Школьницы из Полтавщины в гостях у царицы

Борис Гузь
          Начало этой истории следует отнести к 1897 г., когда в октябре-месяце в селе Хаенки Прилукского уезда Полтавской губернии (ныне Ичнянский р-н Черниговской обл.)  открылась женская церковно-приходская школа. Школу построил на собственные средства Василий Львович Величко, статский советник, поэт и публицист, проживавший в Санкт-Петербурге и владевший имением Вернигоровщина возле села. В селе имелась смешанная земская начальная школа, но жители села неохотно отдавали туда своих дочерей, да и мест там было недостаточно. Открытие женской церковно-приходской школы позволило решить проблему женской грамотности на селе.
          Церковно-приходская школа носила имя А.В. Величко в память матери поэта Анастасии Васильевны, урожденной Тарновской, которая умерла совсем молодой в 1870 г., когда ей было 33 года. Василий Величко стал попечителем школы, решая все ее материальные и финансовые проблемы.
          Заведующими школой или же законоучителями были священники местной церкви Иоанна Богослова. В 1897-1901 гг. священники по разным причинам в селе надолго не задерживались, в церкви правили службу Иоанн Стобецкий, затем Федор Списовский. С конца мая 1901 г. церковный приход возглавил священник Михаил Раевский, он стал и заведующим женской школой. С именем Михаила Раевского и связаны основные вехи истории женской церковно-приходской школы в Хаенках.
          Михаил Иванович Раевский (1864–?) происходил из потомственного духовного рода. Его дед служил священником, а отец – псаломщиком в церкви села Васковцы Прилукского уезда. Отец умер, когда Михаилу было десять лет. Епархия заботилась о детях-сиротах, в 1881 г. после окончания земской начальной школы Михаилу предоставили место исправляющего должность псаломщика в церкви с. Брисей Лохвицкого уезда, там и началась его духовная карьера. Служил псаломщиком, а с 1890 г. – диаконом в с. Березовка Прилукского уезда, затем диаконом в Воскресенской церкви при классической гимназии г. Прилуки. В феврале 1900 г. был рукоположен в священники к Богоявленской церкви с. Высокое Прилукского уезда, а в конце мая 1901 г. – перемещен в с. Хаенки.
          Михаил Раевский не имел специального духовного образования, поэтому он постигал Священное Писание и Предания Церкви, ее догматы, заповеди и уставы в ходе церковной службы, на практике учился совершать церковные таинства и наставлять свою паству, выслужив священнический сан после 19-ти лет безупречного церковного служения.
         В женской школе, возглавляемой Михаилом Раевским, кроме трех обязательных классов был организован четвертый дополнительный класс, в котором воспитанниц обучали ткачеству, кройке и шитью, в школе имелись швейные машинки и ткацкие станки. Попечитель школы Василий Величко в каждый свой приезд обязательно дарил своим воспитанницам отрезы ткани на платьица, а они могли самостоятельно пошить себе наряды в ходе обучения.
          Михаил Раевский был инициативным и деятельным священником и законоучителем, он не ограничивал свою деятельность в школе лишь учебными рамками. В конце мая 1903 г. батюшка организовал паломничество учащихся Хаенковской женской и Вороновской мужской (там он также был законоучителем) церковно-приходских школ в Киев. За 4 дня 50 детей и 5 наставников во главе с Михаилом Раевским посетили все знаменитые монастыри, соборы и церкви, говели в Киево-Печерской Лавре, поклонились святым угодникам, присутствуя на всех богослужениях, которые тогда происходили в Киеве. Была и светская часть паломничества: дети катались на электрическом трамвае по киевским улицам и на пароходе по Днепру, смотрели панораму на Владимирской горке. Поездка в Киев оставила в памяти детей неизгладимые впечатления.
          Расходы на одного паломника, как писал Михаил Раевский, составили всего 1 руб. 42 коп., благодаря льготным тарифам для детей на железной дороге и бесплатному проживанию и питанию паломников в киевских монастырях.
          К моменту возвращения паломников, в Вернигоровщину приехал из Санкт-Петербурга попечитель женской церковно-приходской школы Василий Величко. Выслушав восторженные рассказы своих воспитанниц о посещении Киева, он предложил устроить еще одно паломничество детей в Чернигов, взяв на себя все расходы.
          Паломничество состоялось в августе 1903 г., в Чернигов с Василием Величко поехали 62 ученика церковно-приходских школ Хаенок и Вороновки, экскурсию возглавлял священник Михаил Раевский. Дети поклонились мощам Святого Феодосия Черниговского, посетили Троицкий монастырь, где Михаил Раевский отслужил молебен на могиле близкого друга Василия Величко, русского консула Григория Щербины, убитого в Македонии. Паломники осмотрели достопримечательности города и присутствовали на вечернем богослужении в Елецком монастыре. В память об экскурсии Василий Величко подарил всем детям икону Св. Феодосия Черниговского.
          В августе-месяце в Хаенках при женской церковно-приходской школе на средства Василия Величко открылась бесплатная народная библиотека Общества ревнителей Русского Исторического Просвещения. Решением губернатора надзор за библиотекой был возложен на Михаила Раевского.
          Это был последний приезд Василия Величко в село, в канун нового 1904 г. по старому стилю он скоропостижно скончался в Санкт-Петербурге от воспаления легких в возрасте 43 года. После отпевания и заупокойной молитвы гроб с останками поэта был поставлен в отдельный склеп Александро-Невской лавры. Во исполнение духовного завещания летом 1904 г. гроб с прахом Василия Величко перевезли в Вернигоровщину, и 24 июля он был предан земле в родовой усыпальнице, погребение совершали пять священников.
          Находясь на смертном одре, Василий Величко распорядился выделить из своих капиталов 8 тысяч рублей с тем, чтобы проценты от этой суммы шли на текущие нужды женской школы в Хаенках, которая стала носить имя А.В. и В.Л. Величко. А свое имение Вернигоровщину Василий Величко завещал Марии Георгиевне Муретовой, своей двоюродной сестре, она и стала попечительницей школы.    
          Мария Георгиевна Муретова, урожденная графиня Ла Барт, вдова надворного советника была известным общественным деятелем, членом «Русского собрания», и входила в состав Попечительского совета гимназии «Русского собрания». Она общалась с царской семьей, в частности, с вдовствующей императрицей Марией Федоровной, которая была покровительницей учебных заведений Санкт-Петербурга.
          В 1904 г. началась русско-японская война, ее ход складывался неудачно для России, ситуация на фронтах боевых действий была сложной, в лазареты Санкт-Петербурга санитарные поезда массово привозили раненых. В империи нарастали протестные настроения, происходили рабочие стачки и демонстрации, приведшие в итоге к революционным событиям 1905 г. Общество разделилось на два лагеря, часть граждан, настроенных патриотически, поддерживала самодержавие, к ним относилась и Мария Георгиевна Муретова.
          В церковно-приходской школе с. Хаенки она организовала патриотическую акцию: ученицы школы под руководством батюшки Михаила стали шить белье для раненых воинов. Белье шилось из полотна, вытканного в мастерских школы. Всего изготовили 100 комплектов белья, каждый комплект состоял из рубахи, кальсон, полотенца, отдельно вытканного ученицами, и кисета. В кисет укладывались иконка, крестик, конверт с адресом школы и бумагой, два листа папиросной бумаги, четверка табака и две-три Троицкие книжки. Средства на приобретение предметов для наполнения кисетов были собраны в селе, а также пожертвованы Марией Муретовой. Троицкие книжки приобретались на пожертвования кружка студентов в Санкт-Петербурге, их собрали сыновья Марии Муретовой, студенты университета Александр и Дмитрий.
          Далее Мария Георгиевна обратилась к заведующему канцелярией императрицы Александры Федоровны графу Я.Н. Ростовцеву за разрешением лично поднести изготовленные комплекты белья Императрице делегацией от школы. Разрешение было получено, Царский Двор остро нуждался в демонстрации всенародной поддержки, а прием делегации сельских школьниц из провинции был весьма кстати, он позволял наглядно продемонстрировать поддержку самодержавия простым народом.
          Александра Федоровна и сама собирала, в том числе и лично, и отправляла в Маньчжурию подарки для солдат, также включавшие комплект белья, табак, а еще чай, фунт сахара и леденцы. К каждому подарку прилагалось фото Императрицы с новорожденным наследником, Цесаревичем Алексеем, на руках.
          В Санкт-Петербург из села Хаенки на средства Марии Муретовой отправилась делегация из 17 человек: священник Михаил Раевский, учительницы Феодосия Олейникова и Вера Раевская, вся старшая группа учениц, одна девочка из младшей группы, две ткачихи и швея. Делегация прибыла в столицу 13 мая 1905 г. и остановилась в доме Училищного Совета при Святейшем Синоде, где ей были предоставлены стол, врач и прислуга. Сразу по прибытию с ними встретились помощник Председателя Училищного Совета протоиерей П.И. Соколов с сослуживцами. В тот же день делегация отправилась конкой в Александро-Невскую Лавру, где в Никольской церкви, в склепе которой ранее покоилось тело Василия Величко, была совершена панихида.
          14 мая делегация присутствовала на торжественном богослужении в Исаакиевском соборе, которое было посвящено дню коронации императора Николая II и императрицы Александры. Богослужение совершали Санкт-Петербургский, Киевский и Московский митрополиты, пять епископов и свыше 50 священнослужителей. На богослужение собрались все высшие чины Российской империи.
          Аудиенция у императрицы была назначена на 19 мая в 11 часов утра, а четыре предыдущих дня члены делегации осматривали достопримечательности Санкт-Петербурга, их сопровождали по памятным и знаменитым местам столицы дети Марии Георгиевны: дочь Мария и сыновья Александр и Дмитрий.
          19 мая делегация полным составом во главе с попечительницей прибыла поездом с Царскосельского вокзала на станцию Царское село, куда были посланы придворные экипажи для следования во дворец. В Александровском дворце делегацию встретил князь М.С. Путятин, генерал-майор Свиты, который и проводил всех в царские покои. Там делегацию встречали княгиня М.М. Голицына, гофмейстерина императрицы Александры Федоровны, князь А.А. Ширинский-Шихматов, товарищ обер-прокурора, и фрейлины Императорского двора.
          По предварительной договоренности императрица принимала делегацию из священника, учительницы и четырех учениц. В 12 часов дня императрица вышла к делегации, дети сделали земной поклон, а Михаил Раевский и Вера Раевская – поясной; все удостоились целовать руку царицы. Поднося образцы белья, одна из учениц сказала: «Примите, Матушка-Царица, для раненых воинов». Другая девочка поднесла от мастерской два украинских кролевецких рушника со словами: «Царю и Вам, Государыня».
          Милостиво приняв белье и рушники, Александра Федоровна детально их рассмотрела, а затем стала расспрашивать о мастерской при школе, о предметах обучения, спросила имя и фамилию каждой девочки, интересовалась их родителями. В заключение она спросила у самой маленькой девочки, представлявшей младшую группу, не трудно ли было работать. Девочка находчиво ответила: «Для Царицы и раненых воинов работать не трудно». Затем, поцеловав руку царицы, делегация удалилась.
          Безусловно, Александра Федоровна, оказывая столь любезный прием делегации детей из украинской глубинки, просто исполняла свои государственные обязанности, но на детей эта аудиенция произвела неизгладимое впечатление.
          Далее был устроен завтрак во дворе дворца, после которого княгиня Голицына вручила от имени Александры Федоровны каждому члену делегации по большой коробке конфет. В заключение князь Путятин провел для гостей экскурсию по большому Царскосельскому дворцу с его садами и прудами. Поздно вечером делегация, переполненная впечатлениями, вернулась в Санкт-Петербург.
          20 мая Мария Муретова представила делегацию обер-прокурору Св. Синода К.П. Победоносцеву. После длительной беседы о школе в Хаенках, преподавании предметов, ремесел, опроса детей на предмет знания молитв и заповедей обер-прокурор лестно отозвался о покойном попечителе школы Василии Величко и подарил на прощанье 25 рублей на «удовольствия». По общему согласию, на эти деньги было куплено 65 икон изображений святых, которые по приезду были розданы ученицам школы.
          Дальше делегация отправилась в Москву, провожаемая напутственным словом протоиерея Соколова, одарившего всех на прощание духовными книгами.
          В Москве делегация разместилась в общежитии Московского епархиального женского училища, где им предоставили стол, врача и прислугу и выделили для экскурсий по Москве местного диакона.
          На другой день делегация возложила венок к могиле Великого князя Сергея Александровича, Московского генерал-губернатора, убитого в феврале 1905 г. эсером Каляевым, там Михаил Раевский совершил панихиду, а дети пели.
          Поклонившись святыням Москвы, посетив Оружейную Палату, Николаевский царский дворец и все достопримечательности города, делегация, накануне отъезда, была принята вернувшимся из Санкт-Петербурга митрополитом Московским Владимиром. Владыка одарил всех иконками и книгами, угостил десертом и благословил в путь.
          Пропутешествовав около месяца, делегация вернулась в Хаенки. В середине июня на адрес Марии Муретовой в Вернигоровщине из Санкт-Петербурга пришел подарок от императрицы: живописный портрет Александры Федоровны и комплект из 35 картин по священной истории. В воскресенье 26 июня портрет императрицы, украшенный цветами, был торжественно перенесен всеми ученицами во главе с учительницей Верой Раевской в школу, перед зданием был совершен благодарственный молебен. Мария Георгиевна прочла составленный от имени сельчан благодарственный адрес царице от прихожан церкви Иоанна Богослова. Его подписали 97 козаков и крестьян, старосты Хаенок и Вороновки, сельский писарь и причт. Получив благодарственный адрес, императрица Александра Федоровна через графа Ростовцева попросила Марию Муретову передать сельчанам искреннюю благодарность за адрес, который ее глубоко тронул.
          Переданные делегацией комплекты белья Александра Федоровна отправила в Маньчжурскую армию, в школу пришло из Маньчжурии более 50 писем от солдат, благодаривших сельчан за белье и подарки.
          Посещение царской резиденции и прием у царицы стали яркими и неординарными событиями в жизни всех участников и навсегда остались в их памяти. Михаил Раевский писал: «Так иногда в серой убогой захолустной жизни сельской проблеснет жизненный яркий радостный луч, который запечатлевается навсегда».
          А в женской школе Хаенок продолжали обучать детей, в дополнительный четвертый класс стали принимать и девочек из других сел. Вот объявление, опубликованное Михаилом Раевским в 1909 г. в «Полтавских епархиальных ведомостях»: «При Хаенковской женской одноклассной церковно-приходской школе Прилукского уезда преподается: ткачество, кройка и шитье; ткут: всех размеров, узоров и качества холст, скатерти, салфетки, рушники и половики. Кроят и шьют на машинке: кофты, юбки и белье. Возраст поступающих от 13 лет. Вакантных мест 10. Плата за обучение 5 р. в год. Квартира и стол в пределах села свободны».
          В церковно-приходской школе преподавали русский язык и арифметику дочери Михаила Раевского Вера и Варвара, окончившие Полтавское епархиальное женское училище. В 1910-х годах сестры окончили Высшие женские курсы в Киеве по историко-филологическому отделению.
          Мария Муретова, как основная землевладелица села, вместе с дочерью Марией состояли членами Хаенковского сельскохозяйственного общества, председателем которого являлся Михаил Раевский.
          В январе 1912 г. Мария Георгиевна Муретова скончалась в Санкт-Петербурге от рака брюшины в возрасте 48 лет и была похоронена на кладбище Александро-Невской Лавры. Имение Вернигоровщина перешло к ее детям, попечительницей школы стала Наталья Платоновна Муретова, урожденная Кулаковская, жена Дмитрия Муретова.
          Она успешно продолжала дело своей предшественницы, лучших выпускниц школы стала направлять на учебу в ткацкую школу-мастерскую с. Дегтяри Прилукского уезда, где они учились ткать марселевые одеяла на большом станке. Дегтяри славились своими ткацкими изделиями, одна из мастериц даже получила грамоту и 25 руб. вознаграждения от императрицы Марии Федоровны за поставленные царскому двору льняные ткани.
          С началом I-й мировой войны Михаил Раевский в своем доме организовал швейную мастерскую, где шили белье для воинов. К пошиву белья были привлечены 60 девушек, бывших учениц женской школы. Группы по 20 человек под руководством 4-х учительниц, меняясь, работали по вечерам с 18 до 22 часов. Полотно в количестве 360 аршин было получено из уездного комитета Красного Креста, примерно столько же собрали в селе.
          Ну а дальше была февральская революция, а за ней и октябрьский переворот, империя погрузилась в водоворот гражданской войны. Судьба последней попечительницы женской школы в Хаенках Натальи Платоновны Муретовой была трагичной, в августе 1919 г. ее застрелил выстрелом в упор боец заезжего красноармейского отряда. Подробнее читайте в статье «Судьбы дворян Муретовых».
          Земская и церковно-приходская школы были преобразованы в четырехклассную начальную трудовую школу, а публичную библиотеку Михаил Раевский был вынужден перенести в здание церкви.
          Церковь в Хаенках пережила и гонения в проведении богослужений в 1920-х годах, и конфискацию в 1926 г. церковных ценностей. С 1928 г. Михаил Раевский проживал в г. Ичня с дочерью Варварой, по мужу Федоровой, школьной учительницей, и внучками Людмилой и Верой, а в Хаенки ездил служить и хоронить.
          В начале 1931 г. в Хаенки приехали закрывать церковь двое уполномоченных из Прилук. Они организовали шабаш с участием детей, которые возили на санках и затем сожгли соломенные чучела попа и попадьи, а местные «комбедовцы» рубили и жгли на костре церковные иконы. Кругом на снегу валялись книги из публичной библиотеки. А вокруг стояли верующие, они молились и плакали. Когда уполномоченные ушли, верующим удалось спасти несколько икон и часть книг, которые затем долгое время хранились в сельских хатах. Икона Пресвятой Богородицы «Достойно есть», написанная монахами Афонского монастыря в 19-м веке и подаренная церкви Василием Величко, сейчас находится в церкви Святой Покровы соседнего села Заудайка.
          Дом священника передали школе, а дальнейшая судьба Михаила Раевского неизвестна.
          Полученные в церковно-приходской школе навыки кройки, шитья и ткачества стали хорошим подспорьем для женщин в семейной жизни, позволяя хоть как-то одеваться в условиях советской нищеты и безденежья, и при отсутствии промышленных товаров в магазинах. У многих выпускниц имелись швейные машинки немецкой фирмы "Зингер", купленные родителями во время их учебы. Женщины перешивали и перелицовывали одежду из бабушкиных сундуков, из домотканого полотна шили белье и традиционное женское и мужское платье, ткали полотенца и скатерти, а в послевоенный период перешивали солдатскую, в том числе и немецкую, военную форму.
          Ткали также и полотно, еще в конце 1950-х годов в селе можно было увидеть на лугах за огородами длинные холщовые полотнища, которые отбеливались под солнечными лучами. А еще в 1970-х годах в селе действовала швейная мастерская, изготавливали также коврики и ковровые дорожки, которые ткали из полосок старых тканей, ставших уже ненужными.
          А вот события 1905 г. в памяти жителей села как-то стерлись, о поездке учениц женской церковно-приходской школы в Санкт-Петербург и их аудиенции в Царском селе у императрицы Александры Федоровны  никто не вспоминал. Видимо, непосредственные участницы событий рассказывать об этом просто боялись, такие уж были времена, потом участницы и очевидцы постепенно ушли из жизни, а история как-то забылась за трагедиями и катаклизмами, которые переживало село вместе со всей Украиной. Сведения о тех событиях сохранились лишь в публикациях «Полтавских епархиальных ведомостей».
          Здание женской церковно-приходской школы сохранилось, в нем сейчас находится фельдшерско-акушерский пункт, а часть здания занимает восстановленная церковь Иоанна Богослова Православной церкви Украины. А о Василии Величко напоминают две высокие ели, посаженные поэтом почти 120 лет назад неподалеку от школы.