К 75 - летию Победы

Владимир Лядев
Память сильнее времени!                ( Посвящается моему отцу Лядеву Алексею Дмитриевичу).


     Прошедший 20-й и нынешний 21-й века изобилуют множеством разного рода, ставшими  уже историческими, событиями. Это  освоение космоса и высадка на Луну человека, освоение энергии атома и клонировании животных. Крушение социализма и как итог террор и локальные конфликты и войны, которых не избежала, к сожалению, и наша многострадальная Россия.
      Но самым памятным, самым главным событием, была Победа над фашистской Германией, которая отмечается всеми людьми бывшего Союза вот уже 75 лет как воистину всенародный праздник.
       Много в жизни человека праздников. Это его личные , семейные, государственные , общественные и религиозные праздники .Но я конечно же буду прав, когда скажу, что самым дорогим, долгожданным и желанным является нынешний наступающий праздник - День Победы.                А в его преддверии мне вспомнилась зима 1994 года. В России идёт так называемая  1-я чеченская война, а наше село получило в результате её первый цинковый гроб. В Грозном на печально известной площади «Минутка» погиб Ромка Кучеренко – выпускник Маньковской средней школы, которую я в то время возглавлял. Хоронить Ромку собралось на местном погосте буквально всё Маньково. Председатель сельского совета проводить траурный митинг отказался, заявив: «Ты директор школы и к тому же депутат сельского совета, вот и проводи!». Когда отзвучали все речи: военных, представителей школы и общественности,  я спросил: «Кто ещё хочет выступить?». И тут выходит  Ромкин дедушка и громко заявляет: « Скажите, люди добрые, за что погиб мой внук?». Эти слова как обухом топора ударили меня по голове. За что!? Дедушка, да и все люди ждали ответа. И я, тот, которому доверили вести этот митинг, должен, конечно, первым ответить на этот вопрос. Только теперь я понял, почему на похоронах не было районного начальства, а председатель сельсовета увильнул от процедуры проведения похорон. Это «за что?» до сей поры сидит во мне как горький упрёк. Потому как нет ответа. Потому, что в братоубийственной гражданской войне, коей и являлась чеченская, нет героев. Нет победителей и побеждённых. В этой войне брат идёт на брата, а отец на сына. В этой войне гибнут не люди, в ней гибнут людские души. Это ситуация, когда ангел с пеной у рта доказывающий свою правоту, превращается в дьявола. А ведь моё поколение ещё помнит  время, когда чествовали в Советском Союзе героев Великой отечественной и гражданской войны. Боже мой! Какое кощунство! Какие могут быть герои в братоубийственной войне? Слава Богу, Россия сумела это понять и исправить, но в соседней братской Украине опять наступают «на одни и те же грабли», скандируя :«Героям слава!». Вот почему только Великая Отечественная война воспринимается уже 75 лет всеми нами, как война, заставившая сплотиться вокруг Победы все нации и народы СССР. День Победы над фашистской Германией.
       Этот праздник нельзя не любить! Мы всегда его отмечаем в буйстве красок цветущих садов, когда ароматный воздух пьянит,  молодая зелень травы и листвы кружит голову, а глаза слепит яркое солнце в голубом небе.
И если  должна  была случиться Победа над тёмными силами фашизма, то, конечно же, именно в такой день - день Весны. В день торжества сил природы, в день победы жизни и весны над суровой зимой и стужей.  Это как символ торжества справедливости и  правого дела над насилием, которое нёс с собой гитлеризм.
Поэтому всегда праздник Победы ассоциируется у нас с красивым и светлым, ярким и интересным, добрым и не забываемым, торжественным и памятным.
            Поколение моих сверстников, родившихся в конце 40-х и начале 50-х годов прошлого столетия, называют поколением послевоенного босоного детства, потому, что на наши детские и юношеские годы выпала  пора становления послевоенной разрухи, становление промышленности и сельского хозяйства, практически полностью уничтоженных фашизмом.
           Мы не видели эту войну своими глазами, но мы видели в детстве и впитали с молоком матерей тот великий подъём созидания, который владел бывшими воинами, а ныне тружениками полей и ферм, рабочих заводов и фабрик, т.е. нашими отцами и матерями.
          Это был самоотверженный труд людей, уставших от ужасов войны и истосковавшихся по мирному, созидательному труду.
 Трудно было, голодно, но на работу шли как на праздник, ибо праздник был в душе у каждого – мы победили!
Порой было нечего одеть – донашивали полинялые армейские гимнастёрки и галифе, сапоги, шинели, но работали с песнями, со  счастливыми улыбками на лицах – потому, что это был мирный труд, труд от которого страна год от  года крепла и мужала, а жизнь становилась год от года всё лучше и лучше.
         Вот почему нашим родителям  очень больно было наблюдать за тем как рушился привычный, доставшийся такой дорогой ценой мир, мир коллективизма, задора, совместных дел. Мир, когда сосед считал своим священным долгом помочь соседу, когда не забывалась своя история, когда младшее поколение, закаляясь в пионерской и комсомольской организациях, тимуровской работе, почитало старшее поколение и никогда его не забывало.  Им больно, когда на первое место ставятся материальные, а не духовные ценности.

       Мой отец, Лядев Алексей Дмитриевич, рано потерял родителей и по этой причине не сумел получить надлежащее образование. Но житейская мудрость, заложенная в сиротском, довоенном детстве, выкованная в опыте Великой Отечественной войны и отточенная опытом уже послевоенной жизни, позволяла ему быть  не только профессионалом в бухгалтерском деле на производстве, но и великолепным воспитателем в семье. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Очевидно, эта истина руководила отцом, когда он предложил нам, имеющих уже свои семьи, сыновьям ,40-летие великой Победы встретить в городе-герое Ленинграде.
       Так я, мой брат Сергей и отец побывали в Ленинграде на встрече ветеранов 320-го гвардейского Краснознамённого Красносельского миномётного полка легендарных           « Катюш», которые участвовали в обороне блокадного Ленинграда, а затем в боях по прорыву самой блокады..
Боже мой! Какая это память!
     Ведь я впервые в жизни побывал в Ленинграде. Город поразил меня своей красотой, величием, историей, которая напоминала о себе каждой улицей, каждым переулком, каждым зданием и памятником. Вспоминаю, что когда подошло время отъезда, то впервые в жизни не хотелось домой.  Единственным - это было желание ещё какое - то время бродить по городу, любоваться «белыми ночами» и  разведёнными мостами, вдыхать свежий воздух с Невы, впитывать каждой клеткой своего тела необыкновенную ауру этого великого и многострадального города.
       Но самое главное, это незабываемые встречи самих ветеранов и чувство гордости за отца, которого помнят, который оказывается у нас герой,  великолепный друг и товарищ, командир дивизиона легендарных «Катюш». До этой встречи для нас детей он был  просто обыкновенный бухгалтер, в мирной профессии которого, мы  не усматривали ничего героического.
        На этой встрече я видел в седых, солидных людях, не ветеранов войны, а мальчишек , только облачённых в парадные костюмы с полными « иконостасами» орденов и медалей.
 Ведь так азартно, чуть ли не до драки, доказывать друг другу где и у кого стояла батарея 40 лет тому назад ( когда во время прорыва блокады на Пулковских высотах дали первый залп) могли бы только школьники, но никак не ветераны.
          Особенно характерен в этом отношении ещё и такой момент. На второй день пребывания в городе- герое Ленинграде, мы должны были проехать по местам боевой славы полка и посетить те населенные пункты, которые были освобождены в ходе прорыва самой блокады Ленинграда и последующего наступления на Прибалтику. Как сейчас помню, это дорога от Пулковских высот на Красное село и далее в сторону Эстонии. В гостиничном номере, ожидая автобуса, мы проснулись пораньше. Как это обычно бывает, приводили в порядок после сна комнату, готовили нехитрый завтрак. Поэтому стук в дверь оказался неожиданным. Отец стоял ближе всех к входной двери, и со словами: «Я открою!», повернул ключ в замке. Дверь внезапно резко распахнулась, едва не задев отца, который успел отскочить в сторону, и прикрыла его.
        В комнату ворвалась, в полном смысле этого слова, сухенькая, небольшого росточка  женщина, далеко уже не бальзаковского возраста. «Старушка»,  мгновенно посмотрев на нас с братом и , очевидно, сделав упреждение на время, с криками: «Лёшка!» бросается мне на шею ,при этом прыгнув, обхватывает мою  талию ногами и покрывает  лицо поцелуями. От полной неожиданности едва удерживаю женщину на руках и невольно ловлю взглядом крайне смущённое лицо отца, всё ещё прикрытого от взора необычной посетительницы входной дверью. Женщина, чувствуя мою прохладную реакцию на её бурное проявление чувств, перехватывает мой взгляд.
        Её глаза встречаются с глазами отца, и затем надолго возникает пауза немой сцены…..
        Как потом выяснилось, рейс самолёта из Сахалина, где проживала наша «старушка», из-за погодных условий был задержан, и бывшая медсестра 320-го       гвардейского миномётного полка опоздала на торжественные мероприятия первого дня.                Можно только догадываться какие чувства переполняли  в то время её, моего отца, ветеранов полка, которые прибыли тогда на эту встречу.

       Одно мне стало ясно, возраст, прожитые годы, испытания не притупляют пережитого чувства, а делают его чище ,осмысленнее, нежней. И неважно, что иметь в этом случае в виду - фронтовое братство, дружбу или Любовь. Важно одно, всю свою жизнь необходимо оставаться Человеком, мирное ли это время или военное лихолетье.
В январе 2020 года жители Петербурга отметят  77-ю годовщину снятия блокады. Когда был жив отец, он так же всегда отмечал эту дату, а из всех наград для него самой дорогой и памятной была медаль « За оборону Ленинграда».
Боже! Как летит время!
Нет уже в живых отца, многих и многих его боевых товарищей. Но недаром сказано, что жизнь мёртвых продолжается в памяти живых!
Недавно разбирая архивные записи отца, нашёл вырезку из газеты «Приазовская степь» с его личными воспоминаниями о начале наступления наших войск по освобождению города Ленинграда.
«В ночь с 11 на 12 января 1943года, соблюдая строжайшую маскировку, дивизион «Катюш» побатарейно занимал огневую позицию в районе Пулковских высот.
Утро было тихое, морозное. Шёл небольшой пушистый снег. Около восьми утра поступил приказ привести дивизион в полную боевую готовность. Боевые расчёты, выстроившись около своих машин, сосредоточено слушали обращение командования, которое зачитывали мы, командиры взводов. В обращении говорилось, что настал час, когда каждый солдат, каждый командир должен выполнить свой священный долг по разгрому врага. Обращение заканчивалось словами: «Для координации двух фронтов прибыли маршалы Советского Союза Г.К.Жуков и К.Е.Ворошилов.» Ниже - подпись командующего 67-ой Армией генерал-майора Духанова.
Залпы «Катюш» известили о начале артиллерийской подготовки. На небольшом участке фронта действовали ещё три полка «Катюш» и две бригады тяжёлых миномётов, любовно называемых в солдатской среде «Андрюшами».
Наш 320-й полк своим огнём поддерживал наступление 45-ой гвардейской дивизии, которая занимала оборону на Невском пятачке (Невская Дубровка) и приняла основной огневой удар противника. Дивизия отбивала сильные контратаки противника и не продвигалась вперёд. Медленно, но упорно продвигались вперёд воины других дивизий и частей. И только на шестые сутки ожесточённых боёв, т.е. 18-го января 1943 года в полдень пришла радостная весть, что войска двух фронтов соединились в районе рабочего посёлка №1.
О, какая это была радость для голодающих ленинградцев Это трудно описать, если не пережил это всего сам. Для меня ленинградцы остались навсегда символом несгибаемого мужества и Человечности.
В двадцатых числах января наш полк был переброшен в район рабочего посёлка №5, так  как командование опасалось, что противник может предпринять наступление с целью ликвидации прорыва. Но в феврале продолжалось расширение прорыва блокады в Колпинском направлении. Шли тяжёлые кровопролитные бои. В результате был освобождён гор Красный Бор.  В тот момент город существовал только на карте, наяву от него был одни лишь развалины.
В Колпинской операции были смертельно ранены командир полка майор Лучинкин, наш командир дивизиона Александр Калачёв, вместе со своим начальником штаба.(Прямое попадание снаряда в здание штаба на окраине Колпино). Калачёв был родом из г.Ростова, воспитывался в детдоме. Это был бесстрашный командир. Награждён орденом Красного Знамени ещё в мае 1943года. Погиб в возрасте двадцати восьми лет. Во время Колпинской операции мне посчастливилось видеть К.Е.Ворошилова.
В апреле дивизион дислоцировался в здании Дома Советов на Международном проспекте. Это одно из уцелевших зданий на окраине Ленинграда. Здесь я встретился со своим братом Иваном Дмитриевичем. Для меня это было радостное событие. Я не помнил отца т.к. он умер, когда мне не было и года. Поэтому всем хорошим в жизни я обязан братьям Ивану и Григорию. Старший Иван Дмитриевич участвовал в финской кампании 1939-40 годов. В 1941 г. воевал под Москвой, а с мая 42-го сражался за Ленинград .После этой встречи мы все военные невзгоды уже делили с братом вместе.
Прошло сорок лет. Но я явственно как будто это было вчера, представляю те далёкие суровые дни января 1943 года.
А.Лядев                гвардии старший
лейтенант запаса.»
Самому главному празднику 2020 года – Дню Великой Победы 75 лет. Всё меньше и меньше участников тех событий в живых. Не придут они в школу на классный час, не поделятся воспоминаниями с трибуны, как это бывало ранее. Так сохраним же живые мысли, чувства и правду о тех непростых временах внукам и правнукам в их  воспоминаниях.
 



Лядев В.А.