Бус

Валентин Валевский
                            от польского поэта к народу России
                            и славянским народам[1] всего мира
                            с братским приветом из Москвы

                    Бус[2]

<> о временах языческих <>

Вот взошел Боян[3] на холм преданий
И на камне дедовском воссел,
Гусли взял он в праведные длани
И про Буса князя песнь запел:
— Вспомним, братья, веки молодые,
Было время, правил нами Бус.
Он держал Непру-реку[4] на выи,
Чтоб сегодня жил великий рус.
Было нас тогда совсем немного,
Край наш был не молод и не стар.
Были мы в нем антами от Бога[5], —
Но пришел к нам злобный Винитар.
А за ним пришла пора раздора.
Оскудели степи и поля,
Помутнели реки и озера,
Почернела антова земля.
Лютовали всюду злые готы.
И тогда повел нас храбрый князь,
И побил их, и втоптал в болота,
И подвинул их щитами в грязь.
Винитар бежал, но вскоре снова
Он собрал цепную свору псов
И повел их для конца иного —
Завести нас всех в могильный ров.
И затем коварный план устроив,
Заманив в засаду словно трус,
Он посек вчистую антских воев[6],
И распят был готами князь Бус.
И настало антам злое время,
Перестал быть домом антский край.
Сеятель не сеял в поле семя —
Превратился в ад зеленый рай.
И тогда в долинах Приднепровья
Воцарилась жалобная песнь.
Умирали анты от бескровья
И распятый готами край весь...
Сердце их доверилось зароку
Землю в час свой вызволить от зла.
Уходили анты, чтобы к сроку
Завершить на ней свои дела.
А распятый Бус восстал из праха
И, как бог, в сердцах людей воскрес,
Ибо бил врагов своих — без страха,
И мечом, и силою Небес!

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

[1] В посвятительной части к тексту обращаюсь ко всем славянским
народам, ибо речь в нем идет о прошлом древних славян, от которых
происходят славяне современные, кои являются крупнейшей во всей
Европе этноязыковой общностью, из коих также нынче выделяются:

1) западные славяне: поляки, силезцы, словинцы, кашубы, лужичане,
чехи, моравы и словаки; 2) восточные славяне: русские и украинцы,
русины и белорусы; 3) южные славяне: сербы, хорваты, черногорцы,
словенцы, македонцы, болгары и боснийцы (они же босняки*). См.:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Славяне

*  Этноним имеет два равноправных варианта: боснийцы и босняки.
Оба обозначают как жителей Боснии, так и название народа в целом.
Современный толковый словарь Ефремовой утверждает следующее:
боснийцы —
1. народ южнославянской этноязыковой группы, который составляет
население Боснии и Герцеговины.
2. представители этого народа. См. в Толковом словаре Ефремовой:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/143118/боснийцы

В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, в частности, еще
упоминается о босняках только как о жителях Боснии, но и не более.
Это связано с тем, что под термином «босняки» упоминаются также
польские всадники, кои к боснийцам не имеют отношения. Сравним:

босняки — жители Боснии. См. энцикл. словарь Брокгауза и Ефрона:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/123535/босняки

босняки — так назывались польские всадники, составлявшие в XVIII
столетии часть Руешского гусарского полка (по Брокгаузу и Ефрону):
https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/123536/босняки

По этой причине Т. Ф. Ефремова в Толковом словаре обозначила для
южнославянского народа именно этноним «боснийцы», а не босняки,
дабы не создавалось путаницы с польскими всадниками.

Тем не менее, нужно также учитывать, что самоназвание указанного
народа — бошняки, чему соответствует в русском языке — босняки:

босняк — представитель южнослав. народа, населяющего Боснию и
Герцеговину. См. другой словарь: https://ru.wiktionary.org/wiki/босняк

[2] Бус – антский князь союза восточнославянских племен, более из-
вестен как Бож или в поздне-латинской вульгате как славный вождь
антов Boz, Booz или Box, упомянутый готским историком Иорданом
в своем сочинении «О происхождении и деяниях гетов» в связи с вой-
ной против него остготского короля Витимира, что вначале потерпел
от антов поражение, но после все же собрался с силами и около 375 г.
вероломно захватил в плен, распяв князя Божа, всех сыновей его и 70
антских старейшин. Н. Г. Головин в 1846, а за ним Е. М. Огоновский
связали имя Божа с «временем Бусовым», упомянутым  еще в «Слове
о полку Игореве». Этого же мнения придерживались А. А. Шахматов,
Д. С. Лихачёв, Б. А. Рыбаков и др. известные историки. См. источник:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/145218/Бож

Польская версия Википедии в отношении этимологии имени древнего
вождя Буса, Боса или Божа приводит также следующую информацию:

«Если информация, приведенная Иорданом, касательно самих Антов
как восточной ветви славян, является достоверной, то тогда Боз (Бус)
был бы первым известным именем славянского властителем. Попытки
локализация "государства" Боза в окрестностях Киева либо на Волыни
ввиду недостатка источников и материалов можно рассматривать толь-
ко гипотетически. По мнению Станислава Урбаньчика имя Боз может
быть родственно словам «божий» или «босый», либо также выводится
от слова «вождь» и быть только названием высокого звания, а не каким-
либо именем.» Wikipedia (pl — польская версия). Перевод с польского
Валентина Валевского, см. ссылку на источник и оригинальный текст:

https://pl.wikipedia.org/w/index.php?title=&oldid=35526343
https://docplayer.pl/13671003-Merkuriusz-polski-nr-352.html

«Jezeli prawdziwa jest informacja Jordanesa przedstawiajaca Antow jako
wschodni odlam Slowian, Boz bylby pierwszym znanym z imienia wladca
slowianskim. Proby lokalizacji "panstwa" Boza w okolicach Kijowa lub na
Wolyniu wobec brakow materialow zrodlowych sa jedynie hipotetyczne.
Zdaniem Stanislawa Urbanczyka imie Boz moze byc spokrewnione ze slo-
wami "bozy" lub "bosy", badz tez wywodzic sie od slowa "wodz" i byc tyl-
ko nazwa godnosci a nie imieniem.» Lech Leciejewicz (red.), «Maly slow-
nik kultury dawnych Slowian», Warszawa: Wiedza Powszechna, 1988 rok,
str. 44, ISBN 83-214-0499-5.

[3] В моей поэме речь идет как бы от имени самого Бояна, который в
XI — XII веках воспевал славу великих русских князей. См. о Бояне:

«Боян — русский песнотворец XI — XII вв., слагавший песни-славы
в честь подвигов князей. Впервые он упомянут в "Слове о полку Иго-
реве" ("соловей старого времени", "вещий" певец); в "Задонщине" на-
зван "в Киеве гораздым гудцом". Имя стало нарицательным для обоз-
начения поэта. У А. Пушкина в "Руслане и Людмиле" имя Баяна упот-
реблено в собственном и в нарицательном значениях.» Иллюстриров.
энциклопедический словарь. - М.: Аутопан. В. И. Бородулин; 1998 г.:
http://illustrated_dictionary.academic.ru/1546/Боян

[4] Непра-река – так в древности славяне называли Днепр. Б. М. Соко-
лов в своем исследовании «Непра река в русском эпосе касательно наз-
вания реки приводит следующие данные:

http://feb-web.ru/feb/izvest/1912/03/123-198.htm
http://feb-web.ru/feb/izvest/1912/03/123-198.htm?cmd=1

    «В одной из последних книжек «Известий Отд. Русс. Яз. и Слов И.
Ак. Наук» (1911, тома XVI, кн 1-я) помещена статья г. С. Рожнецкого
«Из истории Киева и Днепра в былевом эпосе», вторая часть которой
посвящена вопросу о происхождении названия Непр, Непра в наших
старинах. Автор указывает на обычность для былин именно этих форм
и на очень редкое употребление формы Днепр. «Явление это, говорит
автор, довольно странное для того, чтобы не оставить без обязатель-
ного рассмотрения». С этим нельзя не согласиться […] По мнению г.
Рожнецкого форма Непр заимствована русскими былинами из варяж-
ских песен, так как на основании скандинавских памятников можно
с уверенностью утверждать, что варяги говорили Nepr, а не Днепр.»
Соколов Б. М. - «Непра река в русском эпосе» // Известия Отделения
русского языка и словесности Императорской Академии наук. СПб.,
1912. — Т. XVII. Кн. 3. — С. 198—214.

Вынужден поддержать моего польско-российского коллегу из дорево-
люционной эпохи, происходившего из того же рода, что польский и
российский генерал Александр Александрович Рожнецкий. Читайте:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1125184/А.А._Рожнецкий

С. Рожнецкий  довольно правильно вывел так называемый варяжский
след в проблеме написания названия реки Днепр. Дело в том, что наз-
вания Дон, Дунай, Днепр и Днестр не являются исконно славянскими,
а принадлежат к иранскому скифско-сарматскому лингвистическому
пласту. Историк по образованию Александр Баженов в статье «Днепр
– имя скифское» приводит такую информацию:

«А откуда пришло название этой великой реки? […] А что же говорит
наука топонимика? […] По всей вероятности, оно имеет скифское про-
исхождение. В VII - III веках до нашей эры скифы заселяли весь степ-
ной юг Восточной Европы. И на этом пространстве мы встречали реки
с именами, напоминающими друг друга: Дон, Дн-епр, Дн-естр, Дун-ай.
У осетин, ближайших родичей исчезнувших скифов, слово "дон" озна-
чает "река", "вода". Так не разумно ли допустить, что все названия рек
имеют скифское происхождение. А это значит, что название "Днепр" ро-
дилось раньше основания Киева. […] Возможно что и это название бы-
ло заимствовано у скифов, ведь многие скифские племена были иранца-
ми по своему языку.» Александр Баженов (учитель истории), «Гривна»
№ 46, 17 ноябрь 1997 г., см. следующий из доступных веб-источников:
http://artkavun.kherson.ua/dnepr__imja_skifskoe.htm

Надо сказать, что существует достаточно много публикаций на эту тему,
но эта для выбора цитаты показалась мне наиболее подходящей Единст-
венно, что я мог бы возразить А. Баженову, что по поводу исчезновения
скифов все-таки возражу, поскольку вероятнее всего скифо-сарматы вме-
сте с одной из балтоязычных этнических групп, составлявших протосла-
вянское ядро, сформировали славянский этнос. Об этом хотя бы говорит
этноним «анты» из союза восточнославянских племен. О происхождении
этнонима можно узнать в Вики-материалах:

«Иранская (сарматская) версия. По мнению О. Н. Трубачёва, Б. А. Рыба-
кова, Г. Г. Литаврина, О. Н. Бубенок, В. Я. Петрухина, Д. С. Раевского, Е.
С. Галкиной, В. В. Седова и др., наименование антов имеет иранское про-
исхождение. Как указывает Ф.П. Филин, слово «анты» созвучно с древне-
иранскими словами antas ("конец, край"), antyas ("что находится на краю")
и осетин. attiiya ("задний, сзади"). Исходя из этого, значение слова «анты»
можно перевести как «живущий на окраине, пограничный житель». См.:
https://wiki2.org/ru/Анты

В связи с этим под вопрос ставится изначальная принадлежность самих
антов к славянам на начальном этапе, о чем недвусмысленно говорится:

«… Специалист по археологии древних славян И. П. Русанова отрицала
славянскую атрибутацию пеньковской культуры, поскольку пеньковские
древности совершенно не похожи на памятники достоверно славянской
пражско-корчакской культуры. По её мнению местное население носящее
название «анты» возможно уже с VI в. говорило на славянском языке, но
сохраняло еще свои этнографические особенности, а в VII веке уже пол-
ностью растворилось в славянской среде. По мнению кандидата истори-
ческих наук Алексахи А. Г. эта точка зрения подтверждается на основа-
нии критерия бездиалектности славянского языка, из которого следует,
что никакая археологическая культура, синхронная пражской, не может
быть славянской. По его мнению анты были западными балтами, но бы-
ли ассимилированы славянами лишь в VI век.» https://wiki2.org/ru/Анты

В связи с вышеуказанными данными возникает резонный вопрос по по-
воду того, как может увязываться ираноязычный скифо-сарматский этно-
ним «анты» с этнической группировкой запад. балтов, якобы проживав-
ших в Приднепровье в середине первого тысячелетия нашей эры? Объя-
снение очень простое. Анты скорее всего являлись довольно поздней эт-
нической группой славян, сочетавшей в себе элементы как скифо-сармат-
ской, так и балто-славянской культур, основным предковым ядром кото-
рого служило скифо-сарматское, а субстратным, лингвоформирующим –
балто-славянское. В пользу этого говорят нахождение слов в самом рус-
ском языке, состоящих из двух одинаковых по значению слов-основ, но
относящихся к абсолютно разным индоевропейским языковым группам.
Их можно отнести и к так называемым билингвам, к которым относятся
такие слова как «трын-трава» и «карнаухий», где «трин» (скиф. «трын»)
в древнеиранском означало не иначе как «трава», а слово «карна» означа-
ло «ухо». Это подтверждает гипотезу о том, что на каком-то этапе своей
истории анты могли быть двуязычными и составляли союз скифо-сармат-
ских и балто-славянских племен. Само собой разумеется, что не послед-
нюю роль в становлении славянства сыграли также и варяги, которые в
свою очередь состояли не из одних только германоязычных скандинавов,
но также и северных славян варингов (о чем, кстати, и говорит сам этно-
ним «варяги»), являвшимся ответвлением запад. славянства, что объясня-
ет использование гидронима «Непр», «Непра» вместо более близкого для
праславянской этнической общности названия «Днепр». О варингах как
о варягах пишет в своей книге «Русь и варяги» Н. И. Васильева:

«Арабские источники упоминают варягов как прибалтийский народ, и по-
чти всегда - в связи со славянами; особенно яркое и недвусмысленное сви-
детельство оставил автор 14 веке Шамс-ад-дин-Димешки. Повествуя о се-
вере Европы, он заметил: "Здесь есть большой залив, который называется
морем варенгов. А варенги суть непонятно [для араба] говорящий народ...
Они Славяне Славян". Интересно, что варяги здесь названы не просто сла-
вянами, но "славянами славян", главными среди них... […] Ряд русских ис-
точников прямо локализует народ под названием "варяги" на южно балтий-
ском, славянском Поморье. [...] А вот Ипатьевская летопись сообщает о же-
не польского князя (конец 13 в.): "бо бе рода князей Сербских, с Кашуб, от
помория Варязского от Старого града за Кгданском". Гданьск! Это уже горя-
чо... Из всего этого вывод может быть только один: Варяжское Поморье это
южный берег Балтики, земли западных славян![...]Еще в 1-2 вв. н.э., во вре-
мена Тацита Илемея, в этих местах жил народ варины. В 8 в. этот же народ
назывался варингами ("варинги" в современных славянских языках, после
исчезновения носовых звуков, передаются как "варяги"). [...] Рядом с вари-
нами-варягами на южно-балтийском Поморье Тацит указал народ по имени
руги; этот славянский народ был известен и в средние века, причем имя его
варьировалось: руги, рутены, русы... не являются ли два славянских народа,
живших рядом на территории современной Восточной Германии и Польши,
теми самыми загадочными "варягами" и "русью", которых по отдельности
упоминает Повесть временных лет?...» Н. И. Васильева, «Русь и варяги», гл.
«След сокола»; источник: http://kladina.narod.ru/vasilyeva4/vasilyeva4-3.htm

Попутно ко всему вышесказанному хотел бы добавить, что кроме варяжско-
го следа, сочетавшего в себе следы славянской и скандинавской культур, ис-
следователи совсем упустили готский след, который был во многом близок
к скандинавскому, поскольку сам готский этнический массив сформировал-
ся именно в Скандинавии, о чем более чем однозначно утверждается оное:

«Готы сформировались в Скандинавии, в области, которую Иордан называ-
ет Скандза. Хотя вопрос о родстве готов с протошведским племенем гётов
спорен, под Скандзой в историографии принято понимать юг современной
Швеции и остров Готланд. При короле Бериге они переправились через Бал-
тийское море и заняли во II веке низовья Вислы (Иордан именует область
Готискандза).» По материалам Википедии и открытых источников. Книга
1 том «Готы», Фредерик П. Миллер, Агнес Ф. Вандом, Джон МакБрустер
(Frederic P. Miller, Agnes F. Vandome, John McBrewster) «Готы», 2010 г., на
русском языке, 60 стр., ISBN: 978-6131795763. Источники данной цитаты:
https://amazon.com/Готы-Russian-Frederic-P-Miller/dp/6131795762

Это многое объясняет, ибо из мировой истории мы знаем, что народ антов
под предводительством князя Буса был разбит остготским конунгом Вити-
миром (см. примечание о князе Бусе в самом начале). В результате подчи-
нения готами (остготами и вестготами) союза восточных славян в Придне-
провье и некоторой части западных славян по берегами Вислы влияние на
общеславянский языковой массив могло быть довольно глубоким, что пов-
лияло на произносительную норму некоторых слов и названий славянской
этнической общностью, на основе которой впоследствии возникли древне-
польский и древнерусский этносы. Написание и произношение реки Днепр
в форме «Непр», «Непра» вполне могло появиться и под влиянием готов...
О языковом влиянии готов на славянские языки можно узнать, к примеру,
из материала польской и русской Википедий:

«К наиболее древним заимствованиям из языка готского в языке польском*
включают кроме прочего следующие слова: chyza (хижина), chelm (холм),
ksiaze (князь), helm (шлем), Wloch (волох от гот. Volch), chlew (хлев), chleb
(хлеб), osiol (осел), wielblad (верблюд), lek(лекарство), szklo(стекло), kociol
(котёл), pulk (полк), miecz (меч), cesarz (кесарь**), lichwa (лихва***).» См.:
Wikipedia, перевод с польского Валентина Валевского, ссылка на источник
и оригинальный текст:

https://pl.wikipedia.org/wiki/Goci

«Do najstarszych zapozyczen gockich w jezyku polskim naleza m.in. nastepujace
wyrazy chyza, chelm (wzgorze), ksiaze, helm, Wloch (Volch), chlew, chleb, osiol,
wielblad, lek, szklo, kociol, pulk, miecz, cesarz, lichwa.» Wikipedia (pl.), «Goci».

Примечания переводчика:

*     В тексте перевода данной цитаты приведены также в скобках значения
польских слов готского происхождения на русском. Любопытно, что их зна-
чения на русском также готского происхождения, поскольку образованы из
тех же готских корней.
**    римское слово cesar (поль. cesarz, рус. кесарь) попало к славянам через
готов.
***  лихва (арх.) – прибыль, процент с отданного взаймы капитала. Словарь:
https://ru.wiktionary.org/wiki/лихва 

Русский источник приводит согласную с польским ресурсом информацию:

«Славяне переняли из готского языка множество слов — «хлеб» (гот. hlaifs),
«котёл» (гот. katils), «блюдо» (гот. biudan), «купить» (гот. kaupon и kaupjan),
«верблюд» (гот. ulbandus «слон»), сиять (гот. skeinan «светить, блестеть»),
чехол (гот. hakuls «плащ»), хлев (гот. hlaiw), буква (гот. boka «буква, книга»),
«художник» (от гот. handugs «мудрый») и др.» Википедия, материал «Готы»,
раздел «Память о готах»; см. веб-источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Готы

[5] В дохристианские времена все славяне исповедовали язычество и верили
во многих богов: Сварога, Святовита, Перуна, Ладу и разных прочих, общих
для предков поляков, лужичан, кашубов, силезцев, чехов, моравов, словаков,
сербов, словен, хорватов, болгар, македонцев, русских, украинцев, русинов и
белорусов, и др. славянских народов. Все они – братские славянские народы.

[6] вои — воинства, воины. См. также в толковом словаре Т. С. Олейникова:
https://old_church.academic.ru/215/Вои

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

в качестве иллюстрации к материалу произведения
представлена картина иллюстратора Alfons Mucha
https://images90.fotosik.pl/414/f92ccca0164d79ca.jpg

© Copyright: Валентин Валевский, 2010, Стихи.ру
Свидетельство о публикации №110060108444