Святослава и Мстислава, а от болгарыни – Бориса и
Глеба, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на
Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он нена-
сытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц.» ПВЛ:
выдержка из «Повести временных лет», см. также следующий источник:
https://modernlib.net/books/letopisec_nestor/povest_ vremennih_let/read_4/

[2]  Князь Владимир был правнуком Рюрика, а согласно инфо-источникам
«некоторые норманисты отождествляют Рюрика с конунгом Рёриком (Hro-
rek) из ютландского Хедебю (Дания) (ум. до 882).» Следующий источник:
http://deduhova.ru/statesman/ryurik-knyaz-novgorodskiy-862-879/

Данного мнения придерживались с древних времен, а в настоящее время
этот аспект всерьез поддерживается, к примеру, А.К. Черновым в работе
«В старой Ладоге найден герб Рюрика?», а также и А.Н. Кирпичниковым
в исследовательском труде: «Сказание о призвании варягов. Анализ и воз-
можности источника //Первые скандинавские чтения. СПб., 1997, С. 7-18.»

[3]  Речь в тексте идет о низвержении князем Владимиром на Руси родной
славянской языческой веры, – общей некогда для всех славянских народов:
древних русов, ляхов, чехов, сербов и т.д., путем насильственного насажде-
ния населению Руси христианства, что подтверждается всеми историками.
Подтверждением этому может служить и сама древнерусская «Повесть вре-
менных лет» летописца Нестора, которая красноречиво подтверждает факт
того, что христианство на Руси насаждалось в режиме давления. В частно-
сти, касательно сего текст летописи упоминает следующее:

«Когда Владимир пришел в Киев, он повелел опрокинуть кумиры — одних
велел изрубить, а других предать огню. Перуна же повелел привязать к хво-
сту коня и волочить с горы по Боричеву взвозу к ручью и приставил двенад-
цать мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-
нибудь учувствует, но на поругание бесу, который обманывал людей в этом
образе, чтобы принял он возмездье от людей. “Велик ты, Господи, и чудны
дела твои!” Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем! Когда влекли
Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные люди, ибо еще не при-
няли они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр.[…] Затем по-
слал Владимир по всему городу сказать: – Если не придет кто завтра на реку
креститься – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, – будет мне
врагом.» «Повесть временных лет», см. источники: http://ros-istor.ru/node/34

Далее в «Повести временных лет» (коя религиозным текстом не является, но
только одним из письменных свидетельств древнерусской культуры), еще ут-
верждается, что якобы «услышав это, с радостью пошли люди». Однако это
вряд ли может быть правдой, т.к. по истине пошли люди за ним лишь под яв-
ной угрозой «быть ему врагом», исходя из самого же источника. Кроме того,
на оные факты приобщения к вере насильственными путями указывали так-
же и представители церкви. Приведу в доказательство цитату из книги Н. С.
Гордиенко «Крещение Руси, факты против легенд и мифов»:

«На насильственность приобщения к новой вере киевлян указывали в своих
трудах многие историки церкви. Так, например, архиепископ Макарий (Бул-
гаков) писал: «Не все, принявшие тогда у нас святую веру, приняли ее по лю-
бви, некоторые – только по страху к повелевшему; не все крестились охотно,
некоторые — неохотно» (т. I, с. 27). «Нежелавших креститься, — признавал
Е. Е. Голубинский, — было весьма много как в Киеве, так и вообще во всей
Руси» (т. I, ч. I, с. 175). Такого же мнения на сей счет и архиепископ Филарет
(Гумилевский) (см.: История русской церкви, с. 31).» Н. С. Гордиенко, «Кре-
щение Руси, факты против легенд и мифов», глава II, раздел «Путята крестил
мечом, а Добрыня огем», Издательство «Библеист»; см. доступный источник:
religion.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000040/st008.shtml

[4]  Речь тут об известной народной поговорке «Путята крестил новгородцев
огнём, а Добрыня мечом», а также о ее упрощенной форме: «Путята крестил
мечом, а Добрыня огнём». Народная мудрость донесла до нас правду об исто-
рических реалиях тех смутных времен. По вопросу данной пословицы можно
обратиться к след. источнику: «Русский биографический словарь». СПб, 1905,
Т. 6, стр. 484. О подробностях события см. в работе историка С.М. Соловьева:

«Леон поставил в Новгороде Иоакима Корсунянина, совершившего такое жес-
токое и кровавое крещение, что оно прочно вошло в Иоакимовскую летопись
в виде такого рассказа: «Когда в Новгороде узнали, что Добрыня идет крестить,
то собрали вече и поклялись все не пускать его в город, не давать идолов на ни-
спровержение... [...] Новгородский тысяцкий Угоняй, ездя всюду, кричал: «Луч-
ше нам помереть, чем дать богов наших на поругание» [...] Когда весть об этом
разнеслась, то народ собрался до 5000, обступил Путяту и начал с ним злую се-
чу… […] Добрыня собрал войско, запретил грабеж; но тотчас велел сокрушить
идолов, деревянных сжечь, а каменных, изломав, побросать в реку. Мужчины и
женщины, видя это, с воплем и слезами просили за них, как за своих богов. [...]
Добрыня с насмешкою отвечал им [...]и послал всюду с объявлением, чтоб шли
креститься. [...] многие пошли к реке сами собою, а кто не хотел, тех воины та-
щили, и крестились: мужчины выше моста, а женщины ниже. [...] ...вот почему
есть бранная для новгородцев пословица: «Путята крестил мечом, а Добрыня –
огнем». С. М. Соловьев «История России» // «Полный курс русской истории: в
одной книге»; Издательство АСТ, 2009 г., ISBN 978-5-17-067802-0; см. цитату:
https://history.wikireading.ru/124414

[5]  Касательно данного факта можно было бы упомянуть и дошедшую до нас
Иоакимскую летопись в выписках великого русского историка В.Н. Татищева,
где говорится о крещении новгородцев и сожжении новгородским посадником
Добрыней предметов языческого старославянского культа. Крайне любопытно,
что в данном эпизоде упомянут некий жрец (волхв) Богомил, отличавшийся со-
гласно летописи красноречием. Напомню тут, что население Древнего Новгоро-
да было самым грамотным в Европе, о чем свидетельствуют десятки тысяч бе-
рестяных грамот, причем грамотой владели как простые мужики, так рядовые
женщины. Что до обстоятельств самого крещения Новгорода, возмущении вол-
хвов и жителей города, то о сём в Иоакимской летописи написано следующее:

«В Новгороде люди, проведав что Добрыня идет крестить их, собрали вече и
поклялись все не пустить в город и не дать идолов опровергнуть. И когда при-
шел, они, разметав мост великий, вышли на него с оружием, и хотя Добрыня
прельщением и ласковыми словами увещевал их, однако они и слышать не хо-
тели и выставили два камнеметательных орудия великих со множеством каме-
ний, поставили на мосту, как на самых настоящих врагов своих. Высший над
жрецами славян Богомил, из-за сладкоречивости нареченный Соловей, строго
запретил люду покоряться.[...] Тогда тысяцкий новгородский Угоняй, ездя всю-
ду, вопил: «Лучше нам помереть, нежели богов наших отдать на поругание»...
[...]Тысяцкий же Владимиров Путята, муж смышленый и храбрый, приготовил
ладьи, избрав от ростовцев 500 мужей, ночью переправился выше града на дру-
гую сторону и вошел во град, и никто ему не препятствовал, ибо все видевшие
приняли их за своих воинов. [...] Люди же стороны оной, услышав сие, собра-
лись до 5000, напали на Путяту, и была между ними сеча злая. [...] Наконец на
рассвете Добрыня со всеми кто был при нем приспел и повелел у берега некие
дома зажечь, чем люди более всего устрашены были, побежали огонь тушить;
и тотчас прекратилась сеча, и тогда старшие мужи, придя к Добрыне, просили
мира. Добрыня же, собрав войско, запретил грабежи и немедленно идолы сок-
рушил, деревянные сжег, а каменные, изломав, в реку бросил; и была нечести-
вым печаль велика. Мужи и жены, видевшие то, с воплем великим и слезами
просили за них, как за настоящих их богов... [...] И так крестя, Путята пошел
к Киеву. С того для люди и поносили новгородские: Путята крестит мечем, а
Добрыня огнем». Выписки из Иоакимской летописи, кои приведены в труде
великого русского историка В.Н. Татищева «История Российская», Т.1 (гл.4).
См. источник: http://bibliotekar.ru/rusTatishcev/5.htm

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

в качестве иллюстрации к материалу произведения
размещена картина кисти художника А. И. Беглова
https://images91.fotosik.pl/285/9fdc212c44e986b3.jpg

© Copyright: Валентин Валевский, 2010, Стихи.ру
Свидетельство о публикации №110060107719