У истоков советской песни - братья Покрасс

Феликс Сромин
   По моему мнению, песня является наиболее доступной, понятной и используемой формой музыкальной культуры для большинства людей. Песни сопровождают нас всю жизнь, с детства до старости. Мы слышим их по радио и телевидению, в кинофильмах и спектаклях, на концертах, выступлениях самодеятельности, свадьбах, юбилеях, семейных праздниках и др. мероприятиях.

   Вспоминая молодость, могу сказать, что не помню ни одного турпохода, стройотряда и армейского построения, чтобы не пели песен. Даже в зрелом возрасте, встречаясь на различных застольях с друзьями по учёбе, армейской службе, работе, вспоминая былое, мы поем песни.
 
   В большинстве случаев, слушая или напевая какую-либо песню, мы не задумываемся об её создателях. В лучшем случае, мы вспоминаем из какого она фильма, или её знаменитого исполнителя. А ведь любая песня это, в первую очередь, плод творческого труда и таланта композитора.
 
   В этом очерке я хочу рассказать о четырёх музыкантах, композиторах, создателях и руководителях музыкальных коллективов, родных братьев по фамилии Покрасс – Самуиле, Дмитрии, Данииле и Аркадии. По сути дела, большинство первых советских песен: революционных и военных, периода Гражданской войны и становления государства, комсомольских и ряда других были созданы ими, по отдельности или совместно.

   Напомню о некоторых из созданных ими песен, широко известных моему поколению, да, наверное, в определенной степени, и последующим. Конечно, литературное описание без музыки, не может в полной мере отобразить песню, но может, знающим её мотив, напомнить о ней. А в современное время, с помощью интернета, можно быстро найти и прослушать любые песни, зная названия, создателей или даже отдельные строчки из них.

   Маршевые песни:

«Первый марш Красной армии» (Самуил Покрасс, сл. П. Григорьев - Горинштейн).               
   -- Белая армия, чёрный барон, снова готовят нам царский трон, но от тайги до британских морей Красная армия всех сильней.
   Этот марш долгие годы был главной песней, почти гимном, Красной армии. Её пели при строевом передвижении войсковых частей, и при хоровом пении в армейских ансамблях. Можно ещё добавить, что эта песня была переведена на многие языки и пользовалась большой популярностью в революционных слоях во всём мире. Её даже называли «Красной марсельезой».
 
«Марш Кавалеристов» (Дмитрий Покрасс, сл. А. Д-Актиль - Н. Френкель).               
   -- Мы красные кавалеристы, и про нас былинники речистые ведут рассказ. О том, как в ночи ясные, о том, как в дни ненастные мы смело и гордо в бой идём!
   Этот марш был создан по личной просьбе Буденного, и он был очень доволен им, тем более, что он упоминался в тексте: -- Веди Будённый нас смелее в бой …

«Марш танкистов» (Дмитрий и Даниил Покрасс, сл. Б. Ласкин).
   -- Броня крепка и танки наши быстры, и наши люди мужеством полны. В строю стоят советские танкисты, своей великой Родины сыны.

«Марш артиллеристов» (Дмитрий и Даниил Покрасс, сл. В. Лебедев-Кумач).            
   -- Артиллеристы, точней прицел! Разведчик зорок, наводчик смел! Врагу мы скажем нашей Родины не тронь, а то откроем сокрушительный огонь.
   Эти и другие марши были созданы по просьбе соответствующих родов войск, и становились их главными песнями.

   Революционные песни:

«Боевой 18-й год» ( Дмитрий и Даниил Покрасс, сл. А. Сурков)               
   -- По военной дороге шёл в борьбе и тревоге боевой восемнадцатый год. Были сборы недолги, от Кубани и Волги мы коней поднимали в поход.

«Казачья революционная» (Дмитрий и Даниил Покрасс, сл. А. Сурков).               
   -- То не тучи, грозовые облака … Кличут трубы молодого казака … Встань казачка молодая у плетня, проводи меня до солнышка в поход.

«Комсомольская прощальная» (Дмитрий и Даниил Покрасс, сл. М. Исаковский)         
   -- Дан приказ ему на запад, ей в другую сторону. Уходили комсомольцы на Гражданскую войну.

   Военные песни:

«Если завтра война» (Дмитрий и Даниил Покрасс, сл. В. Лебедев-Кумач).               
   -- Если завтра война, если враг нападёт, если тёмная сила нагрянет – как один человек, весь советский народ за свободную Родину встанет.

«Три танкиста» (Дмитрий и Даниил Покрасс, сл. Б. Ласкин).               
   -- На границе тучи ходят хмуро, край суровый тишиной объят. У высоких берегов Амура часовые Родины стоят.

«Не скосить нас саблей острой» (Дмитрий и Даниил Покрасс, сл. В. Лебедев-Кумач)               
   -- Не скосить нас саблей острой, вражьей пулей не убить. Мы врага встречаем просто – били, бьём и будем бить.

«Казаки в Берлине» (Дмитрий и Даниил Покрасс, сл. Ц. Солодарь).               
   -- По берлинской мостовой кони шли на водопой. Шли, потряхивая гривой, кони дончаки.

   Праздничные песни:

«Москва майская» (Дмитрий и Даниил Покрасс, сл. В. Лебедев-Кумач).               
   -- Утро красит нежным светом стены древнего Кремля. Просыпается с рассветом вся советская земля.
   Эта песня многие годы исполнялась по радио ежедневно в утренние часы и по своему значению считалась второй после гимна.
 
«Девушка с характером» (Дмитрий и Даниил Покрасс, сл. Е. Долматовский).             
   -- Если я ушла из дома, нелегко меня найти. Я одна могу полсвета легким шагом обойти.
   Популярность этой песни добавило её исполнение первой красавицей страны, того времени, Валентиной Серовой.

    А какие замечательные романсы они писали. Их исполняли в различных эстрадных коллективах, на концертах, в ресторанах. На первый взгляд кажется странным сочетание революционных и военных песен с лирическими романсами, но это так. Описать романсы словами невозможно, поэтому я дам только названия некоторых из них: «Две розы», «Дни за днями катятся», «Всё, что было», «Чайная роза» и др. Эти трогательные романсы до сих пор включают в свои программы самые разные певцы и певицы, и их можно прослушать по интернету.
 
  Кроме этого братья Покрасс писали также музыку ко многим спектаклям, кинофильмам, концертам и различным праздничным мероприятиям, дирижировали оркестрами, аккомпанировали певцам и сами немного пели. Теперь, когда имеется представление об их творчестве, можно рассказать и о самих братьях.
 
   Все четверо родились в Киеве, в еврейской семье продавца и совладельца продуктового магазина Якова Покрасса, любившего простую народную музыку и самостоятельно научившегося играть на скрипке. Все братья были почти погодки, Самуил родился в 1897 году, Аркадий – в 1898, Дмитрий – в 1899 и Даниил – в 1905.

   С детских лет братья проявляли значительные музыкальные способности, которые отец всячески поддерживал. Да и сами мальчишки в поисках дополнительного заработка играли, пели, отбивали чечётку на украинских, русских и еврейских свадьбах, праздничных вечеринках и других подобных мероприятиях, справляемых на окраинах Киева. И хотя в последующем  они учились на различных музыкальных курсах и даже в консерваториях, в своём творчестве они часто использовали народные мелодии, услышанные в детстве.

   Теперь немного о судьбах каждого из четырёх братьев.

   САМУИЛ (1897-1939), самый старший из братьев, первым проявил незаурядные композиторские способности. С 16 лет начал писать романсы и салонные песни, ставшие довольно популярными, и исполнявшиеся известными певцами того времени. В музыкальной истории он считается одним из родоначальников городского русского романса.
 
   В 17 лет (1913) поступил и в 20 лет (1917) успешно окончил Петроградскую консерваторию и вскоре стал известен, как композитор и виртуозный музыкальный исполнитель своих произведений. В 1920 году к нему обратился один из его друзей поэт Павел Григорьев (Горинштейн) с предложением сочинить на его слова песню в темпе марша для недавно созданной Красной армии. Марш этот, как уже отмечалось, имел огромный успех и стал своеобразным военным гимном, и в последующем был переведён на многие языки и исполнялся в разных странах.
 
   Но, закончилась Гражданская война, наступил НЭП, Самуил продолжил сочинять романсы, танцевальную музыку и т.п. произведения, исполняемые на концертах и в ресторанах. Но НЭП, как известно, быстро закончился, и широкая потребность в подобной музыке исчезла. Надо было как-то зарабатывать на жизнь. В России это стало затруднительно, и в 1924 году он поехал искать счастья в Европу. Благо, это ещё было возможно.
 
   В Европе он особых успехов достичь не сумел. К тому же находящиеся там выходцы из России, сбежавшие туда после революции, относились к нему враждебно, как к создателю гимна Красной армии.  И он отправился дальше, в Америку. Попал в Голливуд, и стал одним из самых успешных композиторов создаваемых там фильмов. Наиболее известным, имевшим мировой успех, стал его музыкальный фильм «Три мушкетёра», весёлую песенку Д-Артаньяна из которого, распевали в т.ч. и в СССР. Но, в 1939 году в возрасте 42 лет, на пике своей карьеры, он умер, отравившись в ресторане. По слухам его отравили агенты НКВД за отъезд из страны, считавшийся предательством.
 
   ДМИТРИЙ (1899-1978), тоже рано стал сочинять небольшие музыкальные произведения. Вслед за братом он в 17 лет (1914) так же поступил в Петроградскую консерваторию, но в 1917 году из-за революционных событий был вынужден вернуться в Киев, где в последующем и закончил учёбу в местной консерватории.

   В начале Гражданской войны он с труппой музыкантов гастролировал по югу России, и оказался в Ростове, когда город заняла 1-я Конная армия Будённого. Находившийся в этой армии, поэт Анатолий Д-Актиль (Натан Френкель) рассказал Дмитрию, что Будённый очень хочет, чтобы у его армии была своя маршевая песня. И что слова он написал, но нужно переложить их на музыку. Дмитрий взялся за это, и довольно быстро создал марш, ставший очень популярным для всей кавалерии Красной армии. Будённый был так доволен, что включил Дмитрия в состав своей армии, будучи в которой, он создал специально для неё ещё несколько песен.

   После окончания Гражданской войны он создавал и руководил различными музыкальными коллективами, а с 1936 года стал художественным руководителем и дирижером эстрадного оркестра ЦДК железнодорожников. Всё время он, уже совместно с младшим братом Даниилом, ставшим также хорошим композитором, и в отдельности, сочинял песни, романсы, музыку к фильмам и спектаклям. Он пользовался большим успехом и достаточным авторитетом, как у общественности, так и у руководства страны.

   Но, несмотря на все его заслуги, его жизнь, в то тоталитарное время, не раз висела на волоске. Расскажу о нескольких подобных случаях.

   Однажды он присутствовал на просмотре фильмов у Сталина, который любил смотреть иностранные фильмы, привозимые специально для него. На эти просмотры Сталин часто приглашал политическую и художественную элиту. Стали показывать американский голливудский фильм «Три мушкетёра», и на титрах появилось имя композитора Самуила Покрасса, считающимся «врагом народа» из-за своего невозвращения. Дмитрий сидел «ни жив, ни мёртв», ожидая реакции Сталина. Сталин обернулся к нему и с усмешкой спросил: - «Что испугался?» и добавил: - «Музыка то, хорошая». Так что в этот раз обошлось без репрессий.
 
   В период «борьбы с космополитизмом», при котором, в основном, преследовались представители интеллигенции еврейской национальности, Дмитрию сообщили, что готовиться его арест, и посоветовали поскорей уехать подальше от Москвы. В его ведении, как руководителя железнодорожного ансамбля, был вагон, в котором он мог со своими музыкантами разъезжать по стране. Он этим воспользовался и уехал на Дальний Восток, откуда вернулся в Москву уже после смерти Сталина.
 
   У Дмитрия был жизнерадостный и весёлый характер, он отлично владел многими музыкальными инструментами, в особенности, великолепно играл на рояле. Он часто в качестве конферансье вёл концерты, и умело владел публикой и, вообще, был «душой компании». Имея довольно низкий рост и полную фигуру, он пользовался достаточным успехом у женщин. Когда друзья интересовались у него, как это ему удаётся, он отвечал: -- «Мне бы только довести её до рояля».

   Он до конца жизни активно участвовал в музыкальной и культурной жизни страны, создавая музыкальные произведения в различных жанрах. В последние годы жизни он стал терять зрение и почти ослеп, но продолжал сочинять музыку.

    Всего он создал более 300 музыкальных произведений, многие из которых стали, как теперь говориться, «хитами». За свою деятельность он получал почётные звания и высокие награды (Засл. деятель искусств и Народ. артист СССР, Лауреат Сталинской пр., ордена Трудового Красного знамени, Красной звезды, Знак почета).

   Он единственный из четырёх братьев дожил до старости (80 лет) и умер в 1978 году определённо своей смертью.

   ДАНИИЛ (1905-1954), самый младший из братьев, также с ранних лет проявил музыкальные способности к игре на фортепьяно и сочинительству. Окончил в Киеве музыкальное училище и консерваторию. Затем поехал к старшему брату Дмитрию в Петроград, и в дальнейшем они занимались сочинением музыкальных произведений вместе.

   У них сложилось довольно удачное творческое сочетание, дополняющее друг друга. Взрывной и темпераментный Дмитрий был генератором идей и мелодий, а спокойный и уравновешенный Даниил превращал их в прекрасную музыку. Да и внешне они очень отличались между собой. Небольшого роста, довольно полный, Дмитрий, и высокий, статный, обладающий, как говориться, мужской красотой Даниил.

   Последнее качество и сыграло отрицательную роль в его жизни. На одном из артистических и музыкальных вечеров он познакомился с балериной Юлией Мельдер – вдовой старшего сына Сталина, Якова Джугашвили, погибшего в войну. Между ними возник роман, и довольно серьёзный. Сталину, конечно, доложили об этом. Он выразил недовольство, но дал указания пока не трогать его, но предупредить о возможных последствиях. Но, Даниил оказался упрямым и не прекратил свой роман.
 
   К тому же, к этому времени начались гонения на еврейскую интеллигенцию в виде «борьбы с космополитизмом».  Дмитрий, предупрежденный о возможных репрессиях, собираясь уезжать на Дальний Восток, уговаривал ехать с собой и Даниила. Но, тот отказался, не желая бросать в такое тяжёлое время Юлию одну.

   Некоторое время, в связи с разными событиями, в т.ч., связанными с болезнью и смертью Сталина, органам было не до него. Но, через незначительное время он, никогда не жаловавшийся на сердце, умер от сердечного приступа за рулём своей машины. Было подозрение, что к этому были причастны соответствующие органы, не простившие ему неповиновения.

   АРКАДИЙ (1898-19??), не был композитором, в той мере, как его братья, но был великолепным аранжировщиком, с немалой импровизацией, известных произведений, в т.ч. и своих братьев. Он стал виртуозным пианистом,    аккомпаниатором, концертмейстером и дирижёром.

   Со временем он стал главным дирижёром оркестра Центрального парка культуры и отдыха им. Горького, являющегося главной музыкально-эстрадной площадкой Москвы. В парке был свой летний театр, в котором выступали известные артисты и певцы. Парк был наиболее массово посещаемым местом отдыха жителей и гостей столицы, и быть там главным дирижёром считалось довольно престижно.

   Во второй половине 30-х годов Аркадий привёл на эстраду парка до этого малоизвестного певца Вадима Козина, и стал его аккомпаниатором. Выступления этого певца имели большой успех и, соответственно, увеличили популярность и самого Аркадия.

   Но, в 1945 году Козин был арестован, осуждён на 8 лет и сослан на Калыму. Формально причиной его осуждения было так называемое «мужеложство», что тогда формально считалось уголовно-наказуемым преступлением. Правда, и до этого он не особенно скрывал свою сексуальную ориентацию, но его не решались трогать, т.к. он был одним из самых популярных певцов страны.

   Поводом к его аресту, как видно, послужила ссора с Берией, обещавшим певцу вывести из осаждённого Ленинграда его родных, и не выполнившим своего обещания. Арест Козина очевидно явился причиной репрессий, связанных с ним людей, а Аркадий считался человеком, приведшим его на большую эстраду. Одним словом через какое-то время не стало и его. Умер ли он, или просто исчез, документальных сведений об этом не сохранилось.

   Таковы непростые, но примечательные судьбы четырёх братьев, выдающихся музыкантов и композиторов. Созданные ими песни, романсы, музыка к кинофильмам и спектаклям, и другие музыкальные произведения ещё долго будут радовать слушателей во всём мире. Ну, а для России их творчество имеет особое значение, т.к., именно, их патриотические песни и марши сыграли большую роль в становлении государства.