Концептуальный подход к разруливанию ситуации в Израиле
В сегодняшнем Израиле имеет место быть целый букет противостояний.
Несколько из них привели к политическому кризису, что вынуждает искать неординарные решения.
Вызов ситуации должен привести к нахождению решений с помощью поднятия на более высокий уровень, чем предлагают современные политики.
Политика - это практика воплощения решений, которые на концептуальном уровне должны созидаться мудрыми людьми, разбирающимися не только в текущей ситуации, но и в новейших теоретических изысканиях.
Сейчас мы пропишем первую часть подхода, обрисовывающую путь решения.
Вторая часть с более детальными решениями выйдет следом.
———-
Как выглядит проблемная ситуация?
Есть конфликтующие пары, которые выглядят непримиримыми оппонентами.
Непримиримость усугубляется манипуляциями политиков.
К сожалению самый легкий способ политику пробиться на вершину - это создать простейший лозунг, включающий в себя обиду на оппонента.
Этот лозунг приобретает почти сакральный статус.
(Это почти икона, на которую молится политик и его «паства»).
Так нынешняя партия «Кахоль вэЛаван» во-многом выстроилась, объединившись на ненависти в Нетаньягу, которую подпирает сфабрикованное обвинение из прокуратуры.
На самом деле - за ненавистью стоит чувство обиды, которое сначала раздувает политик по отношению к своему оппоненту в целевой аудитории, а потом манипулирует своей группой, используя обиду как «хомут» для манипуляции подопечным электоратом.
Две обиженные группы - напоминают двух баранов, которые столкнулись лбами на узком мосту - без шанса «разрулить» ситуацию.
Это конец вступления и тема к которой мы вернёмся.
ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ
Используя методологию рава Кука и некоторые разработки Пинхаса Полонского мы можем разрулить ситуацию следующим образом.
Отодвинем в стороны обиды, раздутые хитрыми политиками.
Согласно разу Куку ха любым массовым движением, особенно еврейским - стоит некая искра.
Пинхас Полонский ввёл в дискурс понятие идеал.
Возьмём противостояние религиозных и светских, которое является одним из наиболее ключевых в текущем политическом кризисе.
Применим к нему подход «идеалов».
Перепрыгнем сразу к «ответу».
Мы можем сказать, что религиозный мир ставит во главу угла идеал -
духовного роста.
Светский лагерь ставит во главу угла идеал -
Свободы.
Конечно сами лагеря могут возражать с такой постановкой задачи, но это уже будут их проблемы.
Итак, шаг первый - выставить на поверхность - два идеала - духовного роста и свободы.
И далее ключевой задачей станет нахождение путей интеграции этих идеалов с минимизацией «побочных эффектов».
По этому поводу есть несколько чрезвычайно важных книг с ресурсами, их мы упомянем позже.
Но пока обрисуем несколько ключевых ходов.
А. Когда-то у иудаизма была монополия на инструменты духовного роста для евреев.
При этом евреи сначала боролись с язычеством, потом с христианством.
(В том числе как с конкурентами).
В итоге классический Иудаизм привык рассматривать альтернативные пути как враждебные (живя в окружении язычников и христиан).
И эта жизнь "в окопах" стала для харедим - доминантой.
Но есть и «хорошие новости».
Начиная с ХХ века человечество наработало множество самых разных духовных ресурсов.
И мы видим, что «выскользнувшие» из «цепких рук» ортодоксии - активные евреи - став светскими - разбежались во все возможные духовные и психологические течения - не только в роли пользователей, но даже и отцов-основателей (начиная с Фрейда и других его коллег).
При этом постулат старого иудаизма, что «все кто не с нами, те против нас» (времён язычества и христианства) уже безбожно устарел.
Нужно иметь в виду, что и светские евреи духовные искатели воспринимают харедимный мир как непримиримых борцов - со свободой.
(Взгляд на взгляд из окопа)
То есть (и это очень важно понимать!!!!)
Харедим застряли на позиции неприримости.
Светские духовные искатели воспринимают эту непримиримость - как окончательный диагноз, который можно исправить только «бульдозером»
(снеся все здание).
Б. При этом вступает в силу второй фактор:
Сами светские стесняются ставить духовные запросы во главу угла.
Поэтому напрямую в этот дискурс они не входят, но пытаются «укусить оппонента исподтишка», обвиняя в разных второстепенных «грехах», типа неслужения харедим в армии (что очень мало мешает самой армии).
Следующий ключевой ход:
Очень важно расширить понятие духовного роста, включив туда же этически-моральную составляющую.
То есть светский, но высокоморальный еврей - это высокий уровень духовности.
И тут мы видим ещё один подвох.
Так как Израиль - видит себя наследником западного буржуазного мира, то мораль воспринимайся более второстепенной, чем рынок и экономика.
И это ещё более мешает выделить ключевые зоны развития ситуации.
Сведём все вместе.
Есть три основных проявления духовности уместных в Израиле:
Мораль
Иудаизм
Духовные подходы
При этом на самом деле оба лагеря должны согласиться, что мораль - превыше всего:
«Дерех Эрец Кедма леТора».
Отсутствие морали - обесценивает остальные два направления.
Далее -
Так как ещё до создания Израиля - евреи всего мира устремились в различные духовные изыскания, это означает что этот тренд - является мейнстримом еврейства и он должен получить законное место в еврейском государстве Израиль.
Поэтому в идеале эта триада
Мораль
Иудаизм
Духовные подходы
должна получить максимальные преференции и защиту от притеснений.
И хотя иудаизм исторически является "Праотцом" еврейства,
Но подобно Аврааму - мы являемся Отцом и Ишмаэля (ислам)
И шести детей Кетуры (духовные традиции с Восточным уклоном)...
И эта модель должна помочь нам разрулить ситуацию и выйти на ПРОСТОР новых достижений.
(Далее есть много ещё более интересных аспектов, для второй части)....