Симфонизация времени жизни

Владимир Каев
Так ехать парню в Германию или не стоит рисковать… немецкий не любит, входить в новую языковую среду будет трудно, первое время неизбежен стресс… – размышляю, ни в чём не уверенный, расхаживая по комнате. Полка, солидный том, дневники Кафки. Не читал. Достаю книгу, открываю наугад, 256-я страница (восьмая степень двойки, уже неплохо).
 
«Если б можно было поселиться в Берлине, стать самостоятельным, изо дня в день жить, пусть голодая, но давая выход всей своей силе, вместо того чтобы здесь экономить её или ещё лучше – обращать в ничто!»
 
Любопытно. Вторая попытка. Страница 130.
 
«В тот момент, когда я освобожусь от службы я немедленно осуществлю своё желание написать автобиографию. Такая решительная перемена должна перед началом работы на время стать целью, чтобы суметь управлять потоком событий. Другой же, более плодотворной перемены, которая сама по себе столь страшно невероятна, я не вижу. Тогда работа над автобиографией была бы большой радостью, потому что она давалась бы так же легко, как записывание снов, но вместе с тем дала бы совсем другой, заметный результат, который всегда влиял бы на меня и был бы доступен разуму и чувству каждого».
 
Освободиться от службы. Мне это удалось с участием календаря – возраст взял под руку, вывел за дверь учреждения. Теперь можно заняться автобиографией. Но завершающему эпоху средней школы рано писать мемуары. Оставляю фрагмент для личного пользования.

Третья попытка не выявила ничего, что можно было бы отнести к парню или к себе. Довольно и пары подсказок начала прошлого века. Раскланиваюсь со случаем, обязанный ему за участие. С лучами строк приходит то, что было, из глубины времён доходят голоса…
 
С лучами само собой сказалось, тоже случай, слов сочетание, но вслед из времени прошедшего прозвучало не моим голосом – "Транстемпоральность". Не такая уж и глубина – девяностые минувшего века. Тем же голосом озвучено: «Культура – пятое измерение». Согласен.

Это Куринский, автор автодидактической концепции. Владел несколькими десятками языков. Когда чувствовал, что пора дать слушателям передышку, брал скрипку, играл недурственно. По своей методе и рояль освоил. Последний раз видел его в московской квартире на окраине. В ту пору Валерий Александрович не на шутку увлёкся Эросом. Не сразу я понял, откуда ветер дует. Среди присутствующих была дама восточной внешности, глядя на которую Куринский расцветал. Под семьдесят было гению автодидактики. Мой нынешний возраст. Как я его понимаю!
 
Понимаю и понимал, но с освоением новых языков у меня так ничего и не вышло. Со скрипкой и роялем даже не пробовал.
 
О чем это я? Собственная персона так отвлекает! А ведь хотел о другой сегодняшней находке, связанной с громоздкой транстемпоральностью, соседствующей с экзистенциализмом.
 
«Мы и творим время и пребываем в нем одновременно. То есть живем в более сложном временном измерении, чем просто измерения длительности периодов времени, мы живем во времени времен. <…> Мы должны признать, что не мы опредмечиваем смысл жизни, а напротив, смысл жизни опредмечивает нас, не мы имеем время, а время имеет нас…  <…>  Я – и количество и качество времени.  <…>
Не только время имеет мерность, начало, середину и конец, но сам человек решает быть ему началом, серединой или концом своего конкретного становления "здесь теперь и с нами".
Экзистенциальный опыт – это опыт особенной интенсивности – опыт решения об открытости, тишине и неспешности, заполняющих экзистенциальный вакуум, обнимающий человека в его собственном бытии, в его онтологическом одиночестве».
 
Фрагменты Лукьянова О.В. из журнала восточно-европейской ассоциации экзистенциальной терапии. Кто таков? – Олег Валерьевич доктор психологических наук, завкафедрой психологии личности Томского государственного университета.

Личности… университета… Кафка где-то рядом… слова наслаиваются.
 
Между прочим, у Олега Валерьевича в статье длинные цитаты из Экзюпери и Гомбровича. Повезло кафедре психологии личности.
 
Последняя случайная фраза и – завязываю.
 
«Транстемпоральность имеет две стороны: это не только симфонизация времен, но и синхронизация жизненных пространств в тех его секторах, в которых здесь и теперь осуществляет себя саморазвитие».
 
Фраза сохранена благодаря присутствию в ней автодидактической темы – саморазвитие. Откуда извлёк сей загадочный фрагмент, не пометил. В конце концов, я же не докторскую пишу.

Такое ощущение, что множество умных людей напряжённо думали над тем, как бы объяснить мне, о чём я думаю и к чему всё это ведёт. Дойду ли до придания внятной формы тому, что во мне образовалось, неизвестно, да и неважно, главное – интересная компания:
 
 • Кафка на автобиографической свободе;
 • автодидактический Куринский смотрит в глаза Эросу, шест транстемпоральности;
 • экзистенциальный вакуум и онтологическое одиночество на кафедре психологии личности.

Экзюпери и Гомбрович промелькнули за правым плечом Олега Валерьевича. Симфонизация и синхронизация ушли в песок. Отдавая должное транстемпоральности, соотношу имена и даты.

Кафка (1883-1924)
Экзюпери (1900-1944)
Гомбрович (1904-1969)
Куринский (1939-2015)
Лукьянов (1966)