Сказ о нужде

Светлана Чернецова
  Поселилась у одного мужика в избе нужда.  И не ждал он ее, и не звал он ее, а пришел как-то домой и видит: сидит на лавке бабка в дырявом платье и качает ногами в рваных лаптях. А сама сухарь грызет.  Испугался мужик, стал ее из  избы гнать, а она не уходит. Словно вросла в эту лавку.  И  начались  у него одни неприятности. Терпел он терпел да в один момент захотел бросить все и уйти куда глаза глядят.  Оделся, обулся, закинул мешок на плечи и пошел. Только вдруг увидел, что и нужда с ним вместе. Сидит в мешке и поглядывает вокруг.  Долго ли шли они неведомо, только встретился  мужику на дороге дед старый. Посмотрел на несчастного и говорит.
-Куда нужду несёшь? Продать что ль хочешь?
- А разве можно ее продать?- изумился мужик.
- А отчего ж нет. Если сам кто-то захочет купить, то к тому нужда и перейдет.
Разошлись они в разные стороны и мужик побежал на  ярмарку. Да встретилась ему по дороге деревня.  А на  площади дом богатый пребогатый.  Подошёл мужик к дому,   на пороге   стоит хозяин на свое добро смотрит, нарадоваться не может.  Двор его - полная чаша, как в старину говорили, да  ни одного голоса на дворе не слышно. Ни детей, ни жены.
Стал мужик с богатеем здороваться. Тот окинул прохожего сварливым взглядом и вдруг увидел у него нужду в мешке.
- Куда это ты с ней идёшь?
- На ярмарку. Продать хочу.
- Продай мне,- предлагает глупец.
- А зачем она тебе? -не смог скрыть удивления мужик.
- Поселю ее у соседей.  Целый день они песни поют и  веселятся. Надоело мне их слушать.  Пусть в нужде живут.
- Тогда покупай, да дорого нужда стоит. Найдешь денег-то столько?
- Да моих денег на сто мешков с нуждой хватит,- хвастается хозяин.  Достал кошель с золотом, сунул  мужику и взял нужду себе.  А радостный мужик побежал от него  как от чумного.
   Пришел богач  в свой дом, поставил мешок на лавку, чтобы одется подобротней,а нужда вылезла из мешка , на лавку села и стала свой сухарь грызть.
Оделся хозяин подошёл к нужде чтобы к соседям отнести, а она с лавки не встаёт. Сидит и  ногами в драных лаптях  покачивает.
- Пойдем нужда к соседям,- говорит ей дурень
- Нет, - отвечает она,- ты меня купил, теперь  я здесь жить буду.
- Тебе  у меня скучно будет, - , уговаривает богач.-А у моих соседей  весело. Там песни поют.
- А мне по нраву плачь и стоны, мне веселье не надо. Кто меня сам  берет, я у того  и живу.  И как ни хотел прогнать мужик нужду поселилась она у него. Мало времени прошло и захирел его дом. Крыша провалилась, стены покосились живность пропала, а нужда в доме сидит и сухарь грызет.
  Забедовал хозяин. - Надо мне от нужды избавиться, - кручинится он.-Пойду поищу, может кто купить захочет. Начал по домам ходить, спрашивать: - Не хочет ли кто нужду купить?
  Но куда ни заходил отовсюду его гнали, только он говорить начинал. Да ещё и тумаков давали . А особенно хозяйки: Только  узнают зачем он пришел, как ухватят рогач, которым в печь горшки ставят, и за дверь гнать начинают.
-Никто нужду купить не хочет, - расстроился мужик. - Отдам ее даром. И опять по домам пошел. Да как только услышали его люди, так и собак на него спустили.
  Прибежал  он домой. Сидит его нужда, грызет сухарь. И понял тогда мужик, что никогда он от нее не избавится.Что ни соседям, а себе ее на шею посадил. Сел на лавку рядом, ухватил сухарь и стал грызть. Зарос его двор бурьяном, даже крыши видно не было. Покосился забор и начал народ обходить это место седьмой дорогой.  Боялись приблизиться, потому что жила в нем нужда. 
  А хозяина того никогда никто уже не видел. Наверное нужда извела.
  Нельзя желать никому горя , чтобы оно к тебе не вернулось.